Содержание
- Раскрой в себе криэйтора, мысли правым полушарием!
- Операции мышления
- Исход инсульта правого полушария
- Правополушарная психика. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов, связанная с левополушарной и правополушарнойстратегией переработки информации и управления функциями.
- Реабилитация после инсульта правого или левого полушария
- Мышление
- Какие у левшей бывают трудности?
- Левополушарные и правополушарные люди. Чем отличается левополушарное мышление от правополушарного?
- Как определить, какое полушарие доминирует
Раскрой в себе криэйтора, мысли правым полушарием!
Убежденность отдельных представителей научной элиты в правоте своих умозаключений, помноженная на наше желание объяснить
работу мозга как можно проще, опираясь на свой «здравый смысл», заложили под миф о функциональной ассиметрии правого и левого
полушарий прочный фундамент. Это удобно: с одной стороны есть принципиально различные виды активности.
С другой – и у мозга имеются две половины. С какой стати ему вдруг даны эти две половины?
На «бытовом» уровне логика подсказывает: чтобы решать эти различные задачи.
Такое настроение большинства активно поддерживается рядом психологов, умеющих извлечь из псевдонаучных публикаций и проектов,
основанных на концепции функциональной ассиметрии, свои дивиденды.
Развивая доходную идею, сторонники «правополушарного» мира, отстаивающие безусловный приоритет эмоционального и интуитивного
восприятия мира предложили своей доверчивой аудитории замысловатые тесты активности мозговых зон и схемы повышения активности
правого полушария.
Так, к примеру, определить себя в категорию право- или левополушарных личностей обещает помочь не подтвержденный научно тест
Майерса-Бриггса. Не менее популярны и многочисленные умные приложения, предлагающие «развитие полушарий онлайн».
Тренинги, семинары, желтоватые издания наперебой обещают каждому желающему помощь в разрушении преград на пути личностного
роста, созданных начальной школой, насаждающей приоритетность логического левополушарного мышления.
Нам предлагают «поработать с мандалой», активировать определенные зоны правого полушария а с ними заодно и личные качества,
слушая «музыку» определенных частот, погрузиться в медитативные практики на волне эмпатии ко всему живому, etc.
Безусловно, среди предлагаемых практик встречаются и те, которые способствуют развитию личности, но ни одна из них не
способна переформатировать наши приоритеты, «обуздав» левое полушарие в угоду правому.
На фоне множества относительно безобидных или просто бесполезных методик иногда подкладываются такие, которые, напротив,
способны нанести серьезный вред психике. К ним относятся, так называемые, «гармонизаторы» и «сихронизаторы» работы полушарий.
В действительности, ни одного научного подтверждения тому, что можно искусственно развить одно полушарие «отдельно» от второго
или «гармонизировать» их взаимодействие сегодня не существует.
В реальности нормальную психическую активность, как правило, сопровождает активация различных зон полушарий головного мозга,
а не их искусственная синхронизация по собственному желанию.
Зато есть масса научных подтверждений тому, что синапсы левого и правого полушария тесно и непрерывно взаимодействуют друг с
другом. При этом уровень синхронизации и гармонизации потоков информации поддерживается оптимальным «по умолчанию».
Не нужно обладать ученой степенью, чтобы понимать: мозг здорового человека не расщеплен и информация между полушариями
курсирует без искусственных ограничений. То, что знает левое полушарие, знает и правое, и наоборот.
Статистический анализ данных, полученных в ходе МРТ демонстрирует: оба полушария тесно «сотрудничают» и обмениваются
информационными потоками, решая подавляющее большинство стоящих перед нами задач.
Можно утверждать, что по своим функциональным возможностям правое и левое полушария скорей схожи, чем различны.
Как свидетельствуют последние научные исследования, проведенные Джеффри Андерсоном, функциональные различия между полушариями
крайне размыты и достаточно условны.
Во многих случаях речь может идти о том, что с определенными задачами восприятия и анализа могут справиться только определенные
зоны одного из двух полушарий, а лишь о том, что они при определенных условиях справляются с ними быстрее и качественнее.
Так, к примеру, несмотря на то, что левое полушарие принимает на себя основной объем задач, связанных с обработкой речи, правое
полушарие также задействовано в этом процессе, распознавая и анализируя голосовые интонации.
Операции мышления
- Операции – это своеобразные единицы измерения мышления. За их счёт и осуществляется мыслительная деятельность. Они присутствуют на любом этапе развития интеллектуальных способностей, но проявляются в разных формах.
- Сравнение — это поиск различий и сходств между объектами. На основании сравнения объекты могут объединяться в группе по схожести.
- Анализ — разделение объекта на составляющие. На простейшем этапе сопровождается физическим разделением объекта (ребёнок ломает игрушки).
- Синтез — операция, противоположная анализу – воссоздание вида целого объекта из его частей.
- Абстракция — выделение существенных признаков объекта, игнорирование несущественных.
- Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию – выявление конкретных характеристик объекта, восприятие его многообразия.
- Индукция — выведение умозаключения от частного к общему, распространение знаний о конкретном объекте на всю группу похожих объектов.
- Дедукция — операция, противоположная индукции – выведение умозаключения от общего к частному, распространение знаний о группе объектов на каждый объект их этой группы.
Подробнее читайте в статье Дедуктивное мышление
- Классификация — разделение объектов по их различию. Выполняется на основе сравнения.
- Обобщение — выявление общих признаков для разных объектов. Эта операция выполняется на основе сравнения.
Исход инсульта правого полушария
Если случился инсульт правого полушария головного мозга, то последствия будут влиять не только на физическое состояние человека, но и вызывать психологические, эмоциональные и поведенческие трудности.
Что ждать после инсульта правой стороны? Последствия после «удара» будут следующими:
- Гемиплегия или гемипарез
Человек будет ощущать, что парализовало левую сторону после инсульта. У него паралич, сильная слабость в конечностях пораженной стороны.
- Одностороннее пространственное игнорирование
Больной не воспринимает одну сторону тела при выполнении бытовых задач, игнорирует часть левого пространства и даже по памяти может описывать только левую сторону предмета или комнаты.
- Потеря контроля тела
Больной теряет способность двигать левой рукой, ногой или улыбаться, снижается подвижность левого уголка рта.
- Синдром отрицания (человек не может критически оценить свое состояние)
Больной может думать, что он полноценно функционирует, несмотря на то, что в реальности это не так. Человек с таким синдромом может сильно травмироваться, пытаясь выполнить какое-то действие, или может отказаться проходить реабилитацию, думая, что он здоров.
- Проблема ориентации в пространстве
Больной не может определить свое местоположение в комнате. Также он может не понимать расстояние от руки до предмета, это проявляется во время приема пищи, при пересаживании с кровати на стул, при переодевании.
- Эмоциональное безразличие
Из-за изменения эмоционального состояния, больной может не воспринимать себя в новых реалиях и вести себя так, как будто ничего не произошло.
- Нет возможности считать скрытый смысл
У человека, пережившего инсульт, могут возникнуть проблемы с улавливанием определенных звуков, он не может уловить интонацию и тон речи. Юмор и сарказм человек после инсульта не понимает.
- Недостаток концентрации
Больной не может полностью сосредоточиться на действии, он долго «собирается с мыслями». Сложнее всего человеку сконцентрироваться, когда ему дают указания, просят выполнить просьбу, ответить на вопросы или решить простую задачу.
Если случился инсульт правой стороны, последствия и сколько продлится реабилитация, будут зависеть от степени нарушения физических и психоэмоциональных функций человека. А также от того, в какие сроки пациент начнет прохождение реабилитации.
Идеальные сроки реабилитации — первые 3 месяца после инсульта, при том наиболее интенсивно нужно заниматься первый месяц после выписки из стационара.
Правополушарная психика. Полушарная специфика нейропсихологических синдромов, связанная с левополушарной и правополушарнойстратегией переработки информации и управления функциями.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
1. доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
2. доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
3. отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей. Надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность, зато многое позволяет ясно увидеть в человеческой личности. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. То есть из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.
Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным же легче писать, чем диктовать. Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.
Реабилитация после инсульта правого или левого полушария
Физические, психологические, когнитивные и эмоциональные нарушения меняют жизнь человека, снижают её качество, мешают ему быть самостоятельным и независимым. К счастью, эти проблемы можно преодолеть с помощью реабилитации после инсульта. Реабилитация помогает человеку, перенесшему инсульт, заново освоить навыки, которые теряются при повреждении части мозга
Очень важно, начать восстановление как можно быстрее
О сроках восстановления
Левосторонний инсульт или правосторонний инсульт — реабилитация и восстановление при благоприятном исходе могут быть начаты спустя 48 часов после «удара». В ряде случаев инсультов различной локализации существует необходимость двигательного покоя на протяжении от 2 до 7 дней, длительность этого периода определяет лечащий врач.
Реабилитация после выписки из стационара
После выписки из стационара человек продолжает реабилитацию на дому или в медицинском учреждении. С человеком работает команда врачей, состоящая из реабилитолога, невролога, специалиста ЛФК, психолога, логопеда, эрготерапевта. А вся программа реабилитации направлена на то, чтобы больной мог стать максимально независимым, мог ухаживать за собой, выполнять бытовые дела, ходить по дому, на улице и даже вернуться к работе.
Восстановление после инсульта, правая сторона
Реабилитация после инсульта для правой стороны направлена на восстановление физических функций, преодоления нейропсихологических и поведенческих проблем. Программа реабилитации будет акцентирована на работе больного с психологом и логопедом, специалистом ЛФК.
Восстановление после инсульта, левая сторона
Здесь реабилитация включает активную работу со специалистом ЛФК и другими специалистами из бригады врачей, но самое главное больному необходимо работать с логопедом, так как проблемы с речью — наиболее распространенные нарушения, без устранения которых реабилитация при левостороннем инсульте может проходить долго и безрезультатно.
Не менее важно в реабилитации защитить человека от развития новых медицинских проблем, включая пневмонию, инфекции мочевыводящих путей, травму в результате падения или тромбоза крупных вен. Этим тоже занимаются специалисты в процессе реабилитации. . Есть различные факторы, которые могут повлиять на положительное и скорейшее восстановление после инсульта левой стороны или правой:
Есть различные факторы, которые могут повлиять на положительное и скорейшее восстановление после инсульта левой стороны или правой:
- уровень последствий «удара»;
- мотивация и четкие следования указаниям врачей;
- интенсивность реабилитационной программы. (определяется индивидуально для каждого пациента);
- серьезность сопутствующих медицинских проблем;
- домашняя обстановка и безопасность пребывания человека после инсульта в квартире;
- поддержка семьи и социальные связи являются очень важным фактором в реабилитации, которая может длится несколько месяцев вплоть до года;
- начало реабилитации — как правило, чем раньше начнется восстановление после инсульта для правой стороны или левой стороны, тем больше шансов вернуть утраченные навыки и функции.
Если больного не госпитализировали
Если же больной перенёс инсульт дома и не был госпитализирован по ряду причин, то необходимо в кратчайшие сроки вызвать на дом врача-невролога и врача-реабилитолога по месту жительства, либо любым другим удобным способом. Специалисты «Системы Забота» осуществляют консультации на дому в удобное для пациентов время и в кратчайшие сроки.
На первой консультации врач объяснит, что делать при инсульте правой стороны или левой, составит индивидуальный план лечения и реабилитации, скорректирует медикаментозную терапию и оценит реабилитационный потенциал человека, опираясь на общее состояние, двигательную активность, анамнез жизни и заболевания пациента.
Дальше специалист обозначит краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации и поставит временные рамки их достижения. Чаще всего первые шаги начинаются с поощрения самостоятельных движений для преодоления слабости конечностей с последующим постепенным увеличением двигательной активности до самостоятельной ходьбы и нормализации тазовых функций (самостоятельного контроля больным его мочеиспускания и хождения в туалет).
Узнайте больше о комплексной реабилитации на дому с результативностью до 95% от намеченного результата
Мышление
Накопление знаний не приводит к развитию мышления, оно формируется лишь в активной практической и познавательной деятельности. Развитие мышление дошкольника проходит 3 этапа и представляет собой сложную взаимосвязь различных форм мышления:
- Наглядно-действенное мышление (3–5 лет). Основной признак — неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Чтобы мыслить, нужно действовать с предметами. Например, ребенок крутит игрушку, нажимает на все кнопки, пытается ее открыть, таким образом, он «экспериментирует и познает руками». В процессе многократных действий с предметами (а за пару лет через руки ребенка пройдут сотни и тысячи разных предметов), ребенок выделяет их скрытые характеристики и внутренние связи. Практические действия с предметами, становятся средством познания действительности и формируют мышление.
- Наглядно-образное мышление (4–6 лет) — ребенок в мышление начинает оперировать не конкретными предметами при помощи рук, а их образами и представлениями, хорошо представляя себе такие объекты. Ребенок научается познавать и решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах, тогда как до этого, мог лишь путем практических действий. Теперь, чтобы ребенку узнать, какая фигурка подходит к какому отверстию, не нужно попеременно вставлять их, он может сделать это в уме и довольно быстро.
Стоит учитывать, что ребенок не всегда способен через наглядно-образного мышления прийти к правильному ответу. На его мышление, может оказывает сильное влияние восприятие. Если ребенку показать два совершенно одинаковых и равных по объему шарика из теста, а затем на глазах у него, один из шариков превратить в лепешку и спросить где теста больше, то часто ребенок заявляет, что в лепешке количество теста стало больше. Такая ошибка мышления связана с тем, что ребенок пока не владеет понятием объема и знанием других метрических измерениях. Наглядные модели, в которых воспроизводятся свойства и отношения предметов, являются важнейшим условием для формирования внутренней мыслительной деятельности.
Для возникновения образного мышления, также важно подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок строит внутренние модели действий, которые проигрывает в ролевой игре
3. Логическое мышление — начинает складываться к концу дошкольного возраста (около 7 лет) и развивается долгие годы, позволяя ребенку овладеть принципами логики. Такое мышление характеризуется тем, что в результате ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной форме. Однако вначале, ребенку легче устанавливать причинно-следственные связи, если конкретный объект находится прямо перед ним и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения. Постепенно он переходит к более абстрагированному от наличной ситуации мышлению.
Какие у левшей бывают трудности?
Правополушарные – это вовсе не значит, что они какие-то не такие. Они нормальные! Более того, даже с хорошо развитым интеллектом, во многих случаях зашкаливающим за средние показатели. Если бы не одно но: в силу своих особенностей они почему-то немного по-другому видят наш интенсивно развивающийся мир, полный знаков, символом, логических умозаключений и абстрактности.
Вернее, не готовы его таким видеть. И если родители ещё как-то с ними в начальной школе справляются, учатся они «через пень-колоду», то при переходе в среднее звено проблемы обостряются.
Вот лишь несколько их особенностейлевшей, которые мешают им учиться.
Образное мышление
Да, они готовы «глотать» эти самые образы целиком, но абсолютно не интересуются деталями. Потому плохо списывают на русском языке тексты, допуская часто пропуски букв, предпочитают зеркальное письмо. Вообще, для правополушарных учеников письмо – настоящая мука.
И с математикой такая же история: ребёнок быстро даст правильный ответ, но попроси его разложить решение задачки на отдельные несложные действия – сразу ступор!
Импульсивность
В диагнозе таких детей чаще встречаются гиперактивность и дефицит внимания, потому в текстах они проглатывают слова, не готовы выделять смысл прочитанного. Они смогут пересказать Вам дословно то, что только что прочитали, но не требуйте от них ответов по существу. Краткий пересказ – это не их конёк! По той же причине правила и определения для заучивания даются им с трудом.
Эмоциональность
Реагируют на стресс левши быстрее ракеты, потому, когда такой правополушарный ребёнок переживает, это стразу заметно в его школьном дневнике. К удивлению педагогов он вдруг в один миг забывает то, что знал лучше всех, превращаясь в малосообразительного и уходя далеко в себя.
Когда правополушарик находится на эмоциональном взлёте, он готов свернуть горы, а если уж не захочет чего делать, всякий его родитель Вам скажет: не поможет ни кнут, ни пряник! При этом физиологические стрессы для левшей проходят менее заметно, нежели для правшей.
Творческая зависимость
Они лучше двадцать пять раз просидят на уроке рисования, чем один – на математике. Потому неудивительно, если в ожидании сидящего над учебником ребёнка Вы вдруг по приходу домой обнаружите кучу нарезанной цветной бумаги, комочки пластилина и развешанные сохнуть рисунки акварелью.
Из-за отсутствия что-то поделать руками на уроке они начинают «улетать в облака», активно подключая для высокого полёта свою бурную фантазию. Так что в старшей школе для левшей тестовое ЕГЭ – это действительно настоящее испытание.
Левополушарные и правополушарные люди. Чем отличается левополушарное мышление от правополушарного?
Лево- и правополушарное мышление — это два различных способа обработки информации. Они действуют по разным принципам, но в повседневной жизни дополняют друг друга. Владеть обоми видами мышления — значит, лучше решать любые задачи, как личные, так и профессиональные.
В чем особенность левополушарного мышления?
Левополушарное мышление отвечает за последовательное восприятие информации , шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом — третье. Такое восприятие растянуто во времени.
Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством.
Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, — так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.
В чем особенность правополушарного мышления?
Правополушарное мышление отвечает за единомоментную обработку информации , когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.
Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она во всей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз
Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание
Какой тип мышления лучше?
- Левополушарное мышление освоено лучше. Оно незаменимо, когда нужно действовать по правилам, в соответствии со строгими схемами, последовательностью действий. Например, на производстве, в экстренных ситуациях.
- В ситуациях неопределенности, неполной информации нас спасает правополушарное мышление и восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам осознанно отследить не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.
Важно гибко переключаться между двумя способами мышления и применять их сторого в соответствии с их особенностями
Как определить, какое полушарие доминирует
— Правое полушарие — это творческое полушарие. Оно мелодичное, оно интуитивное и эмоциональное
А левое полушарие — это логика, очень важно, что это речевое полушарие. По эмоциям — это более позитивное полушарие
Определить, какое у вас полушарие доминирующее, довольно просто — сложите руки в замок и посмотрите, какой палец у вас сверху — правой руки или левой. Если левой — значит у вас доминирует правое полушарие, если же сверху палец правой руки — то доминирует левое полушарие. Оно всегда идет перекрестно, — говорит нейропсихолог Светлана Шишкова в программе «».
Какое из полушарий вашего мозга доминирует можно также определить с помощью теста. Предлагаем посмотреть внимательно видеоролик. Если фигура вращается по часовой стрелке — у вас доминирует левое полушарие. Вращение против часовой стрелки — у вас доминирует правое полушарие. Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак равнозначной работы и правого и левого полушария мозга.