Содержание
- Содержание уведомления
- Комментарий
- На что обратить внимание при заполнении
- Международное законодательное регулирование
- Симметричные корректировки сделок
- Раздел 1Б
- Какие сделки признаются контролируемыми?
- Контролируемые сделки: законодательная база
- Какие взаимозависимые сделки признаются контролируемыми?
- Как определить количество разделов 2 или 3
- Определение рыночной стоимости
- Не являются контролируемыми
Содержание уведомления
Напомним, что форма рассматриваемого документа утверждена Приказом ФНС России N ММВ-7-13/524@. Этим же Приказом установлен Порядок заполнения формы уведомления о контролируемой сделке (далее — Порядок). В разд. II Порядка определена структура уведомления. Данная форма отчетности состоит из титульного листа и четырех разделов:
- разд. 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
- разд. 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»;
- разд. 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».
В разд. 1А уведомления налогоплательщик отражает сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки (п. 4.1 Порядка). В п. 010 этого документа указывается порядковый номер сделки согласно уведомлению. Сколько разд. 1А будет содержать уведомление, о стольких контролируемых сделках, совершенных в течение года, отчитывается налогоплательщик.
Обратите внимание, что хозяйствующий субъект должен представить в налоговый орган одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в этом году контролируемые сделки, указанные в ст. 105.14 НК РФ (Письма Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646, от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14, от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198)
Информация, которую налогоплательщик должен отразить в разд. 1А уведомления, позволяет составить представление о контролируемой сделке (группе однородных сделок), ее сторонах, основаниях отнесения к контролируемым, методах и принципах ценообразования.
Отметим: некоторые показатели уведомления (взаимозависимость, методы ценообразования, источник информации, используемой налогоплательщиком) для заполнения не обязательны. Эти сведения являются справочными и указываются по желанию плательщика. Минфин России в Письме от 28.11.2011 N 03-01-07/5-14 подчеркнул, что в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан раскрывать информацию об использованных методах ценообразования, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом.
В п. п. 300 — 311 уведомления указывается информация о суммах полученных доходов и произведенных расходов у сторон контролируемой сделки (группы однородных сделок). Продавец товаров (работ, услуг) заполняет строки 300, 301, в которых показывает доходы по сделке (группе сделок). Покупателям в строках 310, 311 предлагается указать сумму расходов (убытка) по контролируемой сделке (группе сделок). Причем строки 301 и 311 заполняются при условии, что цены сделок подлежат регулированию с учетом особенностей ст. 105.4 НК РФ.
Следует подчеркнуть, что доходы, отражаемые по строке 300 уведомления, определяются по правилам бухгалтерского учета (п. 4.19 Порядка).
В разд. 1Б уведомления указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки (п. 5.1 Порядка). Здесь раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. При этом для каждой операции заполняются п. п. 030 — 150 разд. 1Б. Если сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) не представляется возможным привести на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц.
В п. 010 разд. 1Б указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком, он должен соответствовать строке 010 разд. 1А (п. 5.2 Порядка).
В разд. 1Б уведомления отражаются наименование предмета сделки, номер договора, место и дата совершения сделки, место отгрузки и другая информация о предмете контролируемой сделки (группы однородных сделок). В строках 120 — 140 разд. 1Б указываются количественные и суммовые показатели сделки: количество, цена (тариф) за единицу измерения, итоговая стоимость без учета НДС, акцизов, пошлин.
Если правильно заполнять разд. 1А и 1Б, то сумма доходов, указываемая по строке 300 разд. 1А, будет равна сумме показателей, отраженных в п. 140 разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А.
В разд. 2 и 3 уведомления должна быть отражена информация о контрагенте по контролируемой сделке — организации или физическом лице.
Комментарий
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок. Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены. По контролируемым сделкам для определения налоговой базы применяются специальные методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы позволяют определить налоговую базу исходя из рыночной стоимости сделки.
К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, в случае их соответствия критериям, установленным НК РФ (указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Механизм контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами направлен на то, чтобы группы компаний не манипулировали ценами в целях вывода налоговой базы из России в оффшорные страны или на льготные предприятия. Такой механизм контроля используется во многих странах мира (см. трансфертное ценообразование).
Так, трансфертные цены (т.е. цены между взаимозависимыми лицами) часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.
Пример
Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом.
Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.
Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов и введены особые правила налогообложения контролируемых сделок. На вышеуказанном примере, применение специальных правил регулирования трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.
Контролируемые сделки совершает относительно небольшое количество налогоплательщиков.
На что обратить внимание при заполнении
Если сделка заключена с контрагентом юридическим лицом, то подающий уведомление должен заполнить раздел 2.
Если сделка была с физическим лицом, то заполним раздел 3.
В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.
Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.
В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. Па практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.
Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это значительно облегчает ситуации с возможностью сэкономить время. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.
К однотипным сделкам относятся такие, которые несут схожий характер, например торговля однотипными товарами или аналогичные услуги, тогда их можно собрать в одну группу.
Международное законодательное регулирование
Налоговый контроль за трансфертными сделками происходит как на национальном, так и на международном уровне.
Среди общемировых нормативных актов, регулирующих контролируемые сделки, выделяется следующее:
- Руководство ОЭСР (расшифровка — Организация экономического сотрудничества и развития). Оно регулирует трансфертное ценообразование в отношении многонациональных компаний и налоговых служб.
- Декларация ОЭСР о BEPS. Документ представляет собой план мероприятий ОЭСР. Это противодействие размыванию налогооблагаемой базы, недобросовестному выводу доходов из-под налогообложения. В рамках данного плана также предполагается разработка ряда правил ТЦО (расшифровка — трансфертного ценообразования). Такие предписания позволяют повысить прозрачность различных сделок между компаниями. Это достигается сбором дополнительных данных по их деятельности. Ввод таких правил, как показывает практика, позволяет снижать и издержки бизнеса.
Симметричные корректировки сделок
Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- Обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения.
- Организация, по которой проводилась проверка, и которой доначислили налоги, возникшую задолженность по налогам погасила.
- Расходы, которые по рыночным ценам симметрично отражает второй участник сделки, не относятся к нормированным расходам в рамках главы 25 НК РФ.
Раздел 1Б
Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.
В этой части документа прописывается:
- ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
- место сделки;
- количество товаров;
- цена за одну единицу;
- полная стоимость контролируемой сделки.
При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.
Какие сделки признаются контролируемыми?
Сделка признается контролируемой при превышении определенного порога суммы доходов по взаимозависимой сделке. Здесь стоит разделять внутрироссийские и внешнеэкономические сделки.
Регламентирует данный вопрос абзац второй пункта 3 статьи 105.14 НК РФ. Глава 25 Налогового Кодекса РФ регламентирует учет порядка признания доходов. Сама сумма определяется путем сложения сумм доходов по сделкам с одним и тем же лицом или взаимозависимыми лицами.
Сумма сделки определяется аналогично внутрироссийской сделки.
Важно понимать, что указанный порог по внешнеэкономическим сделкам применяется в отношении контролируемых сделок, по котором доходы/расходы признаются с 1 января 2019 года. При этом, дата заключения договора роли не играет
Кроме того, существуют внешнеэкономические сделки, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Они попадают под налоговый контроль.
Как выявить контролируемую сделку?
Контролируемая сделка выявляется на основании наличия определенных условий и критериев.
Что является контролируемой сделкой на основании п. 1 ст. 105.14 НК:
- операции в области внешней торговли, которые осуществляются между участниками единой торговой группы.
- контракты, выполнение которых предусматривает привлечение посредников, даже при условии, что такие субъекты не являются взаимозависимыми между собой. По факту, посредник не выполняет каких-то обязательств перед лицами. Он просто является связующим звеном, ответственным за документооборот. Он ничем не рискует. Его функция – помочь всем сторонам отношений.
- взаимоотношения между сторонами, одна из которых территориально находится в государстве – участнике списка, утвержденного Министерством финансов РФ.
Это официальные основания, дающие возможность относить сделку к данному виду. Но также Налоговый Кодекс предоставляет возможность по решению суда конкретную операцию признавать сомнительной и подлежащей дополнительной проверке.
Но это те обстоятельства, которые касаются именно операций международного уровня. По сделкам, заключенным на территории РФ, ситуация другая. И о критериях, которые позволяют определить данный факт, далее.
Контролируемые сделки: законодательная база
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательства.
Среди международных документов выделим:
- Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010);
- Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013).
Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.
На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.
Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:
- сделки между взаимозависимыми лицами
- сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами
Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года в раздел V.I Налогового кодекса РФ введено положение о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний. Подробнее о внесенных изменениях и международных группах компаний, можно прочитать в опубликованном ранее материале
Подробнее о внесенных изменениях и международных группах компаний, можно прочитать в опубликованном ранее материале.
В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2019 году и сделках, приравненных к ним.
Какие взаимозависимые сделки признаются контролируемыми?
1. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1.1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
1.2. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) хотя бы одна из сторон сделки применяет один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
1.3. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
б) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%;
в) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;
г) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ (деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии указанной статьей Налогового кодекса,
а любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является таким налогоплательщиком, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса;
д) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства в офшорной, зоне признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей
Примечание: при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню и пересчитать их в случае выявления несоответствия.
Как определить количество разделов 2 или 3
Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).
При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:
- количество отдельных «контролируемых» договоров;
- количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
- количество отдельных сделок по одному договору.
Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).
Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.
Определение рыночной стоимости
Мы разобрались, в каких случаях уведомление о контролируемых сделках будет актуальным, а в каких — нет. Для налоговой службы такие контракты в первую очередь представляют интерес из-за установленной в их положениях цены — соответствует ли она рыночной или является заниженной, завышенной.
Что касается РФ, в нашей стране действует «мировой принцип» в отношении регулирования трансфертного ценообразования. Это так называемый «принцип вытянутой руки». Тут в целях налогообложения величина выплат, цен по сделкам с взаимозависимыми участниками (и приравненными к ним сторонами) пересчитывается по отношению к рыночным показателям так, будто эти компании, организации являются независимыми друг от друга. Таким образом, цены проверяются не по всем сделкам вообще, а лишь по контролируемым.
Но при этом универсальной методики нахождения рыночной цены нет. Что касается российского НК (ст. 105.7), он допускает использование всего 5 способов:
- Метод рыночных сопоставимых цен. Он является приоритетным в данном списке. Для его использования необходимо наличие на соответствующих рынках хотя бы одной-единственной сопоставимой сделки, наличие достаточной информации по ее условиям.
- Метод стоимости последующих реализаций. Он избирается приоритетным в случае приобретения товара у взаимозависимого участника и перепродажи данной продукции независимому лицу без ее переработки.
- Затратный метод. Он выступает приоритетным при оценке сделок, связанных с услугами.
- Метод сопоставимой рентабельности. Он применяется в случае недостаточности или полного отсутствия данных, на основании которых можно сделать обоснованный вывод о наличии необходимого уровня сопоставимости финансовых условий сравниваемых сделок. Используется при невозможности приложения метода последующей реализации. Или же затратного метода.
- Метод распределения доходов. Он используется в случае невозможности применения иных методик. Или же при факте наличия в собственности, пользовании участников анализируемой сделки прав на какие-либо объекты НМА.
Не являются контролируемыми
Мы определили критерии контролируемых сделок по займам, закупкам и проч. Теперь разберемся, какие сделки не входят в их число. Их полный список представлен в п.4 ст.105.14 НК. Перечислим самые характерные.
Сделки между участниками, представителями одной консолидируемой категории налогоплательщиков. Контролируемыми среди них будут только контракты, которые были заключены налогоплательщиками НДПИ, начисляемым по ставке в процентах.
Не будут подконтрольными и сделки, которые одновременно удовлетворяют следующим законодательным требованиям:
- Участники зарегистрированы в одном и том же российском субъекте.
- Лица-участники не имеют обособленных подразделений своих организаций в иных регионах РФ, а также за границами России.
- Стороны сделки не уплачивают налог на доход в бюджеты иных субъектов РФ.
- Участники не имеют расходов, которые учитываются при исчислении налога на доход.
- Нет достаточных обстоятельств, условий для признания сделок, совершаемых данными участниками, контролируемыми в опоре на пп. 2-7 п.2 ст. 105.14 НК.
Не будут считаться контролируемым в России также и сделки, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК, совершаемые при осуществлении деятельности, что связана с добычей углеводородного сырья на морском новом месторождении (в случае, если сделки совершаются в отношении одного и того же месторождения).
Не контролируются различные межбанковские депозиты и кредиты, открытые на срок до 7 дней включительно.
Не являются подконтрольными сделки в сфере военно-технического сотрудничества РФ с иными странами, которое проходит на основании ФЗ № 114 (1998).
Сделки по представлению гарантий, поручительств в случае, когда все участники являются российскими организациями, не относящимися к банковским, тоже не будут контролируемыми.
Сделки по предоставлению беспроцентных кредитов между взаимозависимыми сторонами также могут быть неподконтрольными. Но лишь при условии, что участники, выгодоприобретатели проживают на территории РФ или имеют постоянную регистрацию в ее пределах.
Уведомление о контролируемых сделках не направляется и в случае заключения контрактов, сумма которых не превышает установленную законодательством для трансфертных сделок.
Соответственно, сделки, которые законодательно не признаны контролируемыми, не могут выступать объектами налогового контроля. Даже в целях проверки соответствия установленных в их ходе цен рыночным.