Содержание
Обнародование произведения
Важной нормой авторского права является положение (ст.1259 п. 3): «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».. Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав
Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме». При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.
Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме»
При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране
Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.
Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.
Критика
Джерри Пурнелль писал в 1983 году: «Я не видел никаких доказательств того, что … Левитские соглашения — полные« Ты не должен ничего »- иметь какое-либо влияние на пиратство». Он привел пример лицензионного соглашения с конечным пользователем, которое было невозможно выполнить для пользователя, заявив: «Да ладно, ребята. Никто не ожидает, что эти соглашения будут соблюдаться». Отметив, что на практике многие компании были более щедры по отношению к своим клиентам, чем требовалось их лицензионным соглашением, Пурнель задалась вопросом: «Почему же тогда они настаивают на том, чтобы их клиенты подписывали« соглашения », которые клиент не намерен выполнять и которые, как известно компании, выиграли. не удержаться? … Должны ли мы продолжать лицемерить как издателей, так и клиентов? »
Одна из распространенных критических замечаний по поводу лицензионных соглашений с конечным пользователем заключается в том, что они часто слишком длинные, чтобы пользователи могли уделять время их тщательному прочтению. В марте 2012 года лицензионное соглашение PayPal с конечным пользователем содержало 36 275 слов, а в мае 2011 года соглашение iTunes содержало 56 страниц. Источники новостей, сообщающие об этих результатах, утверждали, что подавляющее большинство пользователей не читают документы из-за их объема.
Некоторые критики подчеркивают скрытые последствия лицензионных соглашений с конечным пользователем для конфиденциальности. Многие включают пункты, которые позволяют компьютеру или устройству регулярно предоставлять информацию третьим лицам без уведомления потребителя.
Некоторые компании пародировали это убеждение, что пользователи не читают лицензионные соглашения с конечным пользователем, добавляя необычные пункты, зная, что немногие пользователи когда-либо их прочитают. В качестве первоапрельской шутки Gamestation добавила пункт о том, что пользователи, разместившие заказ 1 апреля 2010 года, соглашаются безвозвратно отдать свою душу компании, на что согласились 7500 пользователей. Несмотря на то, что был флажок для исключения из пункта «бессмертная душа», немногие пользователи отметили его, и, таким образом, Gamestation пришла к выводу, что 88% их пользователей не прочитали соглашение. Программа PC Pitstop включила в свое лицензионное соглашение с конечным пользователем пункт, в котором говорилось, что любой, кто прочитает этот пункт и свяжется с компанией, получит денежное вознаграждение, но потребовалось четыре месяца и более 3000 загрузок программного обеспечения, прежде чем кто-либо его получил. Во время установки версии 4 Advanced Query Tool программа установки измерила время, прошедшее между появлением и принятием лицензионных соглашений с конечным пользователем, чтобы вычислить среднюю скорость чтения. Если соглашения принимались достаточно быстро, диалоговое окно «поздравляло» пользователей с их абсурдно высокой скоростью чтения в несколько сотен слов в секунду. Южный Парк пародировал это в эпизоде « HumancentiPad », где Кайл не прочитал условия обслуживания своего последнего обновления iTunes и поэтому непреднамеренно согласился, чтобы сотрудники Apple поэкспериментировали с ним.
Лицензионные соглашения с конечным пользователем также подвергались критике за то, что они содержали условия, налагающие обременительные обязательства для потребителей. Например, Clickwrapped, сервис, который оценивает компании-потребители в зависимости от того, насколько они уважают права пользователей, сообщает, что они все чаще включают термин, который не позволяет пользователю подать иск против компании в суд.
В статье 2019 года, опубликованной Кевином Литман-Наварро для The New York Times , под заголовком Мы читаем 150 политик конфиденциальности. Они были непостижимой катастрофой , 150 терминов с популярных сайтов, таких как Facebook, Airbnb и т. Д., Были проанализированы и поняты. В результате, например, для получения большинства лицензий требуется высшее или более высокое образование: «Чтобы добиться успеха в колледже, люди должны понимать тексты с оценкой 1300. Люди с такими профессиями, как врачи и юристы, должны уметь чтобы понимать материалы с оценкой 1440, в то время как девятиклассники должны понимать тексты с оценкой выше 1050, чтобы к моменту окончания учебы они могли поступить в колледж или сделать карьеру. Многие политики конфиденциальности превышают эти стандарты ».
Подпись на договоре
Подпись для бумажного договора очевидная: клиент и автор расписываются вживую.
Для оферты вариантов больше. Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого — для оферты нужна подпись.
Скаенг продает уроки английского через оферту. Акцепт для оферты — оплата занятий: «При оплате пользователем сервиса, предлагаемого на Сайте и/или использовании cервиса или его отдельных функций, пользователь считается принявшим настоящий договор в полном объеме, без всяких оговорок и исключений (акцепт пользователя)». Договор Скаенга
«Тильда» считает акцептом регистрацию: «Регистрация в специальной форме, размещенной по адресу https://tilda.cc/registration/, является безусловным и безоговорочным принятием (акцептом) пользователем условий данного соглашения». Договор Тильды
Самые частые акцепты — это оплата или регистрация. Такие варианты законные и надежные, их можно использовать в лицензионном договоре.
Как правильно закрепить отношения с работниками
По умолчанию, исключительное право на программу принадлежит работодателю (ст. 1295 ГК РФ), но тут зарыта собака. Если документы между работником и работодателем не будут оформлены надлежащим образом, то, несмотря на наличие нормы закона, работник может «увести» права на программу и запретить работодателю использовать ее.
Чтобы не допустить такого варианта развития событий, рекомендую придерживаться следующих правил:
- Четко и ясно прописать в трудовом договоре функции, которые должен выполнять сотрудник (например, разрабатывать такую-то программу);
- Разработать положение о служебном произведении и дать его под роспись сотрудникам на ознакомление;
- Составить должностную инструкцию и точно так же получить подписи работников;
- Для каждого проекта составлять служебное задание и доносить его до сотрудника (можно электронно);
- Ежемесячно подписывать акт приемки работ (иногда это называют отчетом о проделанной работе — разницы нет), где будет зафиксировано, какую работу выполнил сотрудник;
- Прописать в отдельном соглашении размер вознаграждения сотрудника за создание программы и порядок его выплаты (1295 ГК РФ). Закон напрямую предусматривает необходимость выплаты вознаграждения и отделяет этот институт от заработной платы;
- Выплатить работнику вознаграждение.
Если компания будет придерживаться указанного выше алгоритма, то ей удастся избежать «кейса Мамичева».
Фото: wutzkohphoto/Shutterstock
Нужно ли регистрировать права на программу
Государственная регистрация Роспатентом программ для ЭВМ не обязательна и осуществляется только по желанию правообладателя. В результате регистрации правообладатель получает свидетельство.
Необходимо понимать, что свидетельство не всегда поможет доказать авторское право на программу в случае ее кражи, ведь Роспатент проверяет не работоспособность программы для ЭВМ, ее алгоритм и код, а всего лишь правильность поданного заявления.
Авторским правом охраняется именно исходный текст программы, а не сам алгоритм. Если некий плагиатор украдет идею и воспроизведет ее на другом языке программирования или запутает исходный код, отстоять свои интересы в суде будет трудно.
Таким образом, регистрация сама по себе не является панацеей от споров о принадлежности прав на ПО.
Если говорить о плюсах регистрации, то это:
- Получение официального документа (свидетельства);
- Удобство для бухгалтера — он может отражать в учете нематериальный актив;
- Экономия времени, когда нужно доказать принадлежность прав на ПО;
- Еще один бонус — капитализация стартапа, как правило, вырастает после оформления интеллектуальной собственности.
Почему компьютерные программы — объекты авторского права
С последней четверти XX века в мире наиболее распространена охрана компьютерных программ с помощью авторского права. В Договоре ВОИС по авторскому праву закреплено, что компьютерные программы охраняются, как литературные произведения, а Соглашение ТРИПС уточняет, что в этом режиме охраняется как исходный текст, так и объектный код компьютерной программы.
Россия участвует во всех основных международных соглашениях по авторскому праву. Российский законодатель использует при этом старомодный термин «программа для ЭВМ», а в договорной и судебной практике распространено понятие «программное обеспечение».
Почему для охраны компьютерных программ выбрали авторское право?
Когда в 1940–1950 годах прошлого века появились первые ЭВМ, понятия «программное обеспечение» и «аппаратное обеспечение» были тесно связаны, а владельцами программ являлись крупные производители этих машин. Они использовали средства патентной охраны, а также режим коммерческой тайны для полного контроля над новым изобретением.
Однако с развитием компьютерной техники стало ясно, что программы для ЭВМ нельзя охранять с помощью патентного права, поскольку в основном они не отвечают критериям патентоспособности: новизне и неочевидности.
Новизна подразумевает, что изобретение нигде в мире ранее не было известно, неочевидность означает, что специалист не может вывести формулу изобретения, пользуясь известными данными.
Кроме того, распространение и использование компьютерных программ постепенно становилось массовым — это тоже повлияло на выбор оптимального варианта правовой охраны.
В начале 1970-х годов Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) выдвинула предложение создать для компьютерных программ специальную охрану, как для особого интеллектуального продукта, а к 1983 году подготовила проект международного договора.
По договору охрана компьютерных программ сочетала в себе черты авторского и патентного права. Но это предложение не нашло поддержки у развитых стран. Те крупные корпорации, которые стали монополистами на рынке программного обеспечения, посчитали правовой режим авторского права наиболее выгодным для себя.
К этому времени США уже начали охранять компьютерные программы в рамках Закона об авторском праве 1976 года, а в 1980 году его дополнили специальным упоминанием компьютерных программ. С этого времени ведущие страны мира (Великобритания, Франция, Япония) тоже начали дополнять своё законодательство об авторском праве положениями о защите программного обеспечения.
Есть несколько причин, почему компьютерные программы лучше охранять с помощью авторского права:
- Компьютерные программы отвечают критериям охраноспособности произведения: они выражаются в объективной форме, доступной для человеческого восприятия, и носят творческий характер.
- Правовая охрана произведений не требует соблюдения формальностей, то есть правообладателю не нужно проходить дорогостоящую и длительную процедуру патентования — права на компьютерную программу возникают с момента её создания.
- Поскольку патент получать не нужно, не появляется проблем с оформлением прав на программу за рубежом: они возникают у компаний и авторов-программистов на основании международных соглашений в области авторского права. В эпоху интернета и повсеместного использования программных продуктов этот аргумент становится решающим.
Но не всё так гладко с применением норм авторского права. Хотя оно и позволяет решить основные проблемы правовой охраны, спорными остаются важные для программистов и пользователей вопросы:
- Какие именно структурные компоненты программы охраняются авторским правом?
- Как защитить те компоненты, которые не попадают под авторско-правовую охрану?
- Что может использовать разработчик ПО из уже существующих решений для создания новых программ?
Компьютерная программа состоит из нескольких структурных компонентов, которые имеют разный статус с точки зрения права.
Проверка прав
Откровенные мошенники встречаются не каждый день. Скорее всего, вот такой ситуации не будет: компания украла программу и теперь перепродает на нее права. А потом появляется настоящий автор и начинает судиться со всеми, кто незаконно использовал его программу. Но как юрист советую перестраховаться.
Хорошо, если в лицензионном договоре есть фраза, которая подтверждает наличие прав.
Цитата договора «Тильды»: «Администрация является правообладателем платформы и ее составных частей (код, дизайн, базы данных, ноу-хау, библиотеки, блоки, шаблоны)». Договор Тильды
Цитата из Мегаплана: «Исключительные права на программу принадлежат лицензиару на основании договора об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ „Мегаплан“, зарегистрированного 29.07.2010 года, рег. No РД 006 7802(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2 008 612 405, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 19 мая 2008 г.)». Договор Мегаплана
Цитата договора дизайнерской студии: «Студия гарантирует, что исключительное право на материалы в полном объеме принадлежит только студии. В случае претензий или исков к заказчику из-за нарушений прав третьих лиц студия урегулирует претензии за свой счет».
Исключительные права работодателя, статья в Деле
Еще посредником бывает работодатель. Например, дизайнерская студия поручает дизайнерам разработать шрифты, они их готовят, и студия их продает клиентам. В этом случае авторы — это сотрудники, а студия — посредник в продажах.
Если покупаете у посредника, лучше убедиться, что у него есть право перепродавать права. У работодателя здорово попросить отрывок из шаблона трудового договора. Подходит цитата со словами о получении исключительных прав. Например:
Все исключительные права на произведения, созданные работником в ходе выполнения трудового договора, принадлежат ООО «Маркиза».
У внешней компании-посредника можно попросить договор между компанией и автором. Автор просто так не передает права на работу, он тоже подписывает договор. Необязательно просить договор целиком, достаточно выдержки, например, начала договора:
Иванов И. И отчуждает исключительные права на фотографии ООО «Лучший фотосток Саратова».
Не факт, что получится собрать подтверждение наличия прав. Если речь о фотографии со стока, и это не редкое извержение вулкана, а обычные котики, можно не тратить время на сбор доказательств.
Если покупаете что-то дорогое — программу или фото с вулканом, советую перестраховаться. Возможно, разбирательства с автором займут больше времени, чем сбор доказательств.
Регистрируем программу для ЭВМ или базу данных
Зарегистрированная интеллектуальная собственность компании — залог спокойствия при ведении коммерческой деятельности. Если вы зарегистрировали разработку — ее не смогут скопировать другие. А если вы поставите интеллектуальную собственность на баланс — увеличите рыночную стоимость компании и сможете получить кредит для малого и среднего бизнеса под залог нематериальных активов фирмы.
Самая дорогая в мире компания «Эппл» стоит 263 миллиарда $. 70% ее активов — интеллектуальная собственность.
Способы регистрации программы для ЭВМ и баз данных:
-
Регистрация программы для ЭВМ и базы данных в Роспатенте. Длится 3-60 дней, защищает только исходный код. Если вашу разработку взяли и переделали, переписали код на другом языке программирования — доказать плагиат невозможно. Способ удобен, если вы продаете свое ПО или передаете по лицензии и нужно заключать договор.
-
. Может защитить не только код, но и концепцию вашего ПО. Если вы получите патент, никто не сможет скопировать вашу идею, переписать или модифицировать код и выдать разработку за свою. Получение патента длится 10-18 месяцев, самостоятельно получить положительное решение практически невозможно, лучше обратиться к патентным поверенным.
-
Регистрация в реестре Минкомсвязи. Позволяет участвовать в гостендерах по поставкам ПО на привилегированных условиях, не платить НДС и получать государственные гранты. Для регистрации требуется предоставить большой перечень документов и правильно заполнить все заявления. Заявку можно подавать только 1 раз в год, если один раз пришел отказ — целый год придется платить НДС. Поэтому подавать заявку безопасней тоже через патентных поверенных.
-
Помните, что любые доработки требуют регистрации. Если вы зарегистрировали программу в Роспатенте, а завтра выкатили обновление — охраняться по закону будет только та часть, которую вы отправили на хранение. Для регистрации обновлений нужно заново отправлять заявку.
-
Когда вы зарегистрировали программу для ЭВМ, можно продавать свою разработку, давать к ней доступ, выпускать продукты на основе своего кода.
Все, кто попытаются незаконно использовать ваши зарегистрированные решения для своей коммерческой цели, заплатят до пяти миллионов компенсации и в двойном размере возместят вашу упущенную выгоду.
17 лет
на рынке
Мнение редакции
Программа для ЭВМ специфический объект интеллектуальных прав. С одной стороны, она охраняется как литературное произведение. И может быть зарегистрирована в Роспатенте как объект авторского права. С другой, — заложенные в нее алгоритмы, концепция могут быть запатентованы. Разработчикам для получения максимальной защиты следует использовать оба режима. Без обращения к патентным поверенным это будет сделать сложно.
Как узнать зарегистрирует ли Роспатент наш бренд?
1 июня 2021
Инструкция по переоформлению красивого домена владельцу одноименного товарного знака
5 июня 2021
Можно ли защитить название бизнеса, не имея юрлица.
2 июня 2021
Алгоритм регистрации авторских прав и освобождения от НДС IT-бизнеса
4 июня 2021
Чем бренд отличается от товарного знака и кому пригодится бессрочный///
3 июня 2021
Главное преимущество регистрации товарного знака – гарантия безопасности бренда.
6 июня 2021
Грамотная стратегия защиты товарного знака от незаконного использования конкурентами.
2 августа 2021
Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция.
5 августа 2021
Патентование – защита разработки от конкурентов.
10 августа 2021
Правовая основа
Отношения между автором, пользователем, правообладателем и другими участниками рынка интеллектуальной собственной (ИС) регулируются четвертой частью Гражданского кодекса РФ (последняя редакция от 18 июля 2019 года). Принятие этой части ГК стало завершающим этапом кодификации гражданского законодательства России в данной сфере. Попытки свести разные правовые аспекты ИС в единое целое предпринимались еще в XIX веке, но по разным причинам процесс затянулся. Главная цель масштабной кодификации – ввести нематериальные активы в правовой и экономический оборот наравне с традиционными материальными ценностями.
Сейчас в четвертой части ГК прописаны такие ключевые аспекты интеллектуального права, как порядок возникновения авторских и смежных прав, механизм их охраны и срок действия, а также комплекс связанных с ними иных норм – регистрационных правил. Вступление в силу обновленного ГК РФ в 2008 году повлекло за собой отмену серии федеральных законов для каждого отдельного вида интеллектуальной собственности. Это позволило расчистить запутанную систему правового регулирования креативной сферы и адаптировать ее к вызовам времени. Так в законодательстве появился термин «база данных», также относящийся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.