Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете

Содержание

Новая форма путевого листа

Существуют компании, которые должны оформлять данный документ с учетом строгих требований. Например, это касается автотранспортных предприятий. Хотя нужно понимать, и для других компаний путевка считается документом, который относится к строгой отчетности. Причем не имеет значения, организация использует собственный транспорт или арендованный. Начиная с 2019 года, путевка заполняется по новой форме.

Немного изменились правила составления данного документа:

  • Печать, которая была необходима раньше, сейчас отменена;
  • Показания одометра указываются при выезде автомобиля из бокса;
  • Диспетчер проставляет дату уезда ТС и его возвращения;
  • Путевку разрешено оформлять только на одну рабочую смену или рабочий день;
  • При наличии нескольких водителей на одном ТС, каждый из них должен иметь путевой лист;
  • Предрейсовый осмотр ТС стал обязательным;
  • Печать, свидетельствующую о медицинском осмотре, можно не ставить. Теперь достаточно лишь прописать, что осмотр был пройден. Это подтверждается подписью медработника.

Как уже было сказано, форма документа зависит от того, какой именно транспорт используется:

  • форма №3 предназначена для легковых автомобилей, может использоваться в обычных организациях и в специализированных фирмах;
  • форма №4-с используется в том случае, когда поручение организации выполняется на грузовом автомобиле. При этом водитель получает сдельную зарплату;
  • форма №4-п также предназначена для грузовиков, только в этом случае водителю начисляется повременная оплата;
  • форма №3-спец используется, когда поездка совершается на автокране, бетономешалке и других специальных автомобилях;
  • форма №4 используется на легковом такси;
  • форма №6 предназначена для автобусов.

Также стоит отметить, некоторым организациям, в зависимости от рода их деятельности, имеющиеся формы могут не подходить. Да и обязательными они являются далеко не для каждой компании. Несмотря на то, что это первичный документ, организация имеет право разрабатывать свой собственный бланк. Практика показывает, в уже имеющийся бланк просто вносят некоторые изменения. Естественно, такая форма обязательно оговаривается учетной политикой компании. Также необходимо, чтобы в измененном бланке также указывалась обязательная информация.

Обязательные реквизиты в путевке

После внесения изменений в правила оформления документа, в нем обязательно должны присутствовать такие сведения:

  • название документа, в котором прописывается, для какого вида транспорта выдается путевка;
  • номер листа;
  • срок, в течение которого водитель может использовать этот документ;
  • информация о водителе, его паспортные данные и сведения о том, что после медосмотра он допущен к выполнению данного поручения;
  • модель, тип и другие сведения о ТС. Если имеется прицеп, указывается информация и о нем;
  • показания одометра;
  • номер;
  • дата выезда и возвращения на стоянку;
  • информация о техосмотре ТС.

Как уже было сказано, компаниям разрешено вносить сюда некоторые изменения. Так, при необходимости можно указать дополнительные пункты.

(Видео: «Как я заполняю путевые листы .»)

Что пишем на лицевой стороне бланка?

Водитель получает на руки путевой лист, заполненный диспетчером или другим уполномоченным лицом формы. Сам он не имеет права вписывать в документ какие-либо данные. Шофер только ставит там свою подпись в начале рейса и по возвращению из него. Путевка выписывается на любую легковую машину, которую используют в рабочих целях

При этом не столь важно, находится ли авто в аренде или в собственности предприятия, либо это личная машина сотрудника. Жестких требований к оформлению бланка путевого листа легкового автомобиля по форме 3 нет

Он может быть произвольный. Либо для удобства можно воспользоваться бланком государственного образца от 28 ноября 1997 г, утвержденным постановлением Госкомстата №78. Заполнение путевого листа формы 3 начинается с его лицевой стороны. Она содержит штамп фирмы-перевозчика, ее контактные данные и реквизиты, код ОКПО и ОКУД. Здесь следует указать:

  1. Информацию о легковом автомобиле, его номерной знак, марку и модель, номер приказа об аренде (если машина арендована);
  2. Личные данные шофера: ФИО, категория и номер водительского удостоверения, вид лицензии;
  3. Подпись диспетчера, который выдает шоферу наряд.
  4. Конечный пункт следования, время выезда и возврата машины.

Отметка медработника

Перед рейсом каждый водитель проходит освидетельствование, данные о котором вносятся не только в путевку, но еще и в специальный журнал. В него входит внешний осмотр, проверка на алкоголь при помощи алкотестера и на употребление психотропных веществ. Медсестра также выслушивает жалобы водителя (если они есть) и на основе всех этих данных принимает решение о допуске его на рейс. О чем и пишет в соответствующей графе лицевой стороны бланка путевого листа легкового автомобиля, визируя свои слова подписью.

Отметка автомеханика

Механик проводит техосмотр машины на предмет ее исправности. По итогам осмотра в путевом листе он указывает значение спидометра, информацию о количестве горючего в авто до и после рейса (нормативное и фактическое), марку бензина. Расход рассчитывается, исходя из километража, а также справочных норм на конкретный вид авто. Их можно посмотреть в методических рекомендациях, которые прилагаются к Приказу Минтранса РФ № АМ-23-р. При этом следует учесть поправочные коэффициенты на неблагоприятные погодные условия, перенаселенность города или использование машины после капремонта. Фактический расход вычисляют путем вычитания из объема заправленного горючего его остатка на момент окончания пути. По итогу после рейса нормативные и фактические показатели сравнивают. Делается вывод о том, перерасходовали топливо либо наоборот сэкономили. За достоверность этих данных механик несет ответственность, подтверждая это своей подписью.

Наказание за нарушения в оформлении и отсутствие путевого листа

Следует учитывать, что административные штрафы по статьям КоАП РФ, где упоминаются должностные и юридические лица, распространяются на ИП несмотря на коммерческую деятельность в статусе физлица. Самозанятые не упоминаются в нормативах, но несут ответственность, как индивидуальные предприниматели, а не водители-граждане.

Все знают о наказании за отсутствие путевки по ст. 12.3 КоАП — штраф 500 р. или вовсе предупреждение от инспектора ДПС. Но это как повезет. Езда без п/л предполагает не пройденный предрейсовый медосмотр и техконтроль. А это уже совсем другие суммы.

Штрафы

КоАП РФ ст. 12. 31.1
№ п/п Вид нарушения Должностное лицо Юридическое
лицо и ИП
1 Отсутствие отметки о предрейсовом медосмотре 5 000 30 000
2 Отсутствие отметки о техсостоянии ТС в п/л 5 000 30 000
КоАП РФ ст. 12.32
1 Отметка медика признана не действительной (например, водитель пьян) 20 000 50 000
2 Отметка контролера не соответствует техсостоянию ТС (авто имеет неисправности) от  5 000
до 8 000
КоАП РФ ст. 11.32
1 Отсутствие медосмотра вовсе: в организации их не проводят от 2 000
до 3 000
от 30 000
до 50 000
НК РФ ст. 122 п. 1
1 Отсутствие п/л или заполнение с нарушением Приказа Минтранса № 368 20 % доначисления суммы налога на прибыль = (з/п водителя +  расход ГСМ + амортизация ТС) х 0,04

Порядок оформления и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.

Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью)

Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы

Указывать показания приборов необходимо как перед выездом с парковочного места, так и при возвращении на него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.

Требования к заполнению путевки:

  • освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
  • освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должны быть указаны дата и время и проставлена личная подпись. Также должна быть запись, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
  • хранить закрытые путевки, по требованию Приказа Минтранса России № 152, необходимо в течение пяти лет.

Остановимся подробнее на заполнении путевого листа.

Левая верхняя часть листа:

  • дата выхода в рейс;
  • наименование организации;
  • данные водителя;
  • данные автомобиля;
  • время выезда со стоянки;
  • время возвращения;
  • информация о медосмотре;
  • данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.

Правая часть бланка:

  • коды из учредительных документов организации;
  • номер бланка;
  • километраж;
  • данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
  • марка топлива;
  • выданное количество ГСМ.

Нижняя часть бланка:

  • подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
  • подпись водителя.

Путевой лист легкового автомобиля (форма 3), титульный лист

Обратная сторона заполняется лицом, принявшим автомобиль после рейса:

  • маршрут;
  • время;
  • пройденный километраж;
  • подпись водителя.

Как осуществляется учет движения путевых листов на предприятии

Система документооборота на предприятии должна быть организована с учетом специфики заполнения и хранения документов, связанных с использованием ГСМ. Для каждого случая эксплуатации транспортных средств надо выдать путевой лист. Сведения об оформляемых бланках вносятся в журнал по форме №8.

Вопрос: Допускаются ли расхождения в данных об отработанном времени водителя в путевых листах (фактически отработанное время) и табеле учета рабочего времени (время согласно установленному режиму)?Посмотреть ответ

Руководство предприятий должно обеспечить сохранность путевых листов на протяжении 5 лет. Чтобы списать ГСМ, необходимо представить в бухгалтерию квитанции об оплате топлива. При обнаружении неточностей или ошибок в заполненных полях путевого листа в него можно внести изменения. Делается это при условии визирования исправления двумя ответственными специалистами.

ВАЖНО! Если сотрудники для рабочих нужд пользуются личным транспортом, они вправе получить компенсацию за это. Для этого в путевом листе делается пометка о принадлежности конкретного автомобиля работнику

Форма журнала №8 унифицирована, из нее нельзя удалять строки или блоки. Предприятиям разрешено расширять перечень указываемых в документе показателей. Оптимизировать систему контроля движения путевых листов можно путем внедрения электронного учета бланков. Автоматизация процедуры позволяет сократить временные затраты работников на работу с документами и минимизирует риски появления утечек информации. Обеспечить работоспособность электронного документооборота в сегменте учета транспорта можно при помощи специализированных программ или услуг аутсорсинга.

КСТАТИ, правильностью и полнотой заполнения путевых листов и организацией контроля их движения могут заинтересоваться органы налоговой инспекции, представители трудовой инспекции и сотрудники ГИБДД.

Запрета на ведение журналов по учету путевок в электронном формате в законодательной базе не предусмотрено. Предприятия вправе самостоятельно решать, как им организовать ведение учета:

  • заполнять бумажный вариант журнала;
  • вести таблицы в Excel;
  • ограничиться заполнением формы в программе 1C.

Главное требование – соблюдение формы документа, наличие обязательных реквизитов и возможность оперативно распечатать заполненные страницы бланка.

Вопрос: В силу производственной необходимости директор не автотранспортной организации использует служебный автомобиль за пределами рабочего времени. Учет работы автомобиля фиксируется в путевом листе, форма которого разработана организацией.
Можно ли в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, если в путевом листе будут отметки о поездках за пределами рабочего дня?Посмотреть ответ

Для чего необходимо составлять путевые листы

При отсутствии путевки, шоферу накладывается штраф согласно ст. 12.13 КоАП РФ.

Для отчета по израсходованному топливу требуются материалы, удостоверяющие заправку, характер маршрута. Если заправка горючего осуществляется по топливным картам, то это отображается в документах поставщика.

Если расчет по топливу осуществляется наличностью, то учет выполняется по чекам АЗС и отчетам шофера. При подключении ТС к электронному контролю, который обеспечивает наблюдение за маршрутом и расходованием ГСМ, то для его списания используются отчеты данной системы (Письмо Минфина № 03-30-06/1/354 от 16.06.2011).

Кому и зачем нужно документальное оформление данных о транспортных услугах

До начала выполнения рейса по запланированному маршруту путевой лист должны выдавать водителю:

  • предприятия, организации, выступающие в роли юридического лица, независимо от организационно-правовой формы собственности;
  • физлица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, использующие труд наемных рабочих.

Оформляется так называемая «путевка» в одном экземпляре диспетчером или назначенным письменным распоряжением руководителя сотрудником.

Говоря о том, для чего нужен путевой лист, отметим, что документ позволяет контролировать:

  • действия водителя для учета рабочего времени при начислении заработной платы;
  • интенсивность использования служебного или спецтранспорта по назначению;
  • обоснованность расходов на амортизационные расходы, техобслуживание, приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Документально зафиксированные данные по показаниям одометра километража пробега служат подтверждением затрат на обслуживание автотранспорта, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг, что необходимо для:

  • бухгалтерской отчетности;
  • исчисления налога на прибыль.

При перевозках грузов, пассажиров и багажа по городу или в пригородные районы, другие населенные пункты и регионы, путевой лист, наряду с водительским удостоверением и техпаспортом на транспортное средство подтверждает:

  • обоснованность использования служебного, специального транспорта, принадлежащего предприятию или предпринимателю;
  • законность перевозки груза, пассажиров или багажа;
  • проверку исправности транспорта перед выездом;
  • право водителя на управление транспортным средством, соответствие его состояния здоровья контролировать ситуацию на дороге.

Особенности выдачи документов на различные транспортные услуги

Согласно требованиям ст

6 ФЗ № 259-ФЗ, перевозки грузов и пассажиров разрешается осуществлять, оформив путевой лист на соответствующее транспортное средство, принимая во внимание вид и область применения транспорта

Уважаемый читатель!Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)

Используют несколько форм бланков, например:

  • путевой лист для легкового автомобиля (аналог ранее унифицированной формы 3);
  • путевой лист для грузового автомобиля можно разработать на основе типовой межотраслевой формы 4-С или 4-П ;
  • учитывая особенности оказания услуг перевозок пассажиров при выполнении заказов на такси или междугородным автобусным сообщением.

Следует помнить, что грузоперевозки в рамках производственной деятельности, оказания транспортных услуг допустимы только с выдачей путевого листа вместе с накладной на перевозимый груз.

Формы используемых путевых листов для грузовых автомобилей могут иметь отличительные особенности помимо обязательных реквизитов:

  • при сдельной оплате труда водителей, рассчитываемой по средним тарифам для отметок о времени прибытия к пункту назначения груза и убытия после разгрузки;
  • предусматривающие заполнение данных заказчиком, позволяющие вести учет времени при расчете зарплаты за отработанный период.

Главным условием признания документа, отвечающим установленным нормам, является:

  • внесение обязательных реквизитов;
  • соблюдение порядка выдачи путевого листа.

Обратим внимание, на некоторые детали. Заполненный путевой лист, заверенный подписью ответственного лица или диспетчера, выдают водителю:

Заполненный путевой лист, заверенный подписью ответственного лица или диспетчера, выдают водителю:

  • на 1 день до выезда автобуса, трамвая, троллейбуса на линию, когда в течение рабочей смены предполагается несколько рейсовых поездок;
  • до выезда к пункту назначения, уточнив срок действия документа, если транспортное средство в конце рабочей смены не возвращается на парковку (длительность поездки на законодательном уровне не ограничена).

Для сведения!

Если в поездках на дальние рейсы экипаж состоит из нескольких водителей, управляющих транспортом посменно, можно оформлять путевки раздельно на каждого из них.

Поскольку на основании путевых листов начисляется заработок, обосновываются транспортные расходы, к составлению документа следует отнестись ответственно, не забывая вносить обязательные реквизиты.

Допускается вносить корректировки в уже заполненные документы для уточнения внесенных сведений, соблюдая основные правила делопроизводства.

Срок хранения документов – 5 лет.

Образец бланка путевого листа легкового автомобиля 2021 года

Лицевая часть

Условно лицевую сторону можно разделить на три части: верхняя, правая и нижняя. В стандартной форме имеются понятные подсказки, поэтому с заполнением документа не должно возникнуть никаких сложностей. Сюда вносятся сведения о ТС, время выезда и окончания поездки, заключения медика, информация о шофере и другие данные. В нижней части ставится автограф ответственного лица, с разрешения которого осуществляется выезд. Также подписывает и водитель. Это говорит о том, что он принял на себя обязательства, и полностью согласен с указанной в документе информацией.

Оборотная сторона

После того, как ТС возвращается на стоянку, ответственный сотрудник заполняет обратную сторону документа. Она представлена в виде таблицы, в которой указываются время, маршрут, километраж и другая информация.

Ошибки стандартной формы путевых листов водителя

  1. Не требуется отводить место для печати организации. С марта 2019 ее не ставят.
  2. Отсутствуют поля для отметки медработника о пройденном предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителя. Их следует добавить. При использовании госкомстатовской формы печати ставят в шапке, где есть немного свободного пространства.
Приказ Минтранса № 368 пункт 15

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

  1. Сведения, вносимые механиком, при проведении технического осмотра ТС есть, но выпускать технику на линию должен контролер. Это должностное лицо, которое может быть тем же автомехаником, но с квалификацией, согласно требованиям Приказа №287, пункт 14.
  2. Не предусмотрено поле для внесения даты и времени прохождения техосмотра (до и после рейса или смены). А это обязательный атрибут. Только за его отсутствие могут оштрафовать на 30 тыс. рублей (из судебной практики).
  3. Нет параметра для внесения показаний одометра. Есть — спидометра, а это уже не актуально. В это поле вносят сведения одометра, хотя это разные значения. При формировании собственного бланка, исправьте ошибку.

Примечание: В связи с вводом дистанционных технологий проведения предрейсового (предсменного) медосмотра, вместо штампа медработника можно либо производить запись по аналогии с отметкой контролера техконтроля ТС, либо предусмотреть место для вклейки липкого стикера-допуска водителя к управлению автотранспорта, заверенного УКЭЦП.

Какие реквизиты путевого листа должны быть обязательно (Приказ Минтранса №368)

Расшифровка аббревиатур и сокращений:

  • п/л — путевой лист;
  • тс — транспортное средство;
  • гос. — государственный;
  • рег. — регистрационный;
  • дата — (число, месяц, год);
  • время — (часы, минуты).

1. Наименование и номер путевого листа

  • прописывают полное название п/л: о каком виде транспортного средства идет речь (легкового такси; автобуса необщего пользования и т. п.);
  • порядковый номер соответствует нумерации, принятой в организации для внутреннего учета п/л. Если буквенной идентификации нет, серию можно не указывать.

2. Сведения о сроке действия путевого листа

  • включают дату, в течение которой п/л может быть использован;
  • если п/л оформляется более чем на один день — даты начала и окончания срока, в течение которого п/л может быть использован.

3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства

  • для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной гос. рег. номер юрлица (ОГРН);
  • для ИП — фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной гос. рег. номер ИП (ОГРН).

4. Сведения о транспортном средстве

  • тип тс, марку и модель тс, а в случае если тс используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);
  • гос. рег. номер тс, а в случае если тс используется с прицепом (полуприцепом), его рег. номер;
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде тс с парковки (парковочного места), по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя, а также при заезде тс на парковку по окончании смены (рабочего дня);
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного (если предусмотрена законодательством РФ) контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

5. Сведения о водителе

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового (если предусмотрена законодательством РФ) медицинского осмотра водителя.

6. Сведения о перевозке

включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

Примечание: На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

На какой срок выдается путевой лист

Срок действия путевого документа — сутки. Но это не значит, что водитель может находиться за рулем все 24 часа. Режим работы предполагает длительность раб. дня, не превышающую 8 часов. В некоторых случаях возможна переработка до 10 ч., но не каждый день. В графике могут быть длительные перерывы по 4, иногда до 5 ч. Многое зависит от специфики перевозок. Если рейс длительный, на одном ТС посменно работают 2 водителя.

В расчет берется фактическое время управления автомобилем, включая отдых. На обратной стороне листа указывают маршрут и время поездки с перерывами. Поэтому несмотря на то, что сутки не закончились, водителя могут оштрафовать за превышение времени нахождения за рулем более 12 часов. Учитывая это, документ выдают на рейс или смену. Ни на неделю, ни на месяц, как было раньше, оформлять п/л нельзя — это будет нарушением.

Чьи подписи нужны на путевых листах

Путевые листы (ПЛ) обязаны оформлять все организации и предприниматели (п. 2 приказа №152), независимо от:

  • вида эксплуатируемого транспорта;
  • ОКВЭД, если он используется для оказания услуг перевозки (фрахтования) или собственных служебных нужд.

Отсутствие ПЛ у водителя — основание для ответственности и применения штрафа в соответствии с п. 2 ст. 12.3 КоАП. Субъекты хозяйственной деятельности по своему усмотрению используют:

  • унифицированные бланки путевых листов — постановление Госкомстата №78 от 28.11.2997);
  • разработанные самостоятельно, о чем указывается в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Последними изменениями в правила оформления путевых листов (распоряжение Минтранса №467 от 21.12. 2018) добавлена отметка о предрейсовом техническом контроле. На настоящий момент перечень обязательных реквизитов выглядит следующим образом:

Из структуры рекомендованных форм и НПА понятно, кто имеет право подписи путевых записок юридического лица, — на документе у водителя транспортного средства нужны подписи:

  • диспетчера-нарядчика — фиксирует въезд и выезд;
  • механика — подтверждает техническую готовность к эксплуатации;
  • медработника (штамп с 2019 года необязателен).

Подпись лица, пользовавшегося автомобилем, не является обязательным реквизитом. Субъект хозяйствования решает этот вопрос самостоятельно (

приказ №152

и

постановление №78

).