Содержание
- Как запомнить большое количество информации за короткий промежуток времени
- Как запоминать?
- Советы психологов
- 8. Перенимать опыт великих
- Что такое память
- Методики повторения
- Простые правила запоминания
- Смотрите на общую картину
- Особенности запоминания текста на родном языке
- Сколько можно запомнить и почему человек забывает
- Когда мозг лучше всего запоминает информацию?
- Техники эффективного запоминания
- Результаты эксперимента
- Почему забывать на самом деле полезно
- Эффективные методики повторения
Как запомнить большое количество информации за короткий промежуток времени
Многие люди, чья деятельность связана с большими объемами информации, задаются вопросом — реально ли запомнить большое количество данных за небольшое количество времени? Ответ – да, и для этого нужно помнить лишь несколько простых правил. Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление)
Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы
И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.
«Все это, конечно, хорошо, – скажете Вы, но что делать если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.
Следующий секрет- записи. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все, что Вы законспектируете на бумаге, запомнится в разы быстрее.
Наиболее оптимальное время для изучения чего-либо нового – с 8 до 10 утра и и 8 до 11 вечера. В это время мозг большинства людей наиболее активен.
Крайне важно собрать всю волю в кулак, сосредоточиться, и не позволять ничему вывести Вас из этого состояния. Проще найти помещение, где никто не будет Вас искать, чем каждый раз начинать учить заново, после того, как Вас в очередной раз отвлекут
Не пытайтесь впихнуть в свой мозг сразу огромное количество информации, все равно ничего не выйдет. Куда лучше разбить материал на части и учить их одну за одной, с небольшими перерывами.
Также определяйте для себя сроки хранения изученного. Если вы учите все только на экзамен в среду, что уже в четверг вы врядли что вспомните. Но если решите, что материал нужный, интересный и вполне может пригодится позже – вы запомните его надолго.
Не забывайте о повторениях. Первый раз – через сорок минут, второй – через день, и так далее по убывающей.
Независимо от состояния вашей памяти, говорите всем что она замечательная, чуть ли не феноменальная. Тем самым Вы дадите своему подсознанию стимул, и оно будет знать, к чему стремиться.
Удачной учебы!
P.S. А вообще, самый верный способ запомнить, например, лекцию — это купить себе диктофон
Как запоминать?
Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.
- Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
- Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
- Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
- Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
- Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.
Советы психологов
6 советов от психологов, о том, как улучшить и развить память.
Совет №1. Следите за питанием
Рацион должен быть сбалансированным и питательным
Особое внимание уделите тем продуктам, которые улучшают память
Например, по мнению исследователей из американского Центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, грецкие орехи, горький шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.
Совет №2. Занимайтесь спортом
Спорт улучшает настроение и укрепляет память. Причем вдвойне полезно устраивать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.
В 2013 году исследователи К. Л. Хоган, Ю. Мата и Л. Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что тренировки улучшают память как у молодых людей, так и у стариков.
Совет №3. Избегайте перегрузок
По данным портала Инвитро провалы в памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, усталостью, психоэмоциональным, интеллектуальным или физическим перенапряжением.
Не лишайте себя полноценного сна, обеда, отдыха и пятиминуток для отдыха в процессе работы.
Законы Паркинсона (в Примерах) — Как их применять в жизни
Как улучшить память и внимание: 19+ способов, 17 упражнений и Советы психолога
Что такое кайдзен (+примеры) — Суть и Философия японского метода
Интеллект карты: Пошаговое руководство, Примеры и онлайн сервисы
Знаменитые Техники скорочтения и упражнения (+инструкции)
Совет №4. Заботьтесь о здоровье
Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.
Во сне мозг обрабатывает полученную за день информацию и «раскладывает ее по полочкам»: то, что не нужно, забывается, новое и нужное присоединяется к уже известному, а если базы нет, то кладется в новый «ящик».
Французские исследователи определили, что сон между тренировками по запоминанию информации способствует лучшему усвоению материала (2016 год).
Совет №5.Откажитесь от вредных привычек
В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально доказал вред сигарет и наркотиков для работы памяти.
А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что курение и алкоголь разрушают мозг и ухудшают память.
Кроме этого, в процессе выполнения какой-либо когнитивной задачи мозг человека с вредной привычкой испытывает серьезные перегрузки.
Совет №6. Читайте бумажные книги
При чтении с монитора скорость снижается на 30%, а также материал хуже усваивается, глаза быстрее устают.
Кроме этого, в электронных изданиях зачастую не выражена структура. А если вы читаете бумажную книгу, то можете запоминать информацию еще и визуально: «Ага, третья строка сверху на 10 странице», «Это было где-то внизу и ближе к середине».
В заключении
Мозг стареет вместе со всем организмом. В старости меняется нейрохимический баланс, нейроны дольше и сложнее группируются. Это приводит к проблемам с памятью. Однако при регулярных тренировках, систематических интеллектуальных нагрузках и здоровом образе жизни можно замедлить старение мозга.
Что касается детей, подростков и молодых людей (рассматриваем здоровых граждан), то они при помощи тренировок памяти могут добиться выдающихся результатов, стать настоящими гениями.
Мы разобрали самые лучшие методы, но вы можете выбрать из них несколько подходящих именно вам. Помните, мы говорили, что люди бывают разных типов в зависимости от ведущего канала восприятия? Определите свой тип (например, через этот тест) и выберите те техники, которые нравятся больше всего.
Визуалам лучше подчеркивать важное в тексте, делать зарисовки, представлять прочитанное.
Аудиалам лучше читать материал вслух, записывать на диктофон и потом слушать.
Кинестетикам нужно придумать чувственные образы.
Дигиталу рекомендуется составлять планы и схемы, таблицы, другие логические структуры.
8. Перенимать опыт великих
Чтобы быстрее запоминать новый и сложный материал, физик-теоретик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман предложил такой алгоритм:
- Тезисно выписать все, что знаем по теме.
- Выделить все, что не знаем или не понимаем — разобраться и понять. Новую информацию записать максимально простым языком без сложных терминов и длинных предложений.
- Объединить всю информацию в одну простую и интересную историю, которую мог бы понять восьмилетний ребенок. А потом ее пересказать.
- Использовать сравнения и визуализацию.
- Записать свой рассказ на диктофон и послушать, чтобы найти белые пятна и снова их проработать.
Что такое память
В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.
Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.
Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.
Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.
Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.
Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.
Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.
Методики повторения
Для запоминания на долгосрочную перспективу эффективны следующие техники:
- Ответ на вопросы по теме. Они есть почти во всех учебниках. Многие их пропускают, а зря. Это один из самых действенных способов запоминания прочитанного.
- Пересказ. Представьте себя на месте учителя и попробуйте разъяснить материал своими словами кому-то ещё. Получится взаимно полезно.
- Создание карточек для интервального повторения. На одной стороне вы пишите понятие или формулу. На другой — тезисное описание. Надо стараться самостоятельно воспроизводить информацию. Карточка, по сути, является планом повторения.
- Тестирование. «Эффект тестирования» подтверждён многими исследованиями — это когда то, что попалось в тесте, остаётся в памяти навсегда. Но срабатывает эта методика, только если задание выполнено сразу после получения новой информации.
<<Блок перелинковки>>
Простые правила запоминания
Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.
Ассоциации
Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.
На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.
Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.
По теме: Как улучшить свою память
Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные
Лучшее время для запоминания – раннее утро
Повторение
Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:
- активное повторение;
- пересказ.
Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.
Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.
Записывание
Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.
Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.
Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%
Разбивка на мелкие элементы и структурирование
Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.
Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.
Мнемоника
Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.
Выделим основные мнемонические приёмы:
- Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
- Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
- Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
- Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
- Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.
Применяйте новые знания на практике
Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.
Мотивация
Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.
Это пригодится: Как побороть свою лень
Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.
Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!
Технологии
У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.
Смотрите на общую картину
Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла.Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.
Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.
Довольно интересное исследование подтвердило эту концепцию. Двум группам студентов предложили прочитать детективный роман. Участники первой группы получали его по одной странице, переходя к следующей только после прочтения предыдущей. Участников другой группы попросили сначала прочитать заключение, чтобы они знали, кто и почему совершил убийство. А потом им дали книгу полностью.Сравнивая результаты двух групп, исследователи обнаружили, что группа, читавшая роман постранично, потратила на него на 30% больше времени, а результаты теста на понимание текста здесь оказались ниже. Группа, которая сначала получила «общую картину», показала уровень понимания текста на 38% выше и лучше отделяла важные факты от неважных. Кроме того, формирование общей картины позволяет запомнить информацию на более долгий срок.Информация никогда не бывает сама по себе, она всегда часть чего-то большего. Как только вы увидите это большее, вам будет легче изучить отдельные элементы.
Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы.Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее.Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.
Особенности запоминания текста на родном языке
Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:
- записываем, что учим;
- графический метод;
- деление текста на части;
- постоянное напоминание.
При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.
Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.
Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.
Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.
Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.
Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов
- Выделяем ключевые слова и выражения.
- Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
- Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
- Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
- Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
- Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.
Сколько можно запомнить и почему человек забывает
Существуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Объем и той, и другой отличается от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти хранится не больше 30 секунд.
Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к тем или иным воспоминаниям. Если какая-то информация «пылится», то нейронные связи, отвечающие за это воспоминание, ослабевают и разрушаются, а данные забываются. Это естественный процесс.
У некоторых людей память совсем уж короткая, на это влияет ряд факторов:
- Дефицит интеллектуальных тренировок;
- Хаотичность поступающей информации;
- Усталость и жизнь в условиях стресса;
- Отсутствие личного интереса к получаемой информации;
- Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что уж тут сделаешь», человек даже не пытается запомнить новый материал).
А теперь осветим несколько интересных фактов о памяти:
За раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: цифра, слово, образ и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам хорошо знакомо. Если какое-то слово вы слышите в первый раз, то на его запоминание уйдет намного больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как несколько единиц. К такому выводу пришел гарвардский психолог Джордж Миллер (1957 год). Он проводил эксперимент по запоминанию цифр, слов и букв на студентах и выяснил, что за раз человек может запомнить 5 – 9 единиц.
Забывание, как и запоминание, естественный процесс
Мы забываем то, что нам неинтересно, неважно для нас (нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина, 2019 год).
Люди могут помнить от 1000 до 10 000 тыс. лиц, в среднем – 5 000
Это выяснили психологи из Йоркского университета в результате эксперимента (2018 год).
Если сравнивать объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен миллиону гигабайт (данные из Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018 год). Выходит, что человек может помнить дословно тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Все дело в активности нейронов и количестве нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаковый (около 100 млрд нейронов), то количество и качество связей отличается.
Человеческий мозг способен концентрироваться одновременно на 4 задачах – не больше (Нельсон Кован, психолог из Университета Миссури-Коламбия, 2008 год).
Неужели возможности по запоминанию ограничены, и это нельзя исправить? Конечно, нет. Мы можем запоминать больше информации, если использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, аудиальный, дигитальный и визуальный.
Притом важно учитывать, что на первые три приходится только 10% успеха, а 90% информации мы запоминаем за счет визуального представления. Поэтому так важно сопровождать текст наглядными материала: диаграммами, таблицами, картинками, схемами и т.д
Однако вместе с этим важно делать скидку на индивидуальные особенности человека. Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов
Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным
Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным.
Существует целая наука о запоминании, основанная на визуальном восприятии – мнемоника. Чуть ниже мы поговорим о мнемотехниках, а пока разберем общие способы по запоминанию информации.
Людей с выдающимися возможностями памяти называют гипермнемониками. Такие люди помнят каждую секунду своей жизни в мельчайших подробностях. Сам синдром называют гипермнезией и относят его к болезням, нарушениям памяти.
Когда мозг лучше всего запоминает информацию?
Человеческий мозг не способен усваивать абсолютно весь прочитанный материал или запомнить каждую увиденную деталь. Он работает «избирательно», но можно научиться создавать условия, которые позволяют сконцентрировать его ресурсы в нужном направлении:
Зрительная функция играет решающее значение. В процессе чтения мозг «не складывает» буквы, а видит текст как картинку. Человек должен быстро пробегать страницы глазами, а не вчитываться в каждое слово. Мы запоминаем лучше, когда видим, поэтому многие современные обучающие программы используют диаграммы, графики, картинки.
Маленькое знание, «сокрытое» в большом, никогда не забудется. Всегда нужно составлять схемы или списки, а затем вписывать в общую картину отдельные фрагменты. Подобные записи следует держать на видном месте и незаметно для себя вы обнаружите, что все запомнили.
Отдохнувший мозг запоминает информацию правильно. Был проведен эксперимент. Одна группа участников тестировалась после 4 часов сна, а другая — после 12. Последняя показала гораздо лучшее знанье, нежели первая. Другое исследование наглядно продемонстрировало, что ограничение сна в последующие 30 часов после изучения нового материала сводит к нулю все старания.
Чередование помогает лучше и надолго запомнить данные. В ходе эксперимента было установлено, что картинки в разных стилях запомнились лучше, чем в одном.
Если подытожить, наш мозг работает правильно для запоминания, когда человек хорошо высыпается, чередует звуковую, текстовую, визуальную информацию, видит наглядно изучаемый материал.
Способы лучше запоминать инфу
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится
Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
- “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
- “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Результаты эксперимента
Оказалось, что в процессе письма активность мозга увеличивается, за счёт чего улучшается способность к запоминанию. Вопреки распространённому мнению о том, что гаджеты повышают эффективность, те, кто записывал информацию на бумаге, выполняли задание примерно на 25% быстрее, чем те, кто пользовался планшетами или смартфонами.
По мнению исследователей, всё дело в пространственных и тактильных отличиях бумаги от планшета и смартфона. Проще говоря, бумага — это более осязаемое постоянство. Кроме того, мы нередко делаем разные пометки при письме. А ещё при прокрутке страницы на планшете текст быстро исчезает из поля зрения.
Почему забывать на самом деле полезно
Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.
Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.
Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.
Эффективные методики повторения
Повторяя определенную информацию неоднократно, можно добиться такого результата, что та твердо отложится в памяти. Заучивать что-либо за один подход неэффективно, лучше сделать несколько повторений, разбивая текст на части.
Необходимо уметь правильно отводить время на заучивание. Если необходимо выучить информацию за один день, то лучшим режимом повторений является следующий порядок:
- первое повторение — 15-20 мин после заучивания;
- второе повторение — 6-8 часов после заучивания;
- третье повторение — сутки после заучивания.
Повторение должно сопровождаться вспоминанием информации — не просто перечитывание текста, а выделение заученной информации из памяти.
В случае, когда на заучивание можно выделить больше времени, лучшим режимом повторений является следующий порядок:
- первое повторение — в тот же день после заучивания;
- второе повторение — на четвертые сутки;
- третье повторение — на седьмые сутки.
Большие объемы информации следует воспринимать, разделяя их на блоки: полный объем — ключевые мысли. Вспоминать информацию можно вразброс, так она крепче запомнится. Минимальный порог повторений для успешного запоминания — 3 раза.