Соловки инфо

Как доехать на общественном транспорте

Соловецкий монастырь находится на остовах, поэтому самым быстрым дорогим и всесезонным способом оказаться там был и остается самолет архангельского аэропорта, но и тут могут подстерегать дополнительные трудности в виде плохих погодных условий и отсутствия обратных билетов, приобрести которые можно только на острове.

Гораздо проще и дешевле добраться до Карелии на любом мурманском поезде до Кеми или Беломорска. А далее уже вышеописанным способом по морю.

Трудности возникают в состыковке расписания прибытия поезда и отправления теплохода. Подгадать вариант без ночевки довольно трудно, поэтому придется остановиться в отеле или гостинице, о бронировке которых лучше позаботиться заранее.

Добирающимся ранним поездом из Петрозаводска или Санкт-Петербурга есть возможность успеть на теплоход в тот же день. От вокзала до порта ходят маршрутные такси и рейсовый автобус. Можно заранее позаботиться и заказать трансфер.

Начало основания обители, первый игумен Зосима

Слава об их подвигах и святых делах распространялась, и на остров прибывали люди, которых притягивала монашеская жизнь и спасение души.

Преподобного Зосиму однажды посетило видение. После молитвы, выйдя из келии, он увидел озаряющий окрестность необыкновенный свет. В этом свете на воздухе стояла прекрасная церковь, как знак благословения Божьего. Вскоре на месте явления построили первый Спасо-Преображенский деревянный храм. Обитель разрасталась, и ей требовался настоятель.

1452

в этом год преподобный Зосима становится первым игуменом обители

По прибытии в обитель, новый игумен совершает литургию. Во время службы вся братия увидела пр. Зосиму охваченного нетварным ослепительным светом. Это знамение было признаком будущей славы Соловецкого монастыря.

В 1465 году Зосима перенёс мощи преподобного Савватия в обитель.

Более сорока лет преподобный Зосима отдал родной обители.17 апреля 1478 года основатель Соловецкого монастыря преставился, и похоронен за алтарем Спасо-Преображенского храма. В 1479 году преставился преподобный Герман.

1547

в этом году канонизированы преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

В 1460 году монастырю отдают на вечное владение все Соловецкие острова.

В 1539-1551 годах, указами государя Иоанна IV, во владение Соловецкого монастыря отдано три деревни со всеми угодьями, и рыбными владениями. Монастырь освобождался от всех налогов, и ему разрешено торговать по всей Руси.

Погода на Соловецких островах

Так как острова находятся в северной части Земли, слишком теплыми днями Соловки не радуют. Наиболее высокая температура наблюдается в июле, в это время воздух прогревается до + 20 градусов. Поэтому вторая половина лета будет наиболее подходящим периодом для посещения Соловецких островов. Но, следует учесть, что погода здесь не постоянна, если утром пасмурно и идет дождь, к обеду может распогодиться и появится солнце. Туристам, отправляющимся в путешествие обязательно нужно взять теплую кофту или куртку. Отметим, что довольно комфортно на островах в августе, температурные показатели –  +16 – +17 градусов, а в сентябре + 11.  А вот сильных морозов на Соловках не бывает, средние температуры зимой от  -10 до -12, а световой день длится не более 4-х часов.

Интересные факты о Соловках

  • Появление островов связано с отступлением ледников, которое произошло почти 12 000 лет назад.
  • Реки на островах отсутствуют, зато есть много реликтовых озер, порядка 600.
  • Болота занимают 1/8 часть архипелага.
  • Соловки среди других островов Белого моря, являются самыми большими и, даже, превышает размеры знаменитых Мальдив.
  • Примечательно, что на островах водятся популяции 30-ти видов комаров.
  • Березы архипелага имеют причудливую изогнутую форму, которая образуется под действием ветров.
  • Животный мир здесь представлен лисами. белками, оленями, зайцами  и др, птиц насчитывается 200 видов.
  • Первые стоянки первобытного человека относятся к 3 веку до н.э..
  • До сегодняшнего дня исследователи спорят, кто построил Соловецкую крепость, по одной из версий, она была сооружена еще до прихода монахов.
  • В 1669 году началась осада крепости и длилась она 8 лет. Монахи отказывались придерживаться новых правил богослужения, введенных патриархом Никоном.
  • Не смотря на климат, который не назовешь теплым, здесь выращивали в парниках арбузы, дыни, персики. Тепло подавалось с воскобительного завода по трубам.
  • У монастыря была своя гидроэлектростанция, установленная в 1911 году между Сухим доком и Святым озером. Ее разрушение произошло во времена правления Брежнева.

P.S. Отправляясь в путешествие на Соловецкие острова, помните о переменчивости погоды в этих местах, положите в дорожную сумку теплую одежду, головной убор и удобную обувь. В летнее время пригодятся кремы и мази от комаров

Соловецкие подземелья

Среди любителей мистических тайн бытуют также истории о неких подземных ходах, которыми изрыты все острова. В особенности, самый главный, Большой Соловецкий остров. Говорят о каких-то лабиринтах и коридорах, пробитых в самом гранитном основании острова, о том даже, что такими ходами соединены между собой некоторые острова, то есть, пролегают они ниже морского дна. Все эти ходы строго засекречены, поскольку скрывают таинственные артефакты – от библиотеки Ивана Грозного, бережно хранимой монахами, а затем спрятанной от большевиков, до золота белогвардейцев, которое пришлось оставить здесь во время бегства от тех же большевиков.

Реальность, как водится, далеко не так фантастична. На главном острове архипелага действительно имеются подземные ходы. Это – часть великолепной гидросистемы, созданной монахами еще в XVI веке. Они соединили каналами многочисленные озера острова, и устроили подземные тоннели. Через них в периоды сильных паводков изливается в Белое море вода из Святого озера, на берегу которого стоит монастырь. Часть этих гидротехнических сооружений в настоящее время пребывает в сухом состоянии, часть по-прежнему функционирует. Энтузиасты, обследовавшие эти ходы, говорят, что они представляют собой зрелище редкой красоты и таинственности. Входы в некоторые из них действительно были замурованы советскими властями, но не из-за стремления скрыть древние артефакты, а чтобы предотвратить побеги заключенных.

Как добраться

Удобнее всего добираться до островов по морю. Теплоходы ходят от причалов карельских городов Кемь и Беломорск. Сезон начинается 1 июня, заканчивается 20 сентября. Во время шторма судоходство прекращается.

В Кемь ходят поезда из Санкт-Петербурга и Москвы, от вокзала до причала в Рабочеостровске можно доехать на автобусе или такси за 100 рублей с человека. Кстати, именно в Рабочеостровске снимали фильм «Остров», избушка главного героя все еще стоит на берегу.

Один день в пути на поезде.

Самолет на Соловки летает из аэропорта «Архангельск»: местная авиакомпания «2АОАО» по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям совершает рейсы в 14:30 из Архангельска, в 15:50 — с Соловков. Время в пути — 50 минут, стоимость билета в одну сторону — от 7500 рублей.

Вариант побюджетнее — теплоход «Беломорье», который ходит из Архангельска на Соловки два раза в месяц. В пути придется провести больше суток, билет в одну сторону стоит 2440 рублей.

Частные суда
Пока мы изучали Медвежьегорск и мемориальное кладбище Сандармох, море было закрыто, но в нужный день шторм немного стих, и теплоход пустили. Двухчасовое путешествие с сильной качкой на теплоходе, пахнущем соляркой, мы запомним надолго. Еще на Соловки ходят частные суда, на таком мы возвращались на материк. Час пути и почти не болтает, но купить билет заранее нельзя, надо договариваться с местными. Арендовать частный катер на 6–10 человек будет стоить 12–25 тысяч рублей.

Возрождение монастыря, современная жизнь монахов

Совет по делам религий, после долгого рассмотрения заявления общины, — зарегистрировал на Соловках религиозное общество.

14 апреля 1989

день рождения соловецкой общины

В 1990 году на остров прибыл первый священник — иеромонах Герман (Чеботарь), нынешний духовник Соловецкого монастыря.

Иеромонах Герман, первый священнослужитель и духовник Соловецкого монастыря

На территории монастыря сейчас проживает около 30 монахов.

Игумен Соловецкого монастыря — архимандрит Порфирий. Родился в 1965 году в г. Саров, в семье ученых. Окончил Московский авиационный институт, затем Московскую духовную семинарию. В 1997 году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре.

10 октября 2009 года назначен наместником в Соловецкий ставропигиальныйо мужской монастырь. На Соловки прибыл в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, 26 октября того же года.

Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий

В 1992 году состоялось знаменательное событие. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы возвратились в монастырь.

22 августа 1992

возвращение святых мощей на Соловки

Торжествах возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соловецкие святые вновь обрели свою обитель.

Реквизиты монастыря, как добраться до острова

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: + 7 (8183590) 298

Как добраться до Соловков — подробно изложено на сайтах:

  • Соловки — как добраться, гостиницы, экскурсии и информация для туристов;
  • Как самостоятельно добраться до Соловков.

Подробная карта Соловецких островов с указанием достопримечательностей Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

История Соловков

Нынешний облик Соловецкий архипелаг, как и весь север Европы получил с отступлением ледника 10 тыс. лет назад. Постепенно земли, освобожнающиеся ото льда, осваиваются человеком.

Соловецкие острова в тихую погоду достаточно легко достижимы на лодке со стороны Кеми, переходя от островка к островку, через Кемские шхеры и архипелаг Кузова, можно попасть на Соловки, поэтому острова были освоены достаточно давно.

Вероятно, первыми людьми на Соловках были представители той же культуры охотников и собирателей, что распространялась по северу современной Норвегии и Финляндии. На островах в изобилии водилась нерпа, можно предположить, что Соловки служили охотничьими угодьями с сезонными поселениями.

На Анзере, Большом Соловецком и, особенно, Большом Заяцком островах можно увидеть артефакты доисторического периода. Заяцкий остров просто покрыт лабиринтами, самый большой из которых составляет 25—27 м в диаметре. Назначение лабиринтов спорно, из множества гипотез наиболее правдоподобно выглядит связь с погребальным культом: душа умершего не должна найти выхода в мир живых. Хотя в самих лабиринтах останков, вроде бы, не найдено, в расположенных рядом каменных горках-пирамидках обнаружены обожженные останки человека и промысловых животных, датируемые 2—1,5 тысячелетием до н. э. Предполагается одновременность захоронений и лабиринтов, хотя ничто не говорит против более раннего или позднего сооружения лабиринтов.

В XI—XII вв. Поморье прочно входит в зону интересов Новгорода, на берегу Белого моря появляются русские поселения, постепенно складывается субэтнос поморов. Центрами русской экспансии становились православные монастыри. Вокруг отшельников, уходящих в дикие пустынные местности, собирались общины, оформлявшиеся со временем в монастыри, получавшие в свои владения окружающие деревни и промыслы. Частью именно такого процесса стало появление Соловецкого монастыря.

На Соловецкие острова в поисках пустынного житья прибыли монахи Савватий (ученик св. Кирилла Белозерского) и Герман. Савватий вскоре умер, а Герман нашел себе другого сопостника — Зосиму, к ним постепенно присоединились и другие братья и Зосима в 1436 г. стал первым игуменом новообразованного монастыря.

Монастырские стены возводились, как надежное фортификационное сооружение, так как монастырь в то время находился в зоне русско-шведских конфликтов. На те времена Соловки представляли собой современную и грозную крепость, прикрывавшую вход в Онежскую губу и далее в Онегу.

Период расцвета монастыря связан с именем еще одного игумена — св. Филиппа (Колычева), ставшего позже митрополитом Москосвским во времена Ивана Грозного.

Соловецким монахом, бежавшим из монастыря, был будущий патриарх-реформатор Никон.

При патриархе Никоне Соловецкий монастырь стал одним из важнейших центров сопротивления церковной реформе. Беспримерным моментом истории была восьмилетняя (1668—1676 гг.) военная осада регулярной царской армией собственного монастыря, не принявшего исправленных Никоном книг. Мощная крепость противостояла штурмам, подкопам и артиллерийским обстрелам, пока перебежчик не показал тайный путь. Монахи были жестоко казнены или отправлены в ссылку, а монастырь заселен новыми монахами с лояльной Украины.

В 1765 г. монастырь переходит под непосредственное подчинение Синоду (становится ставропигиальным).

Во время англо-русской Крымской войны, в 1854 г. монастырь выдержал обстрел английскими паровыми 60-пушечными фрегатами.

После русской революции монастырь был ликвидирован, на территории монастыря в 1923 г. расположили «лагерь принудительных работ», — знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Тюрьма расформирована в 1939 г., вероятно, из-за начавшейся советско-финской «зимней» войны.

Во время Великой Отечественной войны, с 1942 по октябрь 1945 г. на Соловках базировалась часть школы юнг, готовившая юношей к боевым действиям в составе Северного флота.

Соловецкий музей был создан в 1967 г. Монастырь — в 1990 г.

Соловки. Монастырь. Иконостас Спасо-Преображенского собора.
Соловки. Монастырь. Мельница. Отработавшие жернова.
Соловки. Отряд юнг.
Соловки. Церковь-маяк на Секирной горе.
Соловки. Вид с Секирной горы. Виден Савватьевский скит.
Соловки. Ботанический сад. Это не простой шиповник. Розу морщинистую монастырская экспедиция привезла с Тибета.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья.  Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.

К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.

В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Секирная гора

Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.

Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника

На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.

Большой Заяцкий остров

Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.

1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев

Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.

Митрополит Филипп Колычев, вышивка

В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии.

Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате!

Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь.

Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить на Соловках два больших каменных собора: Успенский и Преображенский. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право. Монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. В 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка в пользу царской казны.

Последние минуты жизни митрополита Филиппа. 1880-е. Художник А. Н. Новоскольцев

В 1560 году в Соловецкий монастырь заточили протопопа Сильвестра, бывшего духовника Ивана Грозного и то ли популяризатора, то ли автора знаменитой книги «Домострой» (тут мнения историков расходятся).

В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия (то есть настоятель имел уже сан не игумена, а более высокий — архимандрита, и это означало повышение статуса монастыря). До марта 1682 года, когда учредили Холмогорскую епархию, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

В 1565 году царь Иван Грозный вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Дальнейшая история печальна — святитель Филипп не побоялся обличить жестокие репрессии царя, за что в 1568 году был смещен с кафедры, арестован и заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где через год был задушен ближайшим сподвижником Ивана Грозного, Малютой Скуратовым. Общецерковное почитание митрополита Филиппа как святого началось с 1652 года, когда мощи его были перенесены в Москву.

3

Каменные лабиринты Соловецких островов — их назначение и цели создания

Как чаще всего бывает в подобных случаях, никаких вразумительных объяснений касательно назначения всех этих конструкций ни у кого нет. По каменным лабиринтам — они, пожалуй, исследованы лучше всего — высказываются самые невероятные версии, самой растиражированной из которых почему-то стала самая абсурдная — что, мол, это ловушки для рыбы, которая в прилив заплывала в эти лабиринты и не могла из них выбраться. Это при том, что бОльшую часть лабиринтов прилив не накрывает никогда.

Каменные лабиринты на Соловецких островах

Версия 2 представляет собой модификацию того же посыла: что лабиринты — это элементы примитивной промысловой магии для все той же ловли рыбы.

Версия 3 — что все это геоглифы, созданные для маркировки островов и ориентации мореходов в пространстве. Тоже малоубедительно…

Другие гипотезы обычно связаны с разного рода взаимодействиями с потусторонним миром — некоторые исследователи считают, что там проводились погребальные обряды по сжиганию. И действительно, во многих лабиринтах находят следы пепла, но вот останки — крайне редко. Опять же, если это так, то возникают вопросы — почему тогда лабиринтов так мало? Значит, таким образом осуществляли погребения только в исключительных случаях? Для кого же тогда?

Лабиринты Соловецких островов

Интересно, что местное название Соловецких и Кузовских лабиринтов — «вавилоны». Таким же словом обозначаются совершенно другие по виду каменные плиты в Изборске с нанесенными на них геометрическими фигурами (подробнее про Изборск), назначение которых также не установлено.

Архимандрит Вениамин (Кононов)

Родился в 1868 году в крестьянской семье Шенкурского уезда Архангельской губернии. В 25 лет пришел в Соловецкий монастырь. 10 лет был трудником, потом — послушником. В 1903 году пострижен в монашество с именем Вениамин. В 1910 году братия избрала его духовником обители. Через два года Вениамин был назначен настоятелем Антониево-Сийского монастыря с возведением в сан архимандрита. Пять лет успешно управлял обителью, был дважды отмечен наградами, в том числе орденом Святой Анны.

В 1917 году по просьбе соловецкой братии архимандрит Вениамин вернулся в родной монастырь и управлял обителью до ее закрытия. В 1920 году архимандрит вместе со своим помощником иеромонахом Никифором был арестован большевиками и сослан на принудительные работы в Холмогорский лагерь. Там пробыл «во узах и горьких работах» два года.

Отбыв срок наказания, архимандрит поселился в Архангельске, а позже соорудил келью в глухом лесу и прожил там с иеромонахом Никифором 3 года. В ночь с 16 на 17 апреля оба монаха во время совершения пасхального богослужения трагически погибли — были сожжены заживо грабителями.

В 2000 году архимандрит Вениамин был причислен к собору новомучеников и исповедников Российских, а также вошел в собор Соловецких святых.

6

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.

Познакомьтесь с Анзером

Если вам повезет и вы побываете на острове Анзер (на языке вепсов, небольшой северной народности, «А’нзер» — «очень вытянутый остров»), то не забудете этого никогда. Там красиво, тихо, спокойно — сосны, озера, болота… И море вокруг. Когда-то остров весь был покрыт лесами, но когда монастырь активно занялся вываркой соли, нужны были дрова, и леса вырубили. Теперь остались тундра и лесотундра. И все равно красиво.

Только Анзер не всех к себе пускает. Раньше монахи добирались до острова раз-два в год. Теперь же туристы требуют, чтобы их отвезли туда в обязательном порядке, но это невозможно. Во-первых, если штормовое предупреждение, экскурсии отменяют — и музей, и монастырь. Во-вторых, Анзер — место строгих молитвенных скитов. На втором по величине острове Соловецкого архипелага в XVII–XVIII веках были организованы Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский скиты. Есть храмы, часовни, пустыни, поклонные кресты.

У подножия горы на Анзере селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия. Его часто навещал преподобный отец Иов — строитель Свято-Троицкого скита, человек образованный, бывший прежде духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу сосланный на Соловки. В этом месте во сне он увидел Богородицу с преподобным Елеазаром, которые сказали ему, что гора должна быть названа Голгофой и что через какое-то время здесь будут мучиться и умирать люди. Богородица повелела построить на вершине горы храм в честь Распятия Господня. Предсказание исполнилось через два века. На Анзере устроили VI отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Остров стал местом мучения и смерти. Сюда привозили священников — православных и католических, а еще больных тифом и уголовниц с венерическими заболеваниями. В деревянном храме Воскресения Христова у подножия Голгофо-Распятского скита была камера пыток, где мучили заключенных. С Анзера практически никто не возвращался — умирали здесь от голода, болезней и истязаний сотнями и тысячами. На Голгофе скончались и священослужители Петр Зверев и Владимир Введенский. В 2000 году они прославлены в лике новомученников Российских.

Сегодня на остров Анзер пускают паломников только с благословения наместника монастыря. В середине 1960-х годов он был объявлен заказником, потом особо охраняемой территорией.

9

История

Если взять любой век развития северо-западной части России, то можно найти события связанные с Соловками.     

Самые крупные на Европейском севере России языческие святилища, комплексы культовых и погребальных сооружений найдены на Соловках и были созданы во II-I тысячелетии до н.э.

Основанный в 1436 году на островах, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре — 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Монастырь был закрыт с 1920 года по 1990 год.

После закрытия монастыря на Соловках был создан лагерь для заключенных и тюрьма особого назначения, действовавшие в 20-х-30-х годах. Это самая страшная и малоизвестная страница многовековой истории Соловецких островов.

Соловки стали символом лагерного прошлого нашей страны, местом памяти и покаяния.

В годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах была организована Соловецкая школа юнг Военно-Морского флота, выпустившая 4111 соловецких юнг и отправленных затем на фронт.