Бизнес школа сколково

Глобальная картина мира

В 2019 году СКОЛКОВО получила престижную международную аккредитацию EQUIS EFMD, а в 2020 году вошла в GNAM (Global Network for Advanced Management) — сообщество самых влиятельных мировых бизнес-школ. Это значит, что для участников MBA-программ СКОЛКОВО открылись новые двери. В рамках учебы они смогут пройти неделю обучения в любой из тридцати двух бизнес-школ сети GNAM, в которую входят Йельская школа менеджмента, Haas School of Business университета Беркли, Стокгольмская школа экономики и другие топовые бизнес-школы Европы, Азии, Северной и Латинской Америки и Австралии. Поездка в одну из тридцати двух ведущих бизнес-школ мира состоится в зависимости от эпидемических ограничений. Это открывает участникам перспективы глобального подхода к развитию бизнеса и выхода на новые рынки. 

За глобальную картину мира в образовательной программе также отвечает профессорский состав собственных преподавателей, который объединяет экспертов ведущих бизнес-школ из США, Швейцарии, Израиля, Гонконга, Германии, Бельгии и других стран мира. Это уникальная для российского рынка команда из топовых российских и международных профессоров, которые входят в факультет MBA СКОЛКОВО, а также приглашенных международных экспертов, известных во всем мире. Российские профессора, преподающие в СКОЛКОВО, имеют степени ведущих университетов со всего мира и опыт преподавания в таких бизнес-школах, как IESE, INSEAD, EGADE и многих других. 

Международный опыт и перспектива, которую преподаватели передают выпускникам, позволяют приобрести ключевые бизнес-компетенции лидеров — гибкость мышления ​​и когнитивную сложность, включающую способность видеть глобальные проблемы в перспективе разных регионов. «Организациям будущего нужны люди, которые способны понять, каких знаний и компетенций не хватает компании, и помочь их приобрести», — уверен Майк Шимански.

Конкурс грантов

В Сколково можно выиграть грант, покрывающий до 50% стоимости программы обучения, я решил принять учатие. На начало июня, было 270 людей которые поступали на программу MBA, среди тех кто прошел все этапы поступления было отобрано 16 проектов которые приняли участие в конкурсе. 

В рамках конкурса необходимо было сделать презентацию своего проекта на 5 минут и ответить на вопросы жюри. Жюри состояло из топ-менеджеров именитых компаний, таких как: Мастеркард, Вимм Билль Данн, Ростелеком. Я выступал первым, чему рад. Ожидать очереди, наблюдая выступления других участников — беспокойно. Проекты были разные: медицина, блокчейны, недвижимость, разработка нефти. Главный приз в 30 000 € взял будущий однокурсник Самвел, разрабатывает станции для зарядки электромобилей из российских комплектующих. Большенство проектов сильные, проработанные, с отличной презентацией. Тем паче было приятно в этой борьбе взять грант в 15 000 €. 

Первый модуль стартует в сентябре. Погнали.

Спасибо: Оксане Сичениковой, Марии Поликарповой, Надежде Агаповой, Максиму Фельдману, Эрику Бровко, Денису Собе-Панеку, Борису Физулову, Евгении Гекман, Дарье Холодовой, Лидии Агафоновой, Грише Маслаку и Владимиру Горовому.

Выбор школы

Чтобы выбрать подходящую школу, посетил две выставки MBA программ, пообщался со студентами Гарварда, Хааса, Инсеада и Хека. В 2015 году съездил в Лондон на презентацию программы в Лондонскую Бизнес Школу. На презентации было ещё 7 человек: 5 индусов, 1 американец и 1 норвежец.

Параллельно учил английский язык, так как знал что для поступления нужна пара сертификатов ГМАТ и ТОЕФЛ. К концу института, английский был слабый, так что пришлось начинать с начала. Началом я тогда выбрал сериал «Ходячие Мертвецы», который решил смотреть на английском с субтитрами. Решение так себе, так как бóльшую часть серий занимали урчания зомби. Далее перешел на занятия с репетиторами.

Чем больше изучал вопрос со школами тем больше понимал, что программа прежде всего нужна тем кто строит корпоративную карьеру. Даже в институтах, которые пропагандируют предпринимательский дух, например Хаас, после завершения образование бóльшее количество студентов устраиваются наемными сотрудниками. Второй момент, который смущал, необходимость на два или год выйти из проектов которыми занимаюсь. На тот момент не рассматривал партайм обучение.  

Знакомство со Сколково

В феврале 2017 года увидел рекламу MBA в Сколково и решил поехать посмотреть кампус. Был уверен, что это первое и последнее посещение школы, был предвзято настроен к программам MBA в России. Казалось, что в России на обучении MBA просто стараются срубить денег каждый кому не лень. На презентации в Сколково услышал важные моменты:

  1. Обучение проходит в течение 18 месяцев, в модульном формате, один модуль — одна тема, одна неделя в месяце. На протяжении этой недели, живешь на кампусе — занятия проходят с утра до позднего вечера. Обучение совмещаешь с работой, а полученные знания сразу применяешь на практике. 
  2. В классе 50 человек, половина класса — предприниматели. Возможно в Стенфорде или MIT также много предпринимателей, для институтов в Европе это не характерный профиль класса. А с практиками, людьми которые умеют брать ответственность, всегда интересней.
  3. Занятия проходят на английском, ведут их приглашенные преподаватели из Cambridge, IMD, ESADE, IESE. Презентуют это так: формат когда преподавателей приглашают из других институтов, позволяет приглашать лучших профессоров в своих дисциплинах. Международные практики преподаются с учетом специфики российского рынка. В программе также 2-а выездных модуля: один в Силиконовой долине и второй в Китае. 


Здание, где проходят занятия

Есть люди, но нет команды

Менеджмент как искусство строить команды и вдохновлять людей по-прежнему остается востребованным и ценным навыком. Он входит в топ-5 hard skills в исследовании LinkedIn о самых востребованных у работодателей навыках и в топ-10 ключевых навыков по данным WEF. Пандемия подтолкнула компании по всему миру к удаленной работе, что, в свою очередь, выявило нехватку менеджерских и лидерских навыков, отмечает Майк Шимански: «Для того, чтобы группа людей стала командой, им необходимо научиться доверять друг другу. Им необходимо выработать так называемые shared mental models — общее понимание того, как устроен мир, куда мы движемся и как мы будем идти к цели. Проблема в том, что эти модели вырабатываются не в проектной работе, а в неформальном социальном взаимодействии. В новой реальности проектной работы, с zoom и skype-встречами, этого взаимодействия, как правило, нет — и в результате у вас есть просто группа людей, которые вместе работают над задачами. Но нет команды. Для того, чтобы превратить такую группу людей в команду, нужен опытный менеджер». 

На эту боль отвечает вторая специализация, которую предлагает программа MBA СКОЛКОВО, — advanced management. «Цель этой программы — дать студентам возможность стать потрясающими менеджерами, способными формировать команды и управлять ими в самых разных условиях, включая непростой формат удаленной работы. Но мы фокусируемся не только на работе с командой. В рамках этой специализации вы сможете изучить целостный подход к менеджменту компании. Он включает такие блоки, как управление изменениями, сложные переговоры, а также принципы устойчивого развития, где мы будем рассматривать тему ESG не только как вызов, но и как возможность внести свой вклад в развитие общества», — отмечает Майк Шимански. Он уверен, что эта специализация будет интереснее для тех, кто недавно стал менеджером или готовится к переходу на новую ступень в карьерной лестнице, на которой будет необходимо управлять большими командами. «Программа также будет полезна предпринимателям, которые построили успешный бизнес. В какой-то момент они приходят к этапу, когда от мышления «Нас пятеро, и мы покорим мир» надо перейти к «На меня работают пятьсот человек, как мне качественно управлять компанией?», — добавляет Шимански. 

Новая реальность бизнеса: need for speed x need for change

Когда-то выпускники MBA после двух лет непрерывного обучения приходили в компании, где в конференц-залах решали задачи по управлению бизнесом вместе с группой других выпускников бизнес-школ. Сегодня их ждут Zoom-сессии, в которых собеседниками выступают руководители по разработке, специалисты по клиентскому опыту и менеджеры продукта, каждый из которых говорит на своем языке. Бизнес-образование меняется, чтобы помочь студентам в этом новом опыте. Так, одной из ключевых особенностей обновленной программы MBA СКОЛКОВО стал выбор специализации в соответствии с целями студентов. На данный момент слушателям доступны две специализации — Management analytics и Advanced management, однако в следующих когортах их станет еще больше. Специализация является одним из способов кастомизировать образовательную траекторию, наряду с онлайн- и офлайн-курсами по выбору и проектной работой. Таким образом студент становится архитектором своего образовательного опыта, а бизнес-образование реагирует на запрос о предоставлении индивидуальных образовательных решений.

В исследовании World Economic Forum зафиксирован важный факт: 50 % ключевых компетенций, необходимых работодателям в 2025 году, — это problem solving skills, навыки по решению проблем. Первое место среди них занимает аналитическое мышление. «В эпоху, в которую бизнес работает с огромным количеством информации, умение использовать эти данные и принимать обоснованные бизнес-решения становится ключевым навыком будущего», — говорит Майк Шимански, академический директор программы MBA СКОЛКОВО. Именно поэтому в основу специализации Management analytics вошли такие блоки, как сбор и управление данными, предиктивное моделирование, управление изменениями на основе данных и этика и регулирование искусственного интеллекта. Эта специализация будет в наибольшей степени полезна бизнес-лидерам, которым необходимы навыки и инструменты для внедрения процессов принятия решений на основе аналитики данных. Выпускники MA будут способны формировать стратегию управления на основе данных, грамотно ставить задачи техническим командам и поставщикам аналитических решений и технологий искусственного интеллекта, а также прорабатывать вопросы управления изменениями, связанными с внедрением аналитических технологий в функциональных подразделениях и определенных линиях бизнеса. Это значит, что они станут ценным приобретением для любых крупных компаний в роли руководителей хабов экспертизы по искусственному интеллекту или работе с большими данными. При этом запрос на компетенции management analytics с течением времени будет только расти.

Как поступал

Я решил поступать. Первый этап — подготовка пакета документов с дипломом, резюме, парой рекомендаций и ответами на 4-е вопроса о мотивации и планах. Документы отправил 5-го апреля. Второй этап — прохождение интервью на кампусе школы, прохождение теста на знание английского языка и теста на логику. На кампус школы приехал 18 апреля. Интервью проходил с Надеждой Агаповой, длилось оно полтора часа в формате дружеской беседы. В тот же день получил подтверждение, о том что прошел на следущий этап — личное собеседование с одним из учредителей Сколково. 

25 апреля вместе с ещё 5-ю потенциальными студентами приехал на встречу с Андреем Раппопортом. На этапе прохождения интервью с учредителем отсеивается 30 % студентов. Со встречи запомнилось, как Андрей Раппопорт рассказывал о том, что он и другие учредители школы создали Сколково, так как поняли, что надо создавать пласт управленцев в России, учить новое поколение если хотим качественных изменений в стране

Обсудили, что Сколково уделяет внимание наследию русской школы менеджмента Георгия Щедровицкого. Когда читал Оргуправленческое мышление, не мог поверить, что в отечестве кто-то так разносторонне и последовательно рассуждает о процессах управления — рекомендую почитать

Через неделю получил весточку, что интервью пройдено удачно, поступил.