Кроссовки дня: управляемые со смартфона nike, которые получились лучше, чем из «назад в будущее»

Air Jordan 1 High OG «Origin Story» в фильме «Человек-паук: Через вселенные» (2018)

В анимационном фильме Sony «Человек-паук: Через вселенные» Питер Паркер сказал главному герою, подростку Майлзу Моралесу, следующие слова: «Ты знаешь, что у тебя развязаны шнурки? Хотя это же первые, так что тут не о чем беспокоиться». Он имел в виду Air Jordan 1, понимая, что Моралес, как и многие другие дети из Бруклина, намеренно не завязывает свои Jordan. Красно-белая расцветка с большим черным свушем — одна из оригинальных расцветок Jordan 1, соответствующая команде Джордана «Чикаго Буллз» — была для фильма безошибочным вариантом. Это первые фирменные кроссовки легенды баскетбола, которые уже более 30 лет остаются иконой среди поклонников кроссовок.

Air Jordan 1 Spider Man — это маркетинговая победа для Nike. Для молодой аудитории, которая, возможно, никогда не видела Майкла Джордана, играющего в баскетбол, Jordan теперь являются обувью нового супергероя. Компания даже выпустила специальные кроссовки Человека-паука — Air Jordan 1 High OG «Origin Story», дополненные узором в виде множества точек.

Отойдем от темы кино и узнаем, чего нам ждать от сникер-индустрии в 2020 году

Nike MAG в фильме «Назад в будущее 2» (1989)

В 1989 году Марти Макфлай отправился в будущее в киноленте «Назад в будущее 2». В фильме была сцена, которая поразила зрителей больше всего — когда Марти вышел из машины времени в вымышленных Nike Air MAG. Благодаря автоматической шнуровке и светящимся панелям Air MAG стали поистине недосягаемым Святым Граалем.

Конечно, кроссовки в фильме не обладали такой способностью. Во время съемок на площадке был специальный человек, который затягивал шнурки вместе. Понадобились десятки лет, чтобы мифические кроссовки из фильма «Назад в будущее 2» стали реальностью. В 2011 году Nike выпустил 1500 силуэтов, собрав с продаж более $5,6 миллиона, которые направил в благотворительный фонд. Но только в 2016 году дизайнеру Тинкеру Хэтфилду удалось воссоздать те самые самозашнуровывающиеся Nike MAG. Одна из этих редких пар была продана на аукционе более чем за $100 тысяч.

Небольшой таймлайн «как это было»:

2016 — выход модели в свет.


Nike Adapt BB

Тремя годами позже выходят первые баскетбольные кроссовки с усовершенствованной системой FitAdapt, также предоставляющей возможность точной регулировки степени фиксации стопы. Основным отличием от предшественника стала возможность управлять приводом не только с помощью подсвечивающихся в зависимости от уровня заряда кнопок на подошве, но и через приложение на смартфоне. Вторым улучшением стала динамическая задняя часть: пятка в новой версии отодвигается и расположить ступню в кроссовке можно без ложки для обуви. Заряжается пара с помощью беспроводной док-станции — HyperAdapt 1.0 подпитывались проводными устройствами на магнитах.

Добились ли в Nike поставленной цели? Да. Отстояли статус лидеров рынка и инноваторов? Однозначно. В 2019 году отсутствие необходимости завязывать шнурки все еще выглядит диковинным, как и 30 лет назад, но эта возможность стала реальной и не нужна бригада из шести человек, чтобы создать видимость автономности (на съемочной площадке с помощью невидимых в кадре лесок как раз такая команда передавала мгновенное натяжение «шнурков»-полосок). Каждая новая итерация более дружелюбна к владельцу, что обнадеживает hi-tech-оптимистов. Да и ценник упал в два раза — глядишь, через пару лет умные кроссовки можно будет купить долларов за 200, что несомненно повлияет на их распространенность. Проблема с постоянно развязывающимися на ходу шнурками — особенно в коллаборациях с именитыми дизайнерами, часто жертвующими практичностью, — решена, а к вечеру и правда необходимо ослаблять шнуровку: такая у нас физиология — ноги отекают.

На первый взгляд, будущее уже здесь, но минусы есть и тут. Во‑первых, полным функционалом программного обеспечения можно будет пользоваться, лишь передавая данные о своих передвижениях, их продолжительности, скорости и иную информацию. Автоматически встает вопрос о безопасности персональных данных ( и  не дадут соврать). Во‑вторых, программы дают сбои: сообщает, что самые критические — на операционной системе Android. После них даже физические кнопки на кроссовках выходят из строя, не говоря уже о дистанционных устройствах. В-третьих, необходимость заряжать обувь, пусть и редко, станет головной болью и «подкараулит» в самый неподходящий момент. Кроме того, возникают особые потребности по переработке завершивших жизненный цикл устройств, которые осознает и руководство Nike, заявляя о планах разместить в магазинах бренда пункты сбора батареек и технологичных пар. Перечислять можно долго, а вывод напрашивается один: плюсы этого концепта пока не способны перевесить минусы. Мы не получили принципиально новых возможностей, просто существующие стали удобнее, да и то: удобство здесь — вещь, о которой можно поспорить.

Так маркетинг это или самозашнуровывающиеся кроссовки жизнеспосбоны и за пределами выставок и тематических сообществ? Конечно, на данный момент функция маркетинга выходит на первый план, однако объем проделанной работы не позволяет все сводить только к нему. Происходит «обкатка» технологий в повседневной жизни, а деятельность Nike можно сравнить с фундаментальными научными исследованиями, но в своей области: результата в короткой перспективе ждать не стоит, но лет через 5−10 этот тип обуви может занять подобающее положение на рынке. Насколько быстро это произойдет, зависит как раз от грамотной PR-кампании, ценовой политики и перво-наперво от того, как скоро умные кроссовки сделают действительно практичными. Ведь мы любим их в первую очередь за это.

Reebok Alien Stomper в фильме «Чужие» (1986)

Иногда кинорежиссеры предлагают брендам сотрудничество, чтобы выпустить обувь для определенного образа или сцены. Именно так у Reebok появилась идея создания Alien Stomper. Базовая модель баскетбольной обуви стала основой для кроссовок, которые носили те, кто работал с желтым роботом-погрузчиком. Шнурки высокого силуэта, выполненного в контрастных цветах, были заменены на застежки Velcro. В момент продакт-плейсмента можно было заметить красный логотип Reebok на обуви. Кроссовки спасли лейтенанта Эллен Рипли, которую играла Сигурни Уивер. В сцене, когда чудовище схватило героиню за ногу, затягивая ее за собой в открытый космос, обувь с легкостью соскользнула с нее.

На протяжении многих лет Reebok из фильма «Чужие» были недоступны для масс, вплоть до 30-летия фильма в 2016 году. В честь этого знаменательного события бренд выпустил Stomper в двух версиях: с высоким и низким голенищем.

Nike Blazer в фильме «Как Майк» (2002)

В 2002 году рэпер и актер Lil Bow Wow сыграл главную роль в семейном фильме о мальчике-сироте, который наткнулся на пару старых Nike Blazer, принадлежавших ранее Майклу Джордану. Однако это было нечто большим, чем просто обычной парой кроссовок — они подарили главному герою фильма Кэлвину Кэмбриджу невероятные способности. Мальчик начал играть наравне, а может даже лучше легенд баскетбола.

Фильм про волшебные кроссовки стал отличным примером маркетинговой кампании. После его выхода появилось огромное количество желающих приобрести себе пару от компании Nike, в которых, казалось, возможно все.

Nike Air Max 2 CB 94 в фильме «Джуманджи» (1995)

Персонаж Робина Уильямса, десятилетний Алан Пэрриш, был сыном владельца обувной фабрики, чье предприятие во времена своего расцвета обеспечивало весь город. Рабочий на фабрике его отца показал Алану баскетбольные кроссовки Nike и заявил: «Если я смогу заставить Уилта Чемберлена надеть их, я уверяю, что пара таких ботинок будет лежать в каждом шкафу по всей Америке». По внешнему виду силуэта можно сказать, что это Air Max 2 Charles Barkley. Однако на обуви вместо ожидаемого логотипа Nike напечатано слово «Parrish».

Чарльз Баркли был одним из самых мощных форвардов, которых когда-либо видел НБА

И его фирменные кроссовки также обратили на себя внимание. Nike Air Max 2 CB 94 представляют классическую баскетбольную обувь с вневременным дизайном

Первоначально выпущенные в 1994 году кроссовки из фильма были оснащены двумя инновационными технологиями от Nike. Система быстрой шнуровки обеспечивала плотную и поддерживающую посадку, а воздушная амортизация Max Air давала спортсмену превосходную прыгучесть на корте.

Air Jordan 11 «Space Jam» в фильме «Космический джем» (1996)

Помните «Космический джем»? Это фильм, в котором Майкл Джордан помог Багзу Банни и остальными персонажам сериала «Looney Tunes» победить в баскетбольном матче команду инопланетян под названием «Монстарз»

Помимо камео актера Билла Мюррея и баскетболистов Ларри Берда и Чарльза Баркли, в кино также были показаны несколько пар кроссовок,  переключивших на себя все внимание: черные Air Jordan 11 «Space Jam» с белой мидсолью и прозрачной аутсолью светло-голубого оттенка и Air Jordan 11 «Concord», отличающиеся белым верхом

Джордан впервые дебютировал в Air Jordan 11 «Space Jam» в 1995 году в матче плей-офф против «Орландо Мэджик». Тогда он вернулся на баскетбольную площадку после своей недолгой карьеры бейсболиста. Кроссовки Майкла Джордана выглядели «космическими» для того времени. Появление в «Space Jam» укрепило их позиции и сделало кроссовки из фильма Air Jordan 11 одними из самых востребованных. Однако релиза поклонникам пришлось ждать целых 4 года.

В 2016 году бренд Jordan отпраздновал 20-летие фильма «Space Jam» перевыпуском силуэта, который поставлялся в специальной коробке с логотипом «Looney Tunes» компании Warner Bros.

Nike Cortez в фильме «Форрест Гамп» (1994)

Nike Cortez являются одними из самых знаковых силуэтов бренда, но было бы неправильно не отдать должное «Форресту Гампу» за его популярность. Невозможно забыть ту сцену, когда главный герой открывает коробку, которую ему подарила Дженни, и видит новые Cortez в знаковой красной, белой и синей расцветке. Кроссовки Форреста позволили ему совершить длительный забег по всем штатам Америки, привлекая других последователей.

Cortez были первыми кроссовками Nike после того, как бренд изменил свое название с Blue Ribbon Sports, и стали хитом после Олимпийских игр 1972 года.