Как повысить активность мозга?

Диагностика эмоционального выгорания

Выгорание довольно сложно диагностировать, поскольку у него нет специфических физических симптомов. Однако его лечение более эффективно, когда оно начинается после появления первых признаков, о которых мы рассказали выше.

За помощью можно обратиться к психотерапевту или к врачу антивозрастной медицины. Доктор соберет семейный анамнез, проанализирует условия труда и предложит пройти тестирование.

Для этого, например, существует опросник выгорания Маслач (MBI), который используется для оценки степени эмоционального выгорания и состоит из 22 вопросов. 

Существуют и другие анкеты той же направленности:  Ольденбургский опросник профессионального выгорания, Копенгагенский  список, модель показателя выгорания Широма-Меламеда и другие. Однако ни один из этих инструментов не позволяет поставить диагноз, который необходимо дополнить клиническим обследованием.        

Скорее всего, понадобится сдать лабораторные тесты для исключения скрытых воспалительных процессов, инфекции или аллергии, а также проанализировать пищевые привычки, чтобы предположить наличие дефицитов питательных веществ.

Быстро подвигайте глазами

Забудьте, как это выглядит со стороны!

Резкие движения глаз из стороны в сторону в течение 30 секунд могут стать ключом к повышению концентрации.

Это потому, что левая и правая стороны мозга выполняют разные функции, и улучшение связи между ними может укрепить умственные способности.

Ученые из Манчестерского Метрополитен-университета попросили добровольцев слушать записанные слова, затем либо двигать глазами по горизонтали в течение 30 секунд, вертикально в течение 30 секунд, либо просто смотреть вперед.

Согласно результатам в журнале Brain and Cognition, группа горизонтального движения вспомнила больше слов, чем две другие.

Почему развивается

Впервые понятие неврастении ввел американский врач Георг Бирд в 1869 году. Затем случаи заболевания были выявлены в Германии и Франции. В России о расстройстве узнали в 1899 году. В то время оно описывалось как состояние периодической усталости в юношеском возрасте. Постепенно признаки неврастении ограничили более узкими рамками.

Главной причиной расстройства становится стресс и переутомление. Стресс может быть:

  • одномоментным, но высокой интенсивности – смерть близкого человека, потеря работы, развод.
  • систематическим, но меньшей интенсивности, например, уход за тяжелым больным, психологический прессинг со стороны начальника и другие повторяющиеся конфликты, неспособность найти выход из сложившейся ситуации.  

Особая роль отводится переутомлению, как физическому, так и умственному, а также дефициту сна и эмоциональному напряжению.

Важным звеном является способ мышления человека, манера поведения и сложившаяся система ценностей, поскольку нередко нервное напряжение, переживания возникают на фоне идущих вразрез потребностей и возможностей больного с реалиями действительности. Однако в данной ситуации стоит учитывать уровень адаптивности к изменяющимся условиям, ведь каждый человек реагирует на одно и то же обстоятельство по-разному: кто-то справляется легко, практически без усилий, другой испытывает большие сложности и напряжение.

Таким образом, причиной неврастении становятся состояния, приводящие к дисгармонии нервной системы, нарушающие баланс между процессами возбуждения и торможения, вызывающие ее истощение.

Ведущая роль принадлежит профессиональному стрессу, сформированному тремя факторами: большой объем важной информации, обязательный к усвоению, нехватка времени, высокие амбиции. Подобная ситуация характерна для людей, занимающих руководящие должности, требующие высокой ответственности, или трудовая деятельность которых проходит в условиях конкуренции

Такой вид неврастении известен под различными названиями: информационный, экспериментальный невроз; синдром менеджера, белых воротничков.

Помимо основных причин, существуют и предрасполагающие факторы:

  • инфекции;
  • тяжелые, истощающие хронические заболевания;
  • интоксикации;
  • эндокринные заболевания;
  • нарушение распорядка дня – недостаточный отдых;
  • недоедание, авитаминоз;
  • вредные привычки– алкоголь, курение, наркотики;
  • черепно-мозговая травма;
  • заболевания головного мозга – опухоли, нейроинфекции;
  • внутричерепная гипертензия.

Астеническому неврозу нередко подвергаются люди с астенической конституцией (худощавость, тонкие удлиненные конечности, узкие плечи и грудная клетка). Они характеризуются быстрой утомляемостью и неспособностью переносить длительные интенсивные нагрузки, сниженным психическим тонусом и физической слабостью.

Черника

Черника полезна как для организма в целом, так и для мозга в частности. В ней отмечается высокое содержание антоцианов – растительных веществ, обладающих антиоксидантным и противовоспалительным эффектом. Они препятствуют развитию нейродегенеративных заболеваний и замедляют процессы старения мозга.

Благодаря антиоксидантам, входящим в состав черники, эта ягода способствует улучшению связей между клетками мозга, улучшает концентрацию и память. Сегодня, кстати, черника активно используется в медицине, ведь она зарекомендовала себя в качестве эффективного средства в борьбе с кратковременной потерей памяти.

Логические задачи, игры, упражнения, развивающие мозг

Логика очень тесно связана с другими мыслительными процессами

Логическое мышление крайне важно для многих профессий, особенно с ним “дружат” программисты, следователи, учителя, инженеры, менеджеры и другие не менее важные специалисты

Логические задачи эффективно тренируют мозг, так как требуется находить что-то новое, сравнивать, анализировать. Все логические задачи и игры, развивающие мозг, строятся на нескольких принципах:

  • исключение лишнего;
  • поиск общего;
  • выявление закономерностей;
  • решение загадок;
  • изучение пространственных позиций;
  • сравнение.

Приведу примеры некоторых логических упражнений, игр и задач.

Задачи

На поляне росло 3 березы. На каждом дереве по 7 веток, а на каждой ветке еще по 2 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок?

Человек будет напрягаться, тужиться, чтобы успеть посчитать все ветки. А подвох-то в том, что на березе яблоки не растут!

Бутылка с пробкой стоит 1 р. 10 коп. Сама бутылка дороже пробки ровно на 1 р. Сколько эти два предмета стоят по отдельности?

Вы, как и я, сразу подумали об 1 р. и 10 коп.? Но нет, этот ответ неправильный. Если бы это было так, то разница между ними составляла 90 коп., что уже противоречит условию. Получается, что бутылка стоит 1 р. 5 коп., а пробка – 5 коп. Тогда условие соблюдено.

Игры

Прекрасно потренировать свою логику в любом возрасте получится с помощью логических игр. Чтобы вы не напрягались и не искали их по просторам интернета, я сделала это за вас. На сайте BrainApps вы найдете 15 игр, развивающих логическое мышление. Приведу 3 примера.

Анаграммы – успешное прохождение игры тренирует несколько навыков: память, логическое мышление, проверку разных теорий, вербальный интеллект. Бонусом прохождения игры станет развитие креативности. Игроку необходимо прочитать исходное слово и в приведенных ниже анаграммах найти правильный вариант, подходящий по всем буквам, за короткое время.

360 градусов – развивает пространственное мышление, без которого сложно видеть глубину, объем объектов и их взаимодействие. Игра совершенствует логические операции мышления, улучшает креативность, способствует ускорению мыслительных процессов. Правила: нужно понять, изменилась ли картинка после поворота. Даются 2 варианта, где игрок выбирает правильный.

Быстрое сложение – нужно выбрать несколько слагаемых, чтобы сумма была равна указанному числу. Игра развивает логику, скорость мышления, креативность и концентрацию внимания.

Упражнения

Упражнения часто даются целым блоком в картинках. Они предназначены больше для детей в психологической или логопедической практике, но и взрослым также будет полезно их использовать для своего развития. Приведу пример нескольких из них.

Упражнение “Продолжи ряд”. Вам нужно продолжить ряд по какому-нибудь одному признаку. Например: пылесос, кофеварка, стиральная машинка, … Правильным ответом будет микроволновая печь или мультиварка, так как рассматриваются бытовые электрические приборы.

Упражнение “Найди общее”. Дается несколько слов, на первый взгляд, не связанных между собой. Но вам нужно найти то, что их объединяет. Например: мальчик, цыпленок, шампиньон, … Что общего? То, что они растут, то есть живые организмы.

Упражнение “Исключить лишнее”. Даны изображения 5 фигур: красный круг, зеленый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник и синяя трапеция. Что здесь лишнее? А в этом упражнении два правильных ответа: синий прямоугольник или красный круг. Круг, так как нет углов. Треугольник, так как больше нет фигур зеленого цвета.

Показания к началу Заместительной почечной терапии – гемодиализу:

  • гиперкалиемия выше 6 ммоль/л, метаболичиский ацидоз, который не поддается коррекции;
  • скорость клубочковой фильтрации (СКФ) 10 мл/мин и < , или уровень мочевины крови >36ммоль/л;
  • уремический перикардит;
  • жизнеопасная гипергидратация, отек легких рефрактерный к терапии мочегонными;
  • наличие олигоанурии – выделения в сутки не более 0,5 л мочи даже при форсированном диурезе
  • прогрессирующая уремическая энцефалопатия и/или нейропатия;

В дневном стационаре – отделении гемодиализа вам помогут:

  • Определить причины возникновения почечной дисфункции;
  • Определить патологические изменения: острая или хроническая недостаточность;
  • Провести качественный медицинский осмотр;
  • Назначить диагностику почечной недостаточности;
  • Произвести лечение почечной недостаточности;
  • Составить прогноз по окончанию лечения;
  • Назначить профилактику почечной недостаточности.

Процедура проводится 3 раза в неделю. Длительность ее составляет от 240 мин до 270 мин.

В дневном стационаре проводятся:

  • определение программы или метода диализа, в том числе с учетом степени тяжести основного и сопутствующих заболеваний и наличия инфекционных и неинфекционных осложнений;
  • оценка функции доступа для диализа;
  • изменение предписания лечения методами диализа в зависимости от клинического состояния пациента, функции доступа для диализа и изменения степени тяжести, сопутствующих заболеваний;
  • динамическое наблюдение больных, получающих лечение методами диализа. Проведение антропометрии, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, контроль функции доступа для диализа, состояния гидратации или верификация величины «сухого веса», дозы диализа, эффективного времени диализа, не восполняемой ультрафильтрации и других параметров процедуры диализа;
  • назначение и оценку лабораторного и инструментального обследования для обеспечения контроля качества лечения;
  • обеспечивает тщательное обследование больных с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, вторичного гиперпаратиреоза, неконтролируемой артериальной гипертензией, проводится лечение интрадиализной гипертензии ежедневными сеансами гемодиализа, ГДФ- ONLINE;
  • диализная терапия Минерально — костных нарушений дополняется современной фармакотерапией, в частности кальцимиметиками, несодержащими кальций фосфат-связывающими препаратами, активаторами рецепторов витамина Д;
  • оценку риска развития осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи методами диализа;
  • выработку рекомендаций по тактике лечения и обследования;
  • обеспечивает отбор, обследование и перевод больных на трансплантацию почки, при необходимости направляет в нефрологическое отделение потенциальных реципиентов и доноров для обследования на предмет возможности выполнения трансплантации;
  • проводит обучение пациентов с хронической почечной недостаточностью и их родственников методам контроля и профилактики осложнений диализного доступа, а также осложнений хронической почечной недостаточности.

Отделение развернуто на 15 ди­ализных мест. Парк аппаратов «Искусственная почка» насчитывает 15 диализных мест, работающих в 4 смены круглосуточно. Для диализа используются диализаторы с мембраной нового поколения (из полисульфона, благодаря высокой проницаемости такой мембраны кровь проходит глубокую очистку, и выводится больший объем токсинов, чем с обычной мембраной из целлюлозы), глюкозосодержащие концентраты диализирующей жидкости, установлена высокопроизводительная система водоочистки, качество воды которой полностью соответствует мировым стандартам

Наше отделение оборудовано пандусами, поручнями, что очень важно для пациентов с ограниченными возможностями здоровья

В отделении гемодиализа пациенты могут получить консультативную помощь всех специалистов НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина –филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Подключение к аппарату искусственной почки и регулярное прохождение процедуры позволяют продлить жизнь от 15 до 25 лет. Пациенты, отказавшиеся от данной процедуры, имеют риск летального исхода намного раньше – за считанные месяцы.

Культура еды

1) Ученые призывают предпочитать еду, которая подверглась минимальной переработке. Надо брать пример с охотников и первопроходцев, которые готовили себе пищу быстро и просто. При этом их отличали острая наблюдательность, интуиция, и умение находить выход в самых сложных жизненных обстоятельствах.

2) Наблюдая за 4000 подростков, шведские ученые обнаружили, что употребление рыбы два раза в неделю улучшает у тинейджеров вербальные способности, зрительно-пространственную ориентацию и общий интеллект. Все перечисленные показатели выросли более, чем на 10%.

Так что полная тарелка рыбных продуктов или даров моря два раза в неделю – важное условие для подпитки мозга. Ученые призывают, в случае невозможности следовать этой рекомендации, не пренебрегать рыбьим жиром

Хотя точный механизм влияния рыбьего жира на умственную работоспособность еще не выявлен, он, по меньшей мере, как и другие омега-жиры, способствует улучшению кровотока мозга.

3) Убедитесь, что ваша пища содержит достаточно витаминов B, C, D и E. Если нет, то принимайте их отдельно. Делать это надо регулярно.

4) Нужно избегать есть слишком много сладкого. Избыток глюкозы в организме снижает активность синаптических связей между нейронами мозга, что приводит к постепенному ухудшению мыслительной деятельности. Замена конфет, мороженного, сладких булочек и газировки на фрукты и йогурт поможет мозгу работать быстрее.

5) Две чашки кофе в день – отличное подспорье для мозговой активности. Ученые зафиксировали при этом факт увеличения электрической активности мозга и, как следствие, рост объема внимания и возможности легче и быстрее усваивать новые знания.

6) Немного хорошего вина, считают ученые, не просто не вредит взрослому организму, но еще и стимулирует мозговые процессы. Итальянские ученые обнаружили, что 29% людей в возрасте старше 65 лет, которые редко пили в течение своей жизни, продемонстрировали в старости склонность к умственной отсталости. В той же возрастной группе «пьющих алкоголь в умеренных количествах», таких склонных к умственной отсталости стариков оказалось лишь 19%.

Раздражительная слабость

Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.

На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.

Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.

Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.

Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.

В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.

Физические упражнения

Преподаватели вузов давно заметили, что ученики, ведущие здоровый образ жизни, успешны и в учебе. Волшебной силе спорта, помогающей достичь ясности ума, есть вполне научное объяснение. Согласно последним данным, при каждом сердечном сокращении 20–25% крови идет в мозг. Вместе с нею в него поступают не только питательные вещества, но и кислород.

Значительное воздействие на гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за переход краткосрочной памяти в долговременную) оказывают аэробные дыхательные упражнения. Причем, по мнению исследователей из Канады, увеличить его размер с помощью занятий спортом можно в любом, в том числе и в пожилом возрасте.

Регулярные упражнения, способствующие притоку кислорода, позволяют увеличить и производство особого, специфичного только для нервной системы, белка, отвечающего за развитие мозговых клеток и их выживаемости.

Важность физической активности

Возраст — понятие объективное. Однако он характеризуется не только датой в паспорте. 

Научно доказано, что физическая активность благотворно воздействует не только на общее состояние здоровья человека, но и помогает:

— отложить биологическое старение;

— повысить чувство радости от труда;

— укрепить области мозга, ответственные за социальное взаимодействие;

— снизить количество потерянных нервных клеток;

— защитить от эмоционального выгорания;

— увеличить гибкость мышления;

— повысить скорость обработки информации;

— дисциплинировать и достигать намеченных целей.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым людям в возрасте от 18 до 64 лет (при отсутствии противопоказаний) уделять анаэробной физической нагрузке не менее 150-300 минут в неделю. Людям старше 65 лет – посвящать спорту 3 дня в неделю, чередуя упражнения по равновесию с умеренными силовыми тренировками. Научное американское издание The Journals of Gerontology проводило эксперимент, в ходе которого выяснилось, что пожилые люди, занимающиеся йогой, быстрее реагировали на переключение задач, чем группа, занимающаяся растяжкой.

Память ребенка

При регулярном и достаточном сне, посильных физических нагрузках, правильном питании и отсутствии стрессов и конфликтов в семье и школе проблем с запоминанием у здорового ребенка быть не должно. Ведь именно в раннем возрасте нейропластичность – способность мозга подстраиваться под наши требования – у детей развита лучше, чем у взрослых.

Однако в младшем школьном возрасте способность долго концентрировать внимание и логическое мышление развиты еще слабо, поэтому в первую очередь следует обратить внимание именно на их тренировку. Причем делать это следует в ненавязчивой игровой форме

Чтобы поддержать стремление малыша узнавать новое, следует обязательно показать ему, каким образом можно использовать новые знания в быту или игре.

Улучшить память и работу мозга у ребенка можно при развитии хотя бы двух из трех основных каналов – слухового, моторного и зрительного. Легко осваивают новые знания и дети, умеющие визуализировать услышанное, представить его в «картинках». Замечательно, если для обучения используются наглядные образцы: игрушки или рисунки.

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику. 

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку. 

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Привычка 1. Проводим утро так, чтобы мозг взбодрился

Назначаем режим дня

Нельзя сохранить молодость мозга, если жизнь предельно однообразна. Однако есть и то, что лучше совсем не менять. Это режим дня.

Надо просыпаться каждое утро примерно в одно и то же время, затем проводить некоторое время на солнце. Стараться сделать самые важные дела в момент наибольшей активности мозга, а вечером ложиться спать как можно раньше. Если вы будете постоянно придерживаться примерно такого графика, то мозг будет работать стабильнее

А это очень важно для всех.

Вы наверняка знаете о синдроме смены часового пояса (джетлаг). Это состояние, когда режим работы мозга перестает совпадать с рапорядком дня. Вам надо действовать, но не получается, потому что мозг в это время привык спать, и наоборот — вы хотите лечь спать, но не можете заснуть.

Примерно так чувствует себя мозг, когда режим дня нарушен. Единственный способ это исправить — создать отправную точку в повседневной жизни.

Пренебрежение режимом дня – прямая дорога к слабоумию, и это не преувеличение.

Заставляем мозг работать

Если вы проснетесь в определенное время и немного постоите на солнце, то мозг так или иначе тоже включится в рабочий режим (организм человека и животных сверяет свои внутренние часы с интенсивностью солнечного света). Однако нельзя сказать, что с этого момента мозг полностью проснулся.

Вы наверняка слышали, что он начинает активно работать лишь спустя два часа после пробуждения, и если вы собираетесь сдавать экзамен, то надо встать минимум за два часа до входа в аудиторию. Но если эти два часа будут по активности мало отличаться от сна, то это не даст нужных результатов.

Как и тело, мозг нуждается в разминке. Утренняя разминка, включающая нагрузку на первичные функции мозга, – это отличный способ разбудить зоны, отвечающие за мышление.

Если вы каждый день утром просыпаетесь незадолго до выхода из дома, садитесь на метро или электричку, не пройдя пешком и десяти минут, а весь рабочий день проводите за компьютером, то попробуйте проснуться пораньше и выполнить пару вещей из этого списка:

  • прогулка или другие легкие физические нагрузки;
  • уборка в комнате;
  • готовка;
  • уход за растениями;
  • простой диалог с кем-нибудь (приветствие, обмен парой реплик);
  • чтение вслух (если возможно, минимум 10 минут).

Общаемся или читаем вслух

В последнее время стали много говорить, что чтение вслух очень полезно. Это действительно так, потому что в этом процессе задействованы не только глаза и речевой аппарат, но и работа с информацией (восприятие – обработка – воспроизведение). Когда мы читаем текст про себя, некоторые места могут остаться непонятными, но, чтобы читать вслух, нужно вникать в содержание. Это как раз этап обработки информации. Проговаривание текста – это этап ее воспроизведения.

Утренняя тренировка хорошо влияет и на быстроту зрительного восприятия информации, и на слух, и на возможность без запинки выражать свою мысль, в том числе и письменно. Если привести пример из спорта, то это похоже на простые упражнения в команде.

Постоянное чтение вслух будет особенно полезно тем, кто мало общается с людьми. Когда будете читать текст, лучше не просто проговаривайте его, а представляйте себе, как будто делаете это кому-то другому.

Резюме:

Соблюдение режима важно для стабильной работы мозга.
Для этого нужно создать отправную точку: вставайте всегда в одно и то же время.
Для мозга тоже важна разминка. Нужно двигаться и говорить.

Готовим мозг к интенсивному развитию

Эластичность мозга во многом зависит от образа жизни, питания, сна и ряда других факторов. Соблюдение элементарных условий подготовки делает его эластичным, готовым к восприятию новой информации, к совершенствованию мышления и памяти. Отметим ключевые правила:

Обеспечиваем физическую активность. При отсутствии регулярных физических нагрузок и достаточной физической активности наступает гиподинамия. Она приводит к невозможности расщепления жировых кислот и скоплению холестериновых бляшек на стенках сосудов. В результате замедляется кровообращение и мозг не получает необходимых для работы ресурсов, нарушаются его ключевые функции, замедляется мышление.

Питаемся правильно. Вы должны обеспечить мозг не только достаточным количеством углеводов, но и фосфором. Включите в рацион кукурузу, отруби, рис, рыбу и другие морепродукты. А вот употребление фаст-фуда и алкоголя следует ограничить. Все спиртосодержащие напитки разрушают клетки мозга и часто приводят к умственной деградации человека.

Пьем достаточно воды. Стоит придерживаться нормы в 1.5-2 литра за сутки, или определить оптимальное количество воды конкретно для вас. Недостаток жидкости приводит к скоплению токсинов и шлаков, нарушает когнитивные процессы и ослабляет нейронные связи в нашем мозге.

Высыпаемся. Взрослый человек должен спать 6-8 часов в сутки

При этом важно ложиться и засыпать в одно и то же время, сформировать своего рода «режим», не есть за 2 часа до сна и постараться отказаться от курения, чтобы не чувствовать себя разбитым при пробуждении.

Не перегружаем себя. Хорошо работает тот, кто умеет хорошо отдыхать

Постарайтесь избавиться от трудоголизма и находите время для релаксации, насколько бы загруженным не был ваш график. Вашему мозгу нужна смена деятельности и обстановки. Даже во время работы или учебы регулярно находите 5-10 минут, чтобы выпить кофе или просто прогуляться по коридору.

Едва ли правила отличной работы мозга открыли вам что-то новое. Но именно они составляют базу – ту, без которой невозможно нормальное мышление. Вы можете быть сколько угодно подготовленным к экзамену, но если вы не спали ночь перед ним, реакция и восприятия существенно замедлятся. В результате нарушится память, логическое мышление. Именно по этой причине рекомендуется сначала заняться собственным режимом, питанием и обеспечить достаточную физическую активность, а только после этого приступать к развитию мозга.

Как развить мозг?
Нашему интеллекту нужны постоянные тренировки, чтобы оставаться в форме! Держать мозг в тонусе поможет «Викиум» — платформа для тренировки памяти, внимания и мышления.

Меня здесь привлекает игровая форма тренировок. Онлайн-тренажёров достаточно много, к тому же часто добавляют новые.

А ещё есть возможность соревноваться с другими участниками в том, кто быстрее соображает, вспоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнивать с достижениями других пользователей.

Попробуйте сами – бесплатная регистрация!