Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный

Классификации стилей лидерства

В современной социально-психологической литературе существует традиционное разделение на определенные типы. Речь идет о трех базовых стилях руководства: авторитарном, демократическом и либеральном. Для начала внесем некоторые коррективы.

Понятия «типы лидерства», «стиль лидерства» на первый взгляд являются близкими по значению. Они обозначают совокупность методов и средств психологического воздействия, которые использует менеджер для того, чтобы оказать влияние на остальных членов коллектива. Стили лидерства в организации включают в себя все возможные отношения и взаимодействия, складывающиеся между руководителем и подчиненными. Это достаточно широкое и общепринятое понимание.

Как показывает практика, понятия «лидер», «стили лидерства» нередко употребляются в качестве синонимов. Данная трактовка является также допустимой. Объясним, почему.

Рассмотренная выше типология лидеров в некоторых позициях совпадает с классификацией стилей, которая будет рассмотрена ниже. Это не является случайной закономерностью.

Тип лидера обычно определяют по тому, какой стиль он предпочитает. Но это, с одной стороны. С другой же — стиль лидерства выделяется в соответствии с тем, каковы индивидуальные (личностные) особенности руководителя. Именно поэтому получается в некоторых ситуациях сходство в терминологии и их содержании.

Автократический стиль управления

Давай сначала избавимся от этого строгого (и старомодного) стиля управления — и быстро! Хотя это лучший выбор в определенных экстремальных условиях. Этот метод управления мало использует творческий потенциал работников и мало способствует росту. Он также связан с существенными затратами на планирование, коммуникацию и контроль.

Определение

Я предпочитаю простое определение автократа — это любой лидер с менталитетом «потому что я тебе так сказал». Автократическое лидерство означает, что менеджер берет на себя полный контроль (и ответственность) за ситуацию.

Как применять

Этот стиль руководства может подойти твоей команде, когда у участников мало опыта или он отсутствует. Конечно, он также становится необходимым в областях высокого риска. Например, пожарные, парашютирующие из самолетов в лесные пожары, должны выполнять приказы без вопросов или задержек.

Если твоя ситуация требует автократического стиля управления, используй метод лидерства «путь-цель». Установи (и донеси) четкие и непосредственные цели для команды. Убедись, что они точно знают, как выполнять твои инструкции, и имеют все необходимые ресурсы. Каждый в команде должен понимать свои роли и обязанности — и как справляться с любыми препятствиями, которые могут возникнуть.

В зависимости от рабочей среды, ты можете найти этот стиль лидерства эффективным в небольших дозах — и в особых случаях. Например, на производственном предприятии новые работники должны тщательно следовать инструкциям своих руководителей (и не проявлять творческий подход), чтобы избежать нанесения травм себе и другим. Однако со временем эти новенькие рабочие вырастут и сменят нынешних лидеров.

Умный менеджер будет предоставлять возможности для непрерывного обучения / образования, определять уровень квалификации каждого работника и время от времени встречаться с членами команды (вдали от тяжелой техники), чтобы узнать их мнение о процедурах и системах. По мере того, как рабочие команды приобретают навыки и надежность, умные менеджеры переходят от строгих нисходящих методов к другим, более гибким, стилям руководства.

Где применять

Подчиненные должны безоговорочно подчиняться инструкциям во многих жизненно важных ситуациях:

  • Военные подразделения;
  • Поисково-спасательные работы;
  • Тяжелая промышленность;
  • Важные лабораторные эксперименты;
  • Ситуации первого реагирования;
  • Скорая помощь / хирургические операции.

Иногда соблюдение приказов без размышлений или сомнений в авторитетности начальства создает наилучшие результаты для всех заинтересованных сторон.

Выбор стиля управления

Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений «реководитель-подчиненный», стили руководства.

«Одномерные» стили управления

К ним относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Приемы принятия решений

Единолично решает все вопросы

Принимая решения, советуется с коллективом

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Принципы подбора кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавится

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение

Характер отношений с подчиненными

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Мягкое, формальное

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение чаще, чем наказание

«Многомерные» стили управления. «Теория X» и «Теория Y»

В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. «Теория Х» и «Теория У», представленные в книге «Человеческая сторона предприятия», завоевали широкое признание у менеджеров.

Теория Х

  1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
  2. Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
  3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

Теория У

  1. Работа так же естественна, как игра для ребенка.
  2. Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда — результат, связанный с достижением цели.
  3. Средний человек стремится к ответственности.

Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных. В западном бизнесе популярна также теория «управленческой решетки», разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).

Рассмотрим различные стили руководства, приведенные на рис.



Преимущества

Для сотрудников

  • Работа вызывает интерес, так как человек делает то, что ему больше нравится и подходит, а не что «приказали». А вы сами знаете из статьи про энергетику человека, в интересе заложена масса энергии, поэтому вы будете меньше уставать, занимаясь тем, что доставляет удовольствие. Как маленькие дети, они неугомонные потому, что идут за своим любопытством и желаниями.
  • При успехе ощущение удовлетворения значительно выше того, который человек испытывает при похвале. А всё благодаря осознанию, что удалось без чётких инструкций и контроля, проявив креативность и подключив способности, знания и умения, достигнуть такого результата. Это положительно сказывается на самооценке. Так как самым устойчивым является мнение о себе, сформировавшееся самостоятельно, именно на него потом опирается личность. Да вы сами, наверное, знаете, как это, переубедить стройную девушку в том, что ей не стоит садиться на диету… Если она считает, что она толстая, то никто и ничто не повлияет на это решение.

Для компании

  • Плюсы в том, что группа в целом и каждая личность в отдельности получают возможность проявиться и раскрыть свой потенциал. В такой полной свободе рождаются совсем необычные и творческие идеи, которые бы не могли возникнуть при других условиях.
  • Люди сами регулируют отношения между собой и устанавливают чёткую цепочку иерархии. Отчего такая система становится очень устойчивой и способной выдержать многие трудности и сложности. Даже если выпадет несколько участников в процессе работы, коллектив в состоянии будет справиться с проектом в целом, распределив обязанности между собой. Существовать он может многие года, создавая собственные ценности, правили и традиции. Руководителей может быть множество, от этого ничего не изменится, в отличие от других типов управления, где при смене начальства теряется или большая часть специалистов, или меняется качество и эффективность выполненной работы.
  • Есть личности, с которыми невозможно сотрудничать, если не предоставлять свободу. И отказаться от них также невозможно, потому что они ценны и способны на гениальные творения. Но как только вы попробуете на них надавить, то считайте, что самостоятельно, собственными руками отправили задуманный проект в мусорный бак. Так что либеральность способствует возникновению шедевров и открытий, особенно значимо это в сфере науки и медицины.

Либеральный стиль

Либеральные (или потакающие) родители предоставляют детям слишком много свободы, не требуют от них ответственности за свои поступки. Обычно в таких семьях дети имеют права как у взрослых, но мало обязанностей. Ребенку не навязываются никакие нормы поведения, от него не требуют и не ждут взвешенных самостоятельных решений и самоконтроля. Либеральные родители выполняют ведомую роль в отношениях с ребенком, они не придерживаются традиционных методов воспитания, не проявляют строгость и стараются избежать любой конфронтации и конфликтов. Поэтому у потакающих родителей вырастают зависимые, эмоционально незрелые (инфантильные) дети, которые плохо себя ведут и отвечают за свои поступки. Либеральные родители обычно чрезмерно опекают своих детей, всегда открыты для общения с ними, и часто воспринимаются ребенком не как родители, а как друзья.

Родители, практикующие либеральный стиль воспитания, высоко оценивают ребенка, считают простительными его слабости, доверяют мнению ребенка, не склонны к запретам, ограничениям и контролю.

Основные характеристики стиля

Либеральные родители:

  • не навязывают ребенку никакие правила и нормы поведения;
  • установленные ими правила поведения часто непоследовательны;
  • проявляют заботу (нередко чрезмерную) о ребенке и открыто демонстрируют любовь к нему;
  • часто ведут себя скорее как друзья, чем как родители;
  • могут пытаться «подкупить» ребенка игрушками и подарками, чтобы он хорошо себя вел.

Последствия

Дети либеральных родителей:

  • отличаются отсутствием самодисциплины;
  • иногда им недостает социальных навыков;
  • могут быть эгоистичными и требовательными к окружающим;
  • часто не уверены в себе из-за отсутствия ограничений и руководства.

Либеральный стиль воспитания: «за» и «против»

Недавнее исследование показало, что либеральный стиль воспитания повышает вероятность употребления несовершеннолетними алкоголя и наркотиков; подростки, воспитанные в либеральной среде, в три раза более склонны к алкоголизму, чем их сверстники. Исследования также указывают на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений на различные темы. Другими негативными последствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности.

Неудовлетворенные психологические потребности приводят к тому, что дети не могут в полной мере участвовать в жизни общества, что препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки.

Читать дальше → Индифферентный

Метки статьи:

стили воспитания

 

Важность выбора вида общения педагога с учащимися

Выбор стратегии общения зависит от следующих факторов:

  • Характеристика аудитории: возраст подопечных, преобладание мальчиков или девочек в классе;
  • Задачи, которые ставятся перед учителем;
  • Особенности характера педагога: флегматичность или вспыльчивость;
  • Правила общения, сложившиеся в коллективе ранее. В некоторых школьных и дошкольных учебных заведениях существуют свои системы поведения, отступать от которых запрещается.

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

От выбранного стиля зависят атмосфера в коллективе и расположенность учеников к преподавателю и его предмету. Как показывает практика, авторитарное поведение, ранее наиболее распространенное, сегодня недопустимо использовать в чистом виде.

В основе педагогики прошлых поколений лежал принцип управления учениками, передача знаний была главной задачей. Сейчас важнее то, насколько ребенок умеет использовать эти знания в реальной жизни. Можно сказать, что всё большей популярностью пользуются демократический и смешанный стили коммуникации.

Важная информация! При переходе из младших классов в старшие меняются учителя, поэтому важно обратить внимание на выбор нового классного руководителя. После либерального преподавателя нельзя назначать авторитарного и наоборот. При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников

При этом «демократа» разрешается ставить на место руководителя класса, независимо от предшественников.

Что такое авторитарный стиль руководства

Считается, что способ единоличного руководства с установлением строгой дисциплины – этo авторитарный стиль руководства. Его главный принцип – абсолютный авторитет, главенство руководителя. Авторитарность основывается на умении принимать быстрые решения, на четких и ясных распоряжениях, не допуская при этом возражений, а также на отрицании любых проявлений инициативы со стороны подчиненных. Данный стиль руководства считается эффективным в случаях, когда организация достигла кризиса в трудовой дисциплине. Однако именно этот стиль управления считают опасным в связи с возникновением текучести кадров.

В педагогике

Предпочтение авторитарного руководства среди преподаватей повышает внешние показатели их работы. Такая статистика прослеживается за счет достижения высокого уровня дисциплины и успеваемости учащихся.

Однако этот педагогический подход имеет минусы – социально-психологическая атмосфера такого класса неблагополучна, поскольку учащийся попросту не имеет права выразить собственное мнение. Любая инициатива, исходящая от учащегося, воспринимается авторитарным педагогом в виде акта своеволия, что для последнего недопустимо. Подавление воли учащегося имеет губительное влияние на его дальнейшее социально-психологическое развитие.

В управлении персоналом

Менеджмент и управление персоналом – та сфера, в которой наиболее часто применяется авторитарный метод управления. С целью повысить эффективность рабочего процесса, упорядочить провоцирующее поведение сотрудников принимается решение применить директивный стиль. Таким образом, начальник сам отвечает за ход работы, исключая делегирование своих полномочий в любом виде. Авторитарный руководитель дает четкие указания, которые члены персонала обязаны выполнять беспрекословно.

Обратите внимание! Известны случаи, когда руководитель злоупотреблял властью, что приводило организацию в упадок – сотрудники оставляли свои должности, от чего страдала деятельность организации в целом. Иногда руководители злоупотребляют полномочиями


Иногда руководители злоупотребляют полномочиями

Демократический стиль управления

Демократические лидеры ценят умение слушать, сотрудничество и инвестиции. Они дают людям время и пространство для создания наилучших продуктов и услуг.

Определение

Проще говоря, демократическое лидерство предполагает достижение общего согласия всех сторон в отношении принятых решений.

Как применять

Если каждый голос услышан, лидеры знают, что они получают всю возможную информацию и обратную связь. В ситуациях, когда требуется вклад всех заинтересованных сторон (например, в начинающих компаниях), достижение консенсуса может означать разницу между успехом и провалом. Проекты, и даже целые компании, на высококачественных и высокотехнологичных рынках могут развиться или обанкротиться в зависимости от вовлеченности сотрудников.

Где применять

Демократические лидеры работают лучше всего в ситуациях, когда время и ресурсы не ограничивают мозговой штурм и дебаты. Тем не менее, даже те команды, которые работают в жестких и опасных условиях, могут извлекать пользу из периодических демократических решений. Руководитель хирургической бригады может рекомендовать группе выбрать место своего следующего тренировочного семинара путем голосования — или просто место для проведения внеурочного перерыва.

Где будет уместно такое управление

Если в ряде организаций такой стиль может привести к уменьшению эффективности работы, то в некоторых случаях он — лучшее решение.

Это касается творческих коллективов. Для таких людей наличие жесткого и авторитарного начальника плохо влияет на их работу и создание новых креативных идей. Дизайнеры, маркетологи, фотографы и другие творческие личности входят в этот список.

Либеральный же стиль способствует раскрытию их потенциала и спокойной психологической атмосфере среди сотрудников. Если этот нюанс учитывать при работе с креативными людьми — то можно настроить эффективную работу всего коллектива и получить максимум интересных и работающих идей.

Демократический стиль лидерства

Этот подход значительно отличается от первого. Демократический стиль лидерства подразумевает регулярное обращение к мнению подчиненных с целью получения их совета, привлечение их к разработке и принятию решений. Руководитель сотрудничает с группой, не проводя четких линий между своими правами и их обязанностями.

Демократический стиль лидерства подразумевает, что некоторые свои полномочия он при необходимости добровольно передает своим подчиненным. Последние же принимают их на себя, помогая руководителю исполнять его функции.

Демократичным лидером ценятся такие качества в людях, как самостоятельность, инициативность и творческий подход к делу. Ему важны не только деловые, но и личные взаимоотношения в коллективе.

Обычно в таких группах можно отметить дружелюбный, оптимистичный и заинтересованный настрой. Сотрудники и начальство стремятся к единой цели и воспринимают это как свое личное дело.

Стили руководства

Однако реализация демократического стиля возможна лишь при наличии у руководителя развитых интеллектуальных, организа­торских и психологических, коммуникативных способностей.

Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом де­мократии» (все могут высказывать свои мнения, но реального уче­та, согласования позиций достичь не стремятся), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняют­ся, нет контроля за их реализацией, все пушено на «самотек»). Результаты работы обычно низкие.

Формы общения с подчиненными — отсутствие по­хвалы, порицаний; полная отстраненность руководителя от дел коллектива.

Содержание руководящей деятельности —дела в группе идут сами по себе; руководитель не дает указаний.

При либерально-анархическом стиле управления сотрудники не удовлетворены своей работой, руководителем, психологичес­кий климат в коллективе неблагоприятный; нет сотрудничества, стимулов добросовестно трудиться; содержание работы определя­ется отдельными интересами лидеров подгрупп; возможны скры­тые и явные конфликты; происходит расслоение на конфликтую­щие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль управления проявляет­ся в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому (то авторитарный, то либерально-анархический, то де­мократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловлива­ет крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. Форма и содержание действий руководи­теля могут не совпадать, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения к подчиненным, обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителя давно уже принято единолично (маски­ровка авторитарного руководителя под «демократического»).

При ситуативном стиле управления руководитель учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Если уровень психологического развития под­чиненных низок (низкая квалификация, недобросовест­ность), руководитель осуществляет «авторитарное указывание»: дает четкие указания, проводит инструктаж, постоянно контролирует работу подчиненных, по необходимости — применяет наказания, указывает на ошибки, поощряет за хорошую работу.

При среднем уровне психологического разви­тия подчиненных (хотят, но еще не умеют работать из-за недостатка опыта, обладают определенными базовыми навыка­ми, старательны, добросовестны) руководитель избирает такую форму управленческого поведения, как популяризация. Он дает указания, инструктирует сотрудников в популярной форме (на­ставничество, совет, рекомендация), предоставляет возможность проявить самостоятельность, осуществляет регулярный контроль работы; уважительно, доброжелательно относится к подчиненным, налаживает интенсивное общение (выявление общих интересов).

Если уровень психологического развития под­чиненных хороший (сотрудники хотят и умеют работать, имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для боль­шинства аспектов работы), дальнейшее развитие такой группы со­трудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось благо­приятным. В этом случае руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как участие в управлении, предполага­ющую проведение консультаций с сотрудниками по отдельным проблемам, использование возможности посоветоваться с ними, поощрение инициативы подчиненных, высказывание ими замеча­ний, предложений, предоставление сотрудникам большей ответ­ственности, ограничение прямых указаний и контроля, создание системы самоконтроля сотрудников, постановка целей без указа­ния способов их достижения, широкое общение с подчиненными, вознаграждение за активность, инициативность, хорошую работу.

При высоком уровне психологического разви­тия подчиненных (подчиненные хотят и умеют работать твор­чески, среди них есть экстраспециалисты, ответственные, ини­циативные работники) руководитель использует такую форму уп­равленческого поведения, как передача полномочий. Она предпо­лагает постановку проблемы, прояснение целей, достижение со­гласия по отношению к ним, предоставление необходимых прав и полномочий сотруднику для самостоятельного решения про­блемы, отказ от вмешательства в дела подчиненного, поддержку только по его просьбе, самоуправление и самоконтроль сотруд­ников, серьезное отношение к просьбам, вознаграждение за твор­ческое решение проблемы.

Авторитарный стиль общения в воспитании детей


Любящие родители, отдающие предпочтение авторитарному стилю в общении со своими детьми, часто оказываются правы. Они во многом являются для них наглядным примером, вызывают уважение и восхищение своей уверенностью и силой воли. Дети копируют их, сами стараются быть такими же решительными, собранными и дисциплинированными, стремятся к успеху, хорошо учатся в школе.

Общение с позиции авторитарности, в этом случае, будет подавлять волю ребенка. Или он воспримет происходящее как стимул к действию и начнет общаться в подобном ключе, что обязательно негативно отразится на его будущем.

Либерализм и консерватизм

Некоторые консерваторы считают себя истинными наследниками классического либерализма. Консерваторы хотят сохранить некоторые институты, которые они считают необходимыми для свободы. Отнесение либертарианства к либерализму также затрудняется попытками других групп присвоить его ценности.

Либералы обычно отличаются от консерваторов более широкой терпимостью и большим принятием мультикультурализма. В основе консерватизма лежит стремление к меньшему вмешательству правительства в дела рынка, к менее централизованному руководству или к большей индивидуальной свободе.

Отец консерватизма, Эдмунд Берк, представил горячую критику французской революции, в которой он подверг критике многие либеральные идеи. Консерваторы против либерального стремления к прогрессу и материальным благам, т. к. они подрывают традиционные ценности, укоренившиеся в обществе.

С другой стороны, консервативный либерализм – это направление, близкое к классическому либерализму, сочетающее либеральные взгляды на экономику (защита собственности, свободный рынок, минимальное правительство) с моральным консерватизмом. Большинство консервативных течений также принимают, с некоторыми оговорками, либерально-демократическую систему.

В чем особенность либерального стиля

Перед тем, как разобраться в нюансах этого стиля, нужно понять, что значит “либеральный”. Значение этого слова означает свободу мысли и свободу в процессе правления. То есть само слово подразумевает отсутствие дисциплины и давления на действия подчиненных.

Такой стиль руководства полностью оправдывает эту формулировку. Основная его особенность — слабый контроль работы и дисциплины подчиненных со стороны управляющего.

При таком правлении работники получают свободу действий, а управленец почти не участвует в жизни подчиненных. В большинстве случаев продуктивность работы сотрудников снижается, а управленец не может взять все в свои руки и дисциплинировать их. Из-за этого либеральный стиль часто называют попустительским.

Руководство, стили руководства

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Руководство — способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.).

Она выделяет три стиля лидерства:

  • авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
  • демократический стиль лидерства — опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
  • либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

Исследование К. Левина дало основу для поисков стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.

Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г

предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

  1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.
  2. Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.
  3. Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.
  4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 — ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.