Содержание
- Компания SpaceX
- Airbus Group SE
- Какие частные космические компании есть в России
- Космическая битва
- Зачем вообще нужны частные компании на космическом рынке?
- О перспективах космического бизнеса
- Международная космическая станция
- Blue Origin
- «Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель
- Мусорные бомбы
- О преимуществах лунной базы
- «Даурия» без пяти минут банкрот
- S7 Space: частный плавучий космодром и ремонтная база из МКС
- Virgin Galactic
- Зарубежные коммерческие проекты
- «НСТР Космические Системы»: доступные двигатели и орбитальные телескопы в онлайн
- X Prize и другие соревнования
- Деньги, деньги, деньги
- Lockheed Martin, Boeing и United Launch Alliance
- «Даурия»: коммерчески успешная платформа наноспутников
Компания SpaceX
Логотип SpaceX. Изображение: RO Studio / SpaceX
Это крупный частный производитель космической техники с собственным космодромом. Она была основана в 2002-м миллиардером и основателем компании Tesla Motors Илоном Маском — пожалуй, наиболее известной медийной персоной в космической отрасли (помимо Юрия Гагарина и Нила Армстронга, конечно же). Цели у SpaceX самые серьёзные — например, создание единственного на сегодняшний день возвращаемого грузового космического корабля Dragon 2. А вершиной своей работы компания видит отправку человека на Марс. За первым пролётом в ночном небе линейки из 11 спутников Starlink, затаив дыхание, следил весь мир.
Airbus Group SE
С 70 $. 14 млрд. Долл. США, Airbus Group SE (OTC: EADSY) является одной из крупнейших в мире аэрокосмических и оборонных компаний. Однако только 18% его доходов приходится на контракты на оборону. Компания Airbus Group SE, базирующаяся в Нидерландах, производит пассажирские самолеты, корпоративные самолеты и грузовые самолеты. Для своих военных заказчиков компания производит военный транспорт и специальные миссии. Его доход в 2015 году увеличился на 6,2%, а его чистая маржа — с 3,9 до 4,2%. Исходя из нескольких лет увеличения прибыли, компания ожидает продолжения роста прибыли в 2016 году, при этом более высокие объемы перевозок по сравнению с предыдущим годом.
Какие частные космические компании есть в России
С приходом капиталистической модели экономики в 1991 году в России появился целый ряд отраслей, которые стали частными. Космическая отрасль, как часть ВПК, в силу стратегической составляющей, не была приватизирована. Тем не менее некоторые вкрапления частного капитала в космические предприятия наблюдались.
Так, крупные частные инвесторы и банки тем или иным способом консолидировали пакеты акций НПО Энергомаш и РКК «Энергия». Некоторые из них предлагали свои программы развития и оптимизации операционной деятельности этих ракетно-космических предприятий. Однако в силу отсутствия устоявшихся традиций корпоративного управления и поддержки со стороны правительства влияние частных инвесторов на развитие этих организаций было минимальным и вскоре государство почти полностью получило контроль над всеми предприятиями ракетно-космической отрасли.
Dauria Aerospace
На сегодняшний день существует лишь несколько российских частных космических компаний, которые занимаются разработкой и производством спутников или малых ракет-носителей. Это компании либо уровня стартапов, либо с очень небольшой капитализацией.
В короткий перечень частных компаний можно включить Dauria Aerospace (разработка и производство малых спутников), «Спутникс» (разработка микроспутников), «Лин Индастриал» (разработка сверхлегких ракет) и «Космокурс» (создание суборбитальной многоразовой системы для космического туризма).
Завершающаяся покупка проекта «Морской старт» группой компаний S7 оставляет надежду, что устоявшемуся крупному частному инвестору с хорошей коммерческой историей и финансовыми ресурсами удастся успешно реализовать этот сложный капиталоемкий международный проект.
Космическая битва
Как убрать весь мусор с орбиты, человечество пока не придумало. Зато додумалось, как сбивать космические спутники. Сегодня на это способны армии четырех стран: США, России, Китая и с 2019 года Индии.
В 2007 году Китай сбил свой вышедший из строя спутник перехватчиком SC-19 на высоте 800 км. Годом позже собственный переставший реагировать на команды орбитальный аппарат противоракетной системы SM-3 уничтожили космические войска США. В 2019 году к «антиспутниковому» клубу присоединилась Индия, заявив, что сумела поразить свой низкоорбитальный спутник, летящий на высоте 300 км, за 3 минуты.
Повторные испытания по уничтожению спутника Китай успешно провел в 2014 году
(Фото: Reuters)
Если говорить про Россию, то для борьбы с орбитальными аппаратами у армии есть специальное оружие — системы противоракетной обороны А-235 «Нудоль». «Уничтожение орбитальной группировки противника лишит его спутниковой связи, возможности вести разведку из космоса и использовать навигационные системы, — считает военный эксперт Алексей Леонков. — Это колоссальный удар по боеспособности современной армии. Без спутников невозможно использовать высокоточное оружие, гораздо сложнее применять авиацию».
Ликвидация орбитальных группировок будет означать не только глобальное наземное столкновение, но и то, что военным вновь придется вернуться к старому проверенному способу — бумажным картам.
Зачем вообще нужны частные компании на космическом рынке?
Выгонять частные компании с космического рынка никто не планирует. Несмотря на скромный опыт, пользы от их работы гораздо больше, чем принято считать. Член Совета РАН по космосу Валентин Уваров рассказал Skillbox Media, что частные компании пришли на космический рынок неслучайно и в некоторых случаях они решают как государственные, так и коммерческие задачи быстрее и лучше, чем это делали госкомпании.
«Поначалу все космические проекты госструктуры реализовывали самостоятельно. Но в какой-то момент наши зарубежные партнёры поняли, что переложить все расходы и сложности на частные компании — это проще и дешевле. Поэтому частная космонавтика развивается семимильными шагами, и средства вывода на орбиту — это только часть перспективных направлений. Кроме них есть и операторы спутников, и разработка космических аппаратов, а также много смежных направлений, которые будут развиваться с ростом технологий», — пояснил Уваров.
О перспективах космического бизнеса
Михаил Кокорич:
В 2019 году он оценивался в $300 млрд. Но по сравнению со многими другими индустриями это небольшая сумма.
То, что делается сейчас, сильно не отличается от того, что делалось 50 лет назад. Не возникло никаких принципиально новых сервисов, которых бы не было на заре спутниковой эры. Единственное отличие — раньше основными потребителями сервисов были военные, а теперь — обычные люди.
Сейчас происходят изменения, которые будут движущими факторами развития космоса:
1. Удешевление запуска в десять раз, во многом благодаря таким компаниям, как SpaceX.
Раньше вывоз 1 кг груза на орбиту стоил $50 тыс., сейчас меньше $5 тыс., в ближайшие десять лет стоимость скорее всего упадет ниже $500.
Экономика инноваций
Рогозин vs Маск: «Роскосмос» сделает ракету лучше, чем Falcon 9?
2. Снижение стоимости спутников.
Если раньше они стоили десятки, сотни миллионов долларов, то сейчас стартапы могут создать свои спутники за сотни тысяч долларов. Это приведет к тому, что появится много новых способов использования космоса:
- для обработки данных;
- генерации солнечной энергии;
- космического туризма;
- освоения других планет;
- добычи полезных ископаемых в космосе и т.д.
Мы, наверное, даже представить себе сейчас не можем ту фантазию будущего предпринимателя и те способы использования космоса, которые у нас появятся.
Международная космическая станция
Эмблема Международной космической станции. Изображение: Mysid / NASA / Wikimedia Commons
Эмблема миссии ALPHA 2021. Изображение: ASTROnote
Эмблема 55-й миссии МКС 2018 года. Изображение: Tim Gagnon / Jorge Cartes / NASA / Wikimedia Commons
Международная космическая станция (МКС) — продолжатель дела станции «Мир», затопленной в Тихом океане в 2001 году. Сегодня МКС, запущенная в 1998 году, используется для космических миссий 14 стран, на её борту работают космонавты из России, США, Канады, Японии, а также те из них, кто входит в Европейское космическое агентство. Основное назначение станции — это научные исследования.
Blue Origin
Это девиз Blue Origin, разработчика космического аппарата с вертикальным взлетом и посадкой New Shepard: шаг за шагом, яростно и секретно. Компания, созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом, работает в основном за закрытыми дверями, открывая их только чтобы проверить работу своего прототипа. Суборбитальный транспорт для астронавтов был создан на основе старого аппарата DC-X, разработанного Макдоннелом Дугласом для NASA и Министерства обороны США.
Настолько тихо, насколько это возможно, компания шепчет NASA сидеть и смотреть. И NASA оказывает мощную поддержку Blue Origin, наряду с Конгрессом.
«Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель
Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал», — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.
Основным проектом компании с 2014 года стало семейство модульных сверхлегких ракетоносителей «Таймыр» для вывода на низкую околоземную орбиту грузов массой от 10 до 180 кг.
«Лин Индастриал» организовала вторые огневые испытания ракетного двигателя в российской частной космонавтике. Который, однако, спустя 4 секунды после начала работы взорвался.
Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний, пострадали люди. И компания чуть не оказалась банкротом.
Что не помешало ей представить в 2016 году проект одной из самых дешевых ракет для вывода грузов на орбиту — «Тейю», чей двигатель стал первым ракетным двигателем в Европе, распечатанным на 3D-принтере.
Не удивительно, что столь плодотворный коллектив поглотил другой российский проект «Селеноход». Его команда участвовала в конкурсе Google Lunar X PRIZE между частными компаниями, которые должны были отправить на Луну собственный луноход.
Уже в «Лин Индастриал» эти люди инициировали проект российской лунной базы «Луна семь» (седьмой полет человека на Луну после программы «Апполон»), который можно реализовать с использованием уже существующих технологий.
Однако, несмотря на высокую степень готовности «Таймыра», проведение первых испытаний компонентов BEaM, и включение предложений из «Луны семь» в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг., большого успеха «Лин Индастриал» не сыскал.
Проект «Луна семь» перестал получать финансирование ещё в 2017 году. Первый коммерческий запуск ракеты «Таймыра» со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года и был перенесен на неопределенный срок.
На данный момент сотрудничество стартапа со «Сколково» и НКК приостановлено, проекты существуют только за счет личных средств разработчиков.
Мусорные бомбы
Упасть на Землю может не только комета. Военные следят также и за космическим мусором, который скопился на орбите за 60 лет освоения космоса. Это отслужившие свое космические аппараты, отсоединившиеся от ракет-носителей ступени, разгонные блоки, осколки от взрывов.
Особо опасны старые военные спутники с урановыми ядерными энергетическими установками. Их использовали на низкой орбите для радиолокационной разведки, а затем поднимали выше 800 км, чтобы захоронить. Однако иногда они падали. 24 января 1978 года советский «Космос-945» рухнул на территорию Канады. Это привело к международному скандалу.
Однако крупный мусор — не самая великая неприятность, от него можно уклониться, сманеврировать. Гораздо больше проблем несут мелкие искусственные частицы, заметить их заранее невозможно и при космических скоростях около 10 км/c попадание даже пятнышка обычной краски, которой покрывают космические корабли, гарантированно повредит спутник. Для сравнения: скорость пули, выпущенной из автомата Калашникова (АК-74), в десять раз меньше и составляет 910 м/с.
Пробоина в спутнике SolarMax от попадания космического мусора.
(Фото: NASA)
Сейчас датчики космического наблюдения Министерства обороны США отслеживают более 27 тыс. единиц орбитального мусора диаметром свыше 10 см. По разным оценкам, на орбите двигаются еще около 700 тыс. искусственных осколков величиной 1 см и больше.
О преимуществах лунной базы
Леонид Соловьев:
Следующим большим скачком вперед может быть строительство постоянной базы присутствия на Луне. Сейчас это технически возможно, но очень дорого, хотя уже есть частные группы, серьезно обсуждающие эту идею. Такая база должна стать первой точкой для дальнейшего развития нас как цивилизации.
И причины тому не только экономические: освоение космоса не всегда движется только ими. Есть огромное количество вещей, которые удобно делать, не находясь на Земле. Например, можно построить оптический телескоп и заниматься изучением других планет: так как на Луне нет атмосферы, небо всегда будет чистым. Можно заниматься добычей определенных полезных ископаемых. Есть чисто футуристический взгляд: например, основатель Amazon Джефф Безос считает, что мы должны вынести все промышленное производство с Земли на Луну.
Футурология
Поселение на Луне — взгляд профессора Вестминстерского университета
Такая база может появиться на земном спутнике в перспективе 30-50 лет.
Михаил Кокорич:
Луна и соседние небесные тела представляют уникальную возможность для науки и практического освоения
Если говорить о последнем, важно понимать две вещи:. 1
Чтобы привезти что-то с Земли в космос, нужно потратить огромное количество топлива, потому что мы находимся на дне гравитационного колодца
1. Чтобы привезти что-то с Земли в космос, нужно потратить огромное количество топлива, потому что мы находимся на дне гравитационного колодца.
2. Не так давно стало известно, что на Луне в глубоких кратерах, куда никогда не проникает солнечный свет, есть лед. И это фундаментальное открытие означает, что на спутнике есть вода, которую можно использовать для производства кислорода для людей, а самое главное — как ракетное топливо. Луна таким образом может служить плацдармом для освоения человечеством всей Солнечной системы.
Я думаю, возвращение человека на Луну с исследовательскими целями произойдет довольно скоро. На сегодняшний день несколько стран имеют космическую лунную программу, в самой продвинутой фазе она у США и Китая. Американцы планируют к 2024 году реализовать программу «Артемида». Примерно тогда может быть создана и постоянно действующая орбитальная станция либо на орбите Луны, либо между Луной и Землей. Китай первым посадил луноход на обратную сторону Луны, которая не видна с Земли. Возможно, у них будет запущена активная программа и по высадке человека на Луну.
Частный бизнес на Луне начнется не в ближайшие пять-десять лет, но и не через 30-50 лет. Технологически значительных препятствий для ее освоения нет. Нужны экономические модели, которые сделают бизнес в космосе обоснованным. Понятно, что у государств в распоряжении огромные деньги, но частный бизнес, как ни странно, всегда может потратить гораздо больше средств
Это важно, потому что все думают, что государство — основной драйвер инноваций, исследований и разработок в мире, но на самом деле это не так. Доля государственных исследований и разработок в мировых — меньше 10%
Экономика инноваций
Пять факторов успеха инноваций и роль в них государства
«Даурия» без пяти минут банкрот
Как выяснил CNews,
частная российская компании «Даурия аэроспейс» не сумела найти общего языка с «Роскосмосом»,
обязавшего ее через суд выплатить огромный штраф, и приняла решение о
самобанкротстве. Для его осуществления 21 января 2020 г. ООО «Научно-производственное
предприятие Даурия» подало в Арбитражный суд Москвы заявление о признании
компании несостоятельной. Неделю спустя, 29 января суд принял это заявление к
рассмотрению. Ближайшее заседание по делу намечено на 13 марта.
Накануне обращения к служителям Фемиды, 30 декабря 2019 г. «Даурия»
анонсировала свое намерение на тематическом федеральном портале значимых
сведений о фактах деятельности юрлиц. В представленном документе в качестве
кредитора, задолженность перед которым и толкнула компанию на такой шаг, указан
именно «Роскосмос».
Гендиректор «Даурии» Сергей
Иванов в разговоре с CNews назвал вопрос редакции о дальнейшей судьбе компании «риторическим».
При этом он все же напомнил, что бренд «Даурия аэроспейс» имеет не одно юрлицо
(подробнее об этом — ниже).
S7 Space: частный плавучий космодром и ремонтная база из МКС
Наиболее «тяжелым» и продвинутым стоило бы назвать проект S7 Space авиакомпании S7, созданный как дочерняя организация в 2016 году.
На счету компании 2 основных направления — «Морской старт» и «Наземный старт», а так же ряд «бумажных» проектов — «Орбитальный космодром», производство средних ракетоносителей и собственный космический многоразовый аппарат.
Наиболее известен «Морской старт»: с него S7 Space началась в 2016 году. Плавучий космодром позволил бы компании использовать дешёвые, доступные ракетоносители «Союз», существенно увеличив их грузоподъемность за счет базирования возле экватора.
К сожалению, сделка по приобретению морской платформы для запуска ракетоносителей была завершена только в 2018 году.
После этого компанию подвергли санкциям, и доступ к платформе был получен только в 2019 году. На данный момент плавучий космодром без ряда ответственного оборудования американского производства базируется на Дальнем Востоке, разоряя владельца.
На данный момент «Морской старт» ожидает поставки более современных ракет «Ангара» из-за северного размещения.
В связи с этим отделение S7 параллельно ведет разработку собственных ракетоносителей на базе традиционных советских «Союзов». Для этого планируется выкупить соответствующие технологии и уже готовые компоненты у «Роскосмоса».
Это позволит наладить частной корпорации собственное масштабное производство сначала легких модификаций «Союза», снятых с производства в России, а затем выпустить доработанную версию с многоразовой нижней ступенью.
Разработка проекта «Орбитальный космодром» стартовала в 2018 году и была поддержана головным предприятием «Роскосмоса».
Проект предполагает превращение российского сегмента МКС в сборочный цех крупных космических объектов для ближнего и дальнего космоса.
Так же его планируется использовать в качестве центра технического обслуживания, ремонта и модернизации космических аппаратов непосредственно в космосе.
Третья роль проекта — перевалочная база для лунных программ.
Virgin Galactic
После 2-3-дневной подготовки путешественники садятся в SS2, 18-метровый ракетный планер на 6 человек. Это судно с двумя фюзеляжами с размахом крыльев 43 метра будет подниматься на 15 240 метров, прежде чем выпустит SS2. SS2 в свою очередь на своих ракетных двигателях отправится на границу космоса в параболический полет. Спустя пять минут невесомости самолет начнет планировать, замедляясь для повторного входа в атмосферу на 21 336 метрах, а затем будет спускаться к Земле как обычный самолет.
Испытания SpaceShipTwo проходят успешно. Миллиардер Брэнсон утверждает, что первые коммерческие полеты начнутся уже вот-вот, а место будет стоить 250 000 долларов.
Зарубежные коммерческие проекты
Космический туризм на нынешнем этапе развития не считается прибыльным бизнесом: для компании, запускающей собственные ракеты и аппараты, гораздо выгоднее заниматься выводом на орбиту спутников. Западные стартапы, нацеленные только на туризм, уже исчерпали источники финансирования и ушли с рынка. Среди них – Golden Spike Company, Armadillo Aerospace, Excalibur Almaz, XCOR Aerospace.
Компании, оставшиеся в нише, принадлежат корпорациям, для которых космические полеты – лишь одно из многочисленных направлений. Главные игроки рынка сейчас – SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic.
Проект космического туризма Virgin Galactic
Компания Илона Маска SpaceX объявила имя своего первого клиента еще в 2018. Японский миллиардер и ценитель современного искусства Юсаку Маэдзава отправится в лунный тур на борту сверхтяжелой ракеты-носителя Starship – но не ранее 2023 года, по самым оптимистичным подсчетам.
SpaceX, вместе с Blue Origin Джеффа Безоса (владельца Amazon), технически лучше всего готова к реализации туристических полетов: обе компании в 2020 выбраны NASA в качестве главных подрядчиков для разработки проекта по высадке людей на Луну – в рамках программы «Артемида».
Более теоретической пока остается программа Virgin Galactic, одной из многочисленных компаний Ричарда Брэнсона. Список клиентов, оплативших тур, растет год от года, а запуск постоянно откладывается. Стоимость билета Virgin Galactic оценивает так же, как и Blue Origin – около $250-$300 тыс.
Virgin Galactic и Blue Origin не планируют готовить пассажиров к экстремальным перегрузкам при полете к МКС. Тур заключается в суборбитальном полете на высоте 100-200 км над поверхностью Земли. Путешествие займет не более четверти часа, несколько минут туристы проведут в состоянии невесомости – достаточно, чтобы отправить селфи в Инстаграм.
Пока частные космические компании занимаются испытаниями ракет, американский стартап Starfighters нашел свою нишу в бизнесе: подготовку туристов к полету. Для этой цели руководители проекта приобрели 7 истребителей F-104, на которых тренировались летчики-космонавты, включая Нила Армстронга и других астронавтов времен «Аполлона». Внутри истребителя создаются перегрузки и микрогравитация. Курс подготовки обойдется в 20 тыс долларов.
Космический проект SpaceX Илона Маска
«НСТР Космические Системы»: доступные двигатели и орбитальные телескопы в онлайн
Счет «Лин индастриал» можно было бы пополнить результатами другой компании — ООО «НСТР Космические Системы» – стартап, основанный выходцем из первого коллектива вышеописанной компании.
Именно на счету их отделения «НСТР Ракетные Технологии» числится первый в российской частной космонавтике двигатель и первые же испытания, которые прошли ещё раньше, чем у «Лин Индастриал».
Успешные испытания привлекли внимание инвесторов. Тем не менее, последние сообщения от компании датируются 2019 годом, а домен неактивен
Последние сообщения, доступные в сети, говорят о том, что команда разрабатывала (или продолжает это) сразу два проекта: AstroNYX и Errai. Первый представляет собой сеть автоматизированных телескопов с онлайн-доступом из любой точки Земли.
Второй решает задачи вывода этих телескопов, объединяя разработку жидкостных ракетных двигателей, метеоракет, а также сверхлегких ракет-носителей для запуска малых спутников.
X Prize и другие соревнования
Пилот Брайан Бинни радуется победе SS1 в Ansari X Prize
Иногда, чтобы вдохновить инновации, необходимо установить смелые цели и пообещать мешок денег. Вот, к примеру, некоммерческий фонд X Prize объявил награду Ansari X Prize для доступных космических полетов. Награда в 10 миллионов долларов породила рынок коммерческого освоения пространства на 100 миллионов долларов.
Аэрокосмический инженер Бурт Рутан и его финансовый покровитель, соучредитель Microsoft Пол Аллен, выиграли приз 2004 года за создание первой частной команды для «строительства и запуска космического корабля, способного перевозить трех человек на 100 километров над поверхностью Земли, дважды за две недели». Впоследствии Рутан помогал Virgin Galactic разрабатывать ее пассажирский космический самолет.
Примеры других соревнований, вдохновляющих новую космическую отрасль, включают Centennial Challenges, программу NASA, которая обеспечивает от 200 000 до 2 миллионов долларов поддержки компаниям в сфере интересов агентства, а также Heinlein Prize, учрежденное в честь писателя-фантаста Роберта Хайнлайна и также поощряющее активность в сфере коммерческой космической деятельности.
Между тем X Prize Foundation продолжает стимулировать прорывы в космосе и на Земле. Google Lunar X Prize в 30 миллионов долларов получит «первая финансируемая из частных источников команда, которая благополучно посадит робота на поверхность Луны, этот робот пройдет 500 метров по лунной поверхности и отправит изображения и данные на Землю». NASA добавит 30 миллионов долларов тем роботам, которые еще и будут отвечать ключевым целям.
Деньги, деньги, деньги
Хейке Дюстерхофт просто выиграла поездку в космос в МакДональдсе
Богатые люди — это не только целевая аудитория для рынка инкрустированной бриллиантами Bluetooth-гарнитуры за 50 тысяч долларов. Это также и те, кто еще в 1984 году первыми покупали мобильный телефон Motorola DynaTAC 8000X весом в 1 килограмм и стоимостью 10-15 тысяч долларов. Другими словами, цикл развития, улучшения, продаж, который постепенно начинает производить дешевые и хорошие продукты, зачастую начинается с ранних разбрасываний деньгами.
По крайней мере сейчас космический туризм остается провинцией для Мидасов. На данный момент около десятка частных граждан побывали в космосе за свои собственные деньги, и каждый из них выложил миллионы долларов за золотой билет на Международную космическую станцию. Тем не менее их решимость использовать свои деньги на космические путешествия предполагает, что такой рынок существует — и это необходимый первый шаг для того, чтобы космические полеты стали наконец доступными для всех нас.
Между тем, у кого есть такие глубокие, как черная дыра, карманы для строительства этих космических династий? Как вы можете догадаться, у сверхбогатых учредителей и глав таких компаний, как Microsoft, Amazon, PayPal и Virgin Records. Поэтому не удивляйтесь, что можете встретить знакомые имена, читая дальше.
Lockheed Martin, Boeing и United Launch Alliance
Lockheed Martin, которая построила каждый аппарат, отправленный NASA на Марс, от «Викинга» до марсохода «Кьюриосити» и космического аппарат MAVEN, которому еще предстоит полететь — регулярно выводит новые аппараты на орбиту и разрабатывает капсулу «Орион» для ракеты SLS, о которой мы недавно писали.
В октябре 2011 года Boeing подписала 15-летний договор аренды на использование ангара для космических шаттлов в Космическом центре Кеннеди, чтобы построить космический аппарат CST-100. NASA профинансировало этот корабль по своей программе Commercial Crew Development на 110 миллионов долларов. Кроме того, Boeing будет делать центральную ступень для ракеты SLS, которая недавно прошла успешные испытания и станет, пожалуй, самой мощной ракетой в истории освоения космоса.
Тем временем United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, продолжает делать ракеты Atlas-V, платформу, на которой несколько коммерческих предприятий планируют запускать свои космические аппараты или капсулы с экипажем.
Правда, главным вопросом остается то, сможет ли NASA поддерживать финансово эти компании долгое время?
«Даурия»: коммерчески успешная платформа наноспутников
Куда лучше шли дела другого производителя малых спутников — Dauria Aerospace, созданной бывшим владельцем «Техносилы» в 2011 году Михаилом Кокоричем.
До 2014 года компания имела несколько филиалов за рубежом, однако после сконцентрировала все работы — офис и производство, — в России. Кроме того, владельцам удалось привлечь «Сколково» и ряд зарубежных венчурных фондов.
Это позволило уже в 2015 году продать свои первые спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 для дистанционного зондирования Земли американской компании Aquila Space. Аппараты уже находились на орбите.
За ними последовал космический аппарат DX1 на основе малой спутниковой платформы DX, созданной специалистами компании. Выведенный в космос, он позволил провести отработку экспериментальных технологий, которые должны были лечь в основу широкой линейки спутников Dauria.
Один из них — проект Pyxis для создания сети телекоммуникационных спутников высокоэллиптических орбит, способных обеспечить связь даже в приполярных регионах Земли.
Ещё одна платформа, АТОМ, для создания геостационарных космических аппаратов рабочей массы до тонны. Высокая эффективность аппаратов позволяет выводить их с минимальными затратами, обеспечив высокую конкурентноспособность.
Однако с Dauria Aerospace связана самая серьезная экономическая катастрофа частной российской космонавтики: в 2017 году заказанные Роскосмосом спутники МКА-Н производства Dauria не вышли на связь после старта.
Многомиллионный иск и отказ госкорпорации от расследования ситуации фактически обанкротил компанию, которая в декабре 2018 года прекратила даже информационную деятельность.