Такие разные конспекты

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время, минуты 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом, например, упражнение на внимание, эмоционально- психологический настрой. 1,5

1,5

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

1 Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось;

2 Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др);

3 Приходит кто-то в гости или вносится игрушка;

4 Эффект неожиданности (шум, треск, стук.);

5 Интрига

Проблемная ситуация:

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем.). Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование

решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам

ООД

Задачи этого этапа:

или актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового. или детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий

В зависимости от возрастной группы

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

В зависимости от возрастной группы

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация

уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

— Владение способами действия, полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата;

— Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

В зависимости от возрастной группы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельностина занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?».

Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились., узнали.».

Рефлексия

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего –рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

В зависимости от возрастной группы

ПРИМЕЧАНИЕ: Не все структурные компоненты деятельности (части) использует педагог, это зависит от формы и

содержания ООД. В данной колонке «Структурные компоненты деятельности» прописывается только то, что педагог выбирает для организации своей ООД.

Основные правила

К основным правилам конспектирования можно отнести основную суть, которую должен нести конспект, исключая воду. Также для написания конспекта вам понадобится толстая тетрадь и разноцветные ручки, при помощи которых вы сможете выделить важные моменты. Кроме того, если у вас в тетради уже имеются записи, то правильно начинать следующий конспект после значительного отступа.

Случаются ситуации, когда лектор достаточно быстро передает информацию, которую вы просто не в состоянии запомнить и воспроизвести. В таком случае необходимо воспользоваться вспомогательными материалами, к которым относятся графический конспект, диктофон или конспект-план. Также стоит немного потренироваться в письме, и со временем вы сможете писать гораздо быстрее.

MetaMoJi Note Lite

Плюсы и минусы

Доступно создание текстовых и рукописных заметок.
Наличие текстового и графического редактора.
Можно работать с pdf файлами и вносить в них корректировки.
Кроссплатформенность.

Основное внимание уделяется работе только с текстовыми файлами.

Удобство ведения конспектов

8

Использование различных видов информации

7

Удобство проведения структурирования

7

Удобство при изучении записей

8

Итого

7.5
Средство конспектирования при помощи создания заметок.

Одним из способов использования является создание заметок. На самом деле эта программа является комплексным продуктом, позволяющим решать задачи офисного типа различной степени сложности. Здесь присутствуют текстовый и графический редакторы. Есть возможность вносить корректировки в файлы pdf. Существует средство для создания графических схем.

Оно является кроссплатформенным. Существуют варианты, выпущенные для iOS и Windows. В записях можно одновременно использовать различные типы информации: текст, картинки, аудио и видео записи.

Для оформления можно применять различные стили и цвета, менять шрифты. Использование медиафайлов и графических схем позволит лучше понять записанную в приложении информацию. В документах можно сочетать рукописный и напечатанный текст. Предусмотрена возможность виртуального масштабирования материалов.

Программа может качественно производить импорт и экспорт веб страниц. Информацию можно сохранять в облачном хранилище данных. Доступна возможность синхронизации документов, с которыми работают на различных устройствах.

Такие разные конспекты…

Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Виды конспектов

В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.

1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями

Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного

2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.

3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.

4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.

5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.

6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.

Как учитель может проверить рукопись?

Увы, но риск, что препод не поверит, что вы действительно писали конспект, есть. Как сегодня проверяют рукописи?

  1. Просят выслать образец вашего почерка;
  2. Требуют отправить не фото, а короткое видео, на котором вы перелистываете тетрадь до нужной лекции;
  3. Обязательно заверяют, что по окончании дистанционного обучения затребуют все конспекты для финального оценивания;

Словом, учитывайте риски и будьте, готовы, что писать ненавистные лекции, все же, придется.

Вот и все, как видите, на дистанционном обучении можно писать конспекты, даже не взяв в руки ручку. В заключение, вот что мы хотим сказать. Не увлекайтесь такими лайфхаками. Пару раз, да, можно схалтурить. Но помните, конспектируют не для преподавателя, а для себя, чтобы лучше запомнить материал. Подумайте о качестве своего обучения. О знаниях, которые должны откладываться у вас в голове, даже в условиях дистанционного обучения.

Вы же пришли в универ, не для того, чтобы научиться писать фейковые лекции?

Для чего нужен конспект и зачем нужно конспектировать?

Конспект – это краткая информация определенной изучаемой темы. С помощью него можно не только освежить определенный материал, но и еще закрепить в своей памяти эту информацию. Также, грамотно составленный конспект может стать отличной заменой книги или учебника, так как в нем изложена только самая важная и необходимая информация. Таким образом, с помощью конспекта можно гораздо эффективнее подготовиться к предстоящему экзамену или зачету. Иногда, даже на работе достаточно многие люди сталкиваются с тем, что необходимо конспектировать какой-нибудь материал

Поэтому, умение конспектировать имеет также немаловажное значение

Работа с текстом

Много веков назад до изобретения печатных станков книги писали от руки. И самым простым способом работы с текстом было их переписывание, которое обязательно должно было быть дословным.

Конспектирование, в том числе и книг, помогает лучше усваивать прочитанную информацию

Для средневекового читателя такой способ извлечения информации из написанного было самым обычном делом.

Процесс переписывания мог занимать месяцы и даже годы.

За такое количество времени действительно можно было выучить весь объем наизусть.

Грамотными и умными людьми тогда считались те, кто освоил таким образом примерно десять книг.

Но современному человеку в век высоких технологий потребуется более быстрый способ копирования информации.

На первый взгляд может показаться, что информационная среда значительно упрощает нам жизнь, но на самом деле она только усложняет ее.

Конечно, скопировать сейчас большой объем текста или целую книгу можно одним нажатием клавиши, но сможете ли вы настолько же быстро извлечь из нее нужную информацию?

Конспектирование можно назвать самым эффективным способом извлечения и усвоения знаний.

Плюсы умения вести конспект:

  • конспектирование способствует прочному усвоению прочитанного/услышанного материала, а также закреплению знаний;
  • развивает навык быстрого письма и анализирования информации, грамотного изложения и перестройки текста.

Конспекты можно вести по-разному

На сегодняшний день можно выделить несколько видов конспекта:

  1. Текстуальный. Его составляют только из цитат автора конспектируемого материала или предложений, несущих важную смысловую нагрузку. Для читателя он может стать хорошим источником интересных цитат и фактов, но у него имеется один недостаток – не активизирует память на прочитанный текст.
  2. Плановый. Последовательное и четкое изложение по заранее разработанному плану. Этот конспект очень прост в выполнении и понимании. Минус в том, что через некоторый промежуток времени будет тяжело восстановить в памяти тот материал, о котором писался конспект.
  3. Тематический. Конспект ведется на одну тему, информация для которого берется из различных источников. Такой вид конспекта позволяет в полной мере углубленно изучить интересующую вас тему.
  4. Свободный. Изложение информации в формате наиболее удобном для того, кто его ведет. Это индивидуально изложение, которое может сопровождаться планом, таблицами, цитатами и т.д..

Как видите, даже привычные каждому студенту конспекты могут быть разными.

Виды конспектов

   В зависимости от личных предпочтений, способа изложения материала и других факторов можно выбрать тот или иной способ, как вести записи в университете: они отличаются по объему, структуре, приемам составления:

1.План-конспект – оптимальный вариант для начала урока или лекции, позволяет сориентироваться в порядке изложения и рассматриваемых вопросах.

2.Схематический план – преимущественно применяется при работе с текстовыми массивами, давая возможность структурировать данные и зафиксировать ключевые моменты.

3.Реферативная запись – содержит выдержки из первоисточников, тезисы, цитаты и т.д., отличаясь большим объемом.

4.Тематический конспект – предназначен для раскрытия различного видения одного вопроса и удобен, если работаете самостоятельно с первоисточниками.

5.Графический – подходит для студентов технических специальностей, которым важно запомнить схему, формулы и т.д. Идеальный вариант, как красиво оформить конспекты в тетради, — сочетать элементы всех перечисленных методов, учитывая, какой тип восприятия лучше развит именно у вас

Кому-то удобнее запоминать информацию в виде текста, другие предпочитают таблицы, третьи – рисунки и т.д

Идеальный вариант, как красиво оформить конспекты в тетради, — сочетать элементы всех перечисленных методов, учитывая, какой тип восприятия лучше развит именно у вас. Кому-то удобнее запоминать информацию в виде текста, другие предпочитают таблицы, третьи – рисунки и т.д.

Открытые занятия. Конспекты — Конспект открытого занятия «Мастер-класс для педагогов по воздушной йоге с воспитанниками старшего дошкольного возраста»

Публикация «Конспект открытого занятия «Мастер-класс для педагогов по воздушной…»
Конспект открытого занятия мастер-класс для педагогов по воздушной йоге с воспитанниками старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Пчёлка» г.Уфа Республика Башкортостан Инструктор по физической культуре:…

Конспект открытого занятия по развитию речи «Сказка за сказкой». Драматизация сказки С. Маршака «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: «Сказка за сказкой» Выполнила: воспитатель Николаева Анастасия Владимировна Мытищи_2018 Драматизация сказки С….

Конспект открытого занятия в младшей группе «Поможем солнышку»
Всем здравствуйте! Хочу поделиться своим занятием, которое проводила в младшей группе. Конспект НОД «Поможем солнышку» Цель: вовлечение детей в игровую ситуацию для закрепления познавательного и речевого развития. Задачи: 1. Закрепить знания детей о времени года, животных,…

Методическая разработка конспекта открытого занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Чудо-дерево»
Конспект открытого занятия занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе «Чудо-дерево» Цель: формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина; формировать у детей первоначальный интерес к познанию; продолжать учить различать один и много…

И2ВЧП (SQ3R)

Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.

Исследование

Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.

Вопросы

Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.

Чтение

Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.

Вспоминание

Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.

Проверка

Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.

Преимущества метода:

  • Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
  • Позволяет запомнить и понять текст.
  • Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.

Недостатки метода:

  • Не помогает организовать записи.
  • Не подходит для записи лекций.

Внимание: почерк

Сделать его понятным для других людей можно при помощи тренировок в прописях. Поработав над каждой буквой, переходят к написанию целых слов и предложений. Еще одним вариантом может стать использование тетрадей в клетку. В этом случае слова выводят с таким расчетом, чтобы в клетке можно было поместить лишь одну букву.

Соблюдение перечисленных простых правил и проведение постоянных тренировок позволят совершенствовать технику письма. И тогда появление красивых букв и слов на бумаге окажется не за горами, а переживаний по поводу того, как научиться писать быстро, станет гораздо меньше.

Рекомендации к написанию

Чтобы правильно законспектировать книгу, нужно знать алгоритм составления конспекта:

определите цели конспектирования;
внимательно прочитайте материал, мысленно разделяя на смысловые блоки, выделяя яркие цитаты и главные мысли автора;
после прочтения книги составьте подробным план, на который вы смогли опираться во время конспектирования;
для наглядности важности тех или иных фраз выделяйте или подчеркивайте предложения;
свои мысли по поводу затронувших вас тем лучше записывать отдельно от конспекта на полях.

Важно понимать, что для человека любой текст изначально – непроработанный материал. Из множества фраз и предложений нужно найти и выделить только те, которые являются наиболее значительными, со смысловым наполнением

Из множества фраз и предложений нужно найти и выделить только те, которые являются наиболее значительными, со смысловым наполнением.

И тогда по прошествии времени, открыв конспект, вы сможете легко вспомнить, о чем была прочитанная вами когда-то книга.

В этом видео вы узнаете об интересных способах самостоятельно учить материал, в том числе и о ведении конспекта:

Как оформить заголовок конспекта

Важным элементом конспекта является заголовок темы. С его помощью в дальнейшем автору будет проще найти нужные записи

Поэтому оформлению названия лекции уделяется особое внимание. Существует пара способов для красивого представления заголовка:

  1. Слова пишутся или печатаются большими буквами, которые хорошо заметны на фоне остального текста.
  2. Заглавие темы подчеркивается или выделяется цветным маркером.

Автор может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант. Следует избегать чрезмерного использования разных цветов в тексте. Необходимо разработать определенную систему написания заголовков. К примеру, заглавия отмечать желтым цветом, термины писать красным шрифтом, а зеленый маркер использовать для примеров.

Как подготовить пересказ близко к тексту

Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста;  нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.

С чего начать

Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.

Выписываем термины и просто незнакомые слова

Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах  действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.

Составляем краткий конспект

Более внимательное прочтение. Читаем  абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).

Читаем ещё раз

На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать  рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.

Пересказ текста

Пересказываем текст, пользуясь опорным конспектом.

Смена деятельности, отдых

Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.

Повторный пересказ

Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.

Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.

В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.

Алгоритм составления конспекта

  1. Определите цель чтения книги и цель создания конспекта.
  2. Внимательно изучите предложенный материал.
  3. Разделите материал на осмысленные блоки, которые отражают главные мысли автора.
  4. Составьте после прочтения план конспекта, что стоит в нем отразить, какие ключевые моменты, даты, наименования и так далее.
  5. Опираясь на план конспекта, перечитайте еще раз текст и выпишите важные моменты в собственный конспект.
  6. Выделяйте ключевые понятия и моменты отдельным цветом или подчеркиванием.
  7. Свои мысли пишите на полях или обозначайте специальными символами в тексте.

Метод “Текстуальный”

Как вести конспект? Конспект состоит исключительно из цитат преподавателя, которые логически связаны между собой. Цитаты должны отражать ход лекции, можно оформлять их в виде колонки, где переход от одной мысли к другой отображается стрелочкой.

Преимущества. По такому конспекту можно восстановить лекцию почти целиком. Если преподаватель очень компетентен, четко выражает свои мысли и вызывает уважение у ученика, можно спокойно брать его наработки и использовать их, не трансформируя в собственные идеи и смыслы.

Недостатки. Будет сложно вести текстуальный конспект или пользоваться им, если преподаватель плохо выражает мысли, путается в словах, сбивается, часто отходит от темы. В таком случае лучше попробовать другой тип конспектирования, основанный на собственных выводах.

Существует большое количество методов конспектирования — я выделил из них 5 самых эффективных, которые точно пригодятся на онлайн занятиях. Лучше всего не зацикливаться на одном методе, а использовать несколько, исходя из сложности и объема информации, задачи курса и даже метода преподавания.