Система управления обучением lms: обзор основных возможностей

Где применяются LMS-системы

В состав любой LMS входят реестры, средства регистрационного контроля, управления документами и доступа к различным устройствам, распределенные базы студентов и преподавателей, календарные расписания курсов, инструменты оценки знаний.

Основная цель LMS — организация процесса обучения полного цикла (отслеживание прогресса учеников, планирование обучения и управление базой знаний). Такие системы призваны избавить администраторов от рутинной работы и сделать автоматическим процесс создания курсов на платформе.

Можно выделить несколько основных сфер применения LMS:

  • профильное обучение;
  • обучение сотрудников и повышение квалификации;
  • разработка индивидуальных планов развития сотрудников;
  • создание корпоративного мобильного портала;
  • проведение аттестаций;
  • обучение партнеров и франчайзи;
  • создание единой внутренней базы знаний;
  • статистика и аналитика.

У подобных систем есть несколько главных достоинств: 

  • простой и быстрый запуск обучения; 
  • полная автоматизация всех рутинных процессов, кроме проверки домашних заданий;
  • сокращение расходов;
  • возможность создания единых стандартов обучения;
  • тонкие настройки под каждого сотрудника; 
  • использование различного контента (видео, тесты, интерактивные игры); 
  • возможность геймификации процесса обучения; 
  • детальная аналитика и так далее.

Кто уже пользуется LMS?

Систему дистанционного обучения используют многие крупные компании с развитой сетью филиалов. Среди них Альфа-Капитал, Lamoda, Honeywell, Kcell и группа компаний «ФораФарм».

Honeywell

  • Ускорили обучение новичков с двух месяцев до трех недель;
  • Разработали дистанционную программу для сотрудников филиалов;
  • Теперь аттестация сотрудников занимает семь дней, а не месяц.

Узнать детали →

ГК «ФораФарм»

  • Сократили срок адаптации новых продавцов с двух месяцев до одного;
  • Ввели единый стандарт обучения во всей компании;
  • Тестируют 250 человек каждый месяц.

Узнать детали →

MW-Light

  • Снизили стоимость обучения с 16 до 3 миллионов в год;
  • Сократили срок обучения с 5 месяцев до одной недели;
  • Увеличили охват: в России компания синхронно развивает 1000 сотрудников.

Узнать детали →

Unilever

  • Обучают одновременно 3500 сотрудников;
  • Рассказывают сотрудникам из трех стран об изменениях в компании за день;
  • Повысили эффективность продавцов: те, кто прошел онлайн-обучение продают на 10% больше, чем те, кто учился очно.

 Узнать детали →

Cozy Home

  • Одновременно обучают 300 продавцов в 92 магазинах по всей России;
  • Повысили продажи новичков на 6%;
  • Сократили текучку среди новичков на 42%.

 Узнать детали →

How Can You Use an LMS?

Here are some cases when using a learning management system is a good idea:

1. Onboarding

With an LMS, you can automate employee onboarding. You just need to create a training program once and then assign it to all newcomers.

2. Compliance training

An LMS can help you keep employees up to date with compliance regulations. With a learning platform, it’s easy to update the training program — you can add new compliance standards to your online course in just a few minutes.

3. Product knowledge training

With an LMS, you can educate salespeople and other professionals about your company’s products or services. The system allows you to provide just-in-time product training, exactly after new products are released, and deliver refreshers on the back catalog.

4. Sales training

A learning management system can help you teach sales reps in different offices and geographical locations how to sell better. You can develop their sales and communication skills with the help of dialogue simulations and SCORM courses, and assess their knowledge with online tests.

5. Channel partner training

An LMS allows you to train thousands of partners across the globe using the same program. You can easily educate your channel partners on how best to market, sell, and support your products.

6. Knowledge base

All the learning content is stored in one place. Even if employees don’t take a course, they can easily find the information they need on request. This is especially convenient for companies that need to provide training for salespeople on a wide range of products.

To see more cases and learn how a learning platform can drive your business success, read our blog post about corporate LMSs.

How else is our LMS different?

In most of the other Learning Management Systems, all the users enrolled to a course have the same time limit for finishing it. This fixed time limit system is commonly used in schools and other educational institutions where courses have to be finished within an exact time period according to the curriculum. It has proved to be wildly impractical, however, if some individual changes for a user have to be made. If, for example, a student is enrolled to a course with a fixed time limit and then for some reason wants to be enrolled again, the time limit for finishing the course has to be changed for all the users enrolled to that course. In other words, such a system is not prepared for dealing with concrete problems that may occur with individual users.

Flexible e-Learning system

On the other hand, LMS platform Training-Online.eu offers a much more flexible e-Learning system, where the time limit for finishing the course is defined for each user while enrolling them to the course. It is also possible to be enrolled more times to the same course and to set up a different time limit for finishing it every time. Meeting specific time requirements is not a problem with our Learning Management System. After defining the time limit, the user is able to access the enrolled educational content directly through their main My Study Page.

Как выбрать LXP-платформы

Начните с цели

Определитесь, зачем вам платформа, какого эффекта вы ждете для бизнеса в целом и для каждого сотрудника в частности. 

Поговорите с командой, с сотрудниками всех уровней, узнайте, чего им не хватает для профессионального развития и улучшения показателей работы, чему и как они хотели бы учиться, какие навыки развивать. 

Оцените внутренние ресурсы 

Как только у вас появится платформа, на ней должна осесть база знаний, которую регулярно необходимо актуализировать и пополнять. Оцените, есть ли у вас внутренний ресурс на этот тип задачи, или же выбирайте платформу с готовой базой и методической поддержкой, которая входит в подписку. 

Вовлекайте коллег из ИТ

Проконсультируйтесь с ИТ-специалистом в вопросе, насколько новая LXP-платформа «подружится» с используемым в компании программным обеспечением. 

Не делайте преждевременные выводы и не обманывайтесь оберткой 

В технологиях самое главное не количество лет компании на рынке, а функциональность, инновационность и соответствие решения именно вашим потребностям. Оцените гибкость не только системы, но и команды, которая вам ее презентует. 

Поверьте, зачастую свежие и ультрасовременные решения предоставят вам и вашему бизнесу сверхклиентский сервис и множество доработок без доплат. Уровень вовлеченности и гибкости новых игроков, как правило, существенно выше тех провайдеров, у кого бизнес уже много лет поставлен на поток. 

Поинтересуйтесь, какую поддержку предлагает поставщик

Выбирайте поставщика, который будет на связи независимо от того, как давно вы заключили с ним договор и какова сумма вашего контракта

Технические проблемы могут возникнуть на любом этапе эксплуатации, поэтому важно, чтобы вы всегда знали, к кому обратиться за помощью, и оперативно эту помощь получили. Безусловное преимущество имеют те платформы, команда которых обеспечит вас не только технической, но и концертной, и методической поддержкой. 

Поделюсь примерами некоторых LXP-платформ в России и за рубежом. Это поможет вам начать поиск платформы для своего бизнеса.

LXP-платформы

Degreed

Этой компании доверяют почти 40% компаний из списка Fortune 50. Отличительная черта — с помощью этой платформы вы можете повышать квалификацию не только своих сотрудников, но и клиентов, партнеров, торговых посредников или поставщиков.

Valamis

Преимущество этой платформы — механизм рекомендаций, который предлагает релевантный и персонализированный контент в зависимости от роли сотрудника в компании и от его навыков. С помощью Valamis можно проводить групповое обучение, так как эта платформа интегрируется с инструментами для совместной работы.

K-AMPUS

Российская LXP-платформа, которая вышла на рынок в 2020 году как white label решения Qiwi. Система предлагает обширную мультиформатную базу знаний, формирование индивидуальных планов развития на основе диагностики и роли пользователя, максимальную интерактивность, сквозную аналитику и экспертную методическую поддержку. 

Реализация LMS

Открытый исходный код: как правило, системы управления обучением с открытым исходным кодом бесплатны и основаны на доступе в интернет. Пользователи могут изменять исходный код в соответствии со своими потребностями и создавать согласованный внешний вид своей платформы для дистанционного обучения, а также контента, находящегося в ней.

Однако основным недостатком LMS с открытым исходным кодом является то, что пользователю, как правило, требуется некоторый опыт программирования для эффективного и результативного использования системы.

Корпоративные LMS также известные как коммерческие системы контроля обучения. Они обычно проще в использовании и предоставляют пользователю множество вспомогательных услуг и функций. Корпоративная LMS имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс и, в некоторых случаях, библиотеки активов, которые помогают куратору обучения быстро разрабатывать и развертывать учебные материалы.

Отраслевые LMS являются более нишевыми и обычно разрабатываются для конкретной отрасли, в которой размещаются любые учебные материалы и активы, необходимые организации. Активы могут включать сертификаты, онлайн-игры и другие учебные мероприятия, основанные на отраслевых навыках и задачах.

Common questions to ask before selecting a free or open source LMS tool

Here are some key questions to ask during conversations with software providers about their LMS tool:

  • What kind of support do you offer? Adopting a new tool can be overwhelming without the proper support. Before committing to an LMS, find out what level of customer support the software provider offers. Is support available only within certain hours or is it 24/7? Is it by email or phone?
  • Is your LMS usable on any mobile device? Learners like to develop their knowledge and skills on the go. Ensuring participants can access courses and resources from anywhere at any time is a must, which is why it’s important to ask providers if their solution is accessible on most mobile devices.
  • How easy is it to integrate your product with other software systems? If you’re looking for an LMS as a means to upskill or train employees, it’s a good idea to choose a tool that integrates with your HR software. That way, new hires’ employee data can be imported into your LMS with ease. If you have a single sign-on (SSO) tool, you’ll also want to make sure your LMS integrates with that so learners can log in to your LMS with a single click.
  • What kind of reporting does your tool offer? A strong reporting functionality is an integral part of your LMS tool as it offers insights on learner performance and course effectiveness. Free versions of these tools often don’t include a robust reporting function, so if you choose to go without, make sure your team has the ability to create and customize your own reports.

How we evaluated products

This article was updated on March 31, 2021. Products considered for this article had to:

  • Be included in Capterra’s Learning Management System Shortlist report, published in March 2021.
  • Offer a free, stand-alone version of the software (not a trial version of the software where you must purchase a product after a limited amount of time).
  • Meet our learning management system definition: Learning management software helps organizations manage and track learners progress within eLearning courses.

Как выбрать LMS-систему

LMS позволяют организовывать обучение в различных сегментах — начиная от обучения персонала или аттестации сотрудников и заканчивая онлайн-школами частных преподавателей. Современные LMS в большинстве своем не требуют технических навыков и позволяют запустить процесс обучения в кратчайшие сроки. При выборе платформы следует обратить внимание на несколько главных факторов: 

  • соответствие учебным стандартам (SCORM, AICC, IMS); 
  • необходимость покупки лицензии на использование продукта; 
  • стоимость; 
  • устойчивость платформы к вирусным атакам; 
  • качество защиты данных пользователей; 
  • функциональность; 
  • наличие мобильного приложения; 
  • возможность работы без онлайн-подключения; 
  • интуитивно понятный интерфейс; 
  • техническая поддержка.

Обзор популярных платформ

Если вы не делали курсы на онлайн-платформах, начните с конструкторов. Они простые и бесплатные. Мы разберем платформы Udemy, Learme и Stepik. На каждой есть мобильная версия, общий каталог курсов и возможности монетизации.

Udemy

Udemy — это международная платформа, где каждый может создать свой онлайн-курс. Аудитория Udemy — опытные взрослые, которые приходят развивать профессиональные навыки. В январе 2020 года на платформе работали более 50 млн учащихся и 57 тыс. преподавателей с 150 тыс. курсами.

Основные показатели Udemy

Учебные материалы в Udemy находятся на основной странице. Рядом расположена структура курса, в которой студенты могут отмечать пройденные занятия и выполненные задания. Это помогает учащимся видеть свой прогресс и мотивирует учиться.

Основной формат образовательного контента Udemy — видео или текст. При этом видео нужно загружать на платформу, чтобы добавить в материалы курса. Например, вы не сможете вставить ссылку на видео с YouTube или другого видеохостинга. Придется сначала его скачать, а потом загрузить в Udemy.

Личный кабинет преподавателя на Udemy

Один из главных дидактических плюсов площадки — личный кабинет преподавателя. Здесь вы видите созданные курсы и статистику, можете выгружать результаты учащихся, общаться со студентами и преподавателями — все в одном месте. Несмотря на это, преподавателю доступно только два типа домашних заданий: выбор правильного ответа или открытый ответ — загрузить файл или написать эссе. Возможностей для геймификации здесь нет, а блоков для проектирования занятий мало.

Learme

Learme — платформа для онлайн-обучения, построенная на пересечении трех концепций образования: каждый обучает каждого, микро-обучение и life long learning. На Learme можно сделать сайт или лендинг курса и подключить оплату.

Основные показатели Learme

Учебные материалы курса состоят из лонгридов с текстом, видео, иллюстрациями и виджетами. Виджеты — это небольшие приложения с отдельными функциями. С помощью виджетов вы можете расширить формат курса и сделать его интереснее. Например, добавить гугл-анкету для сбора обратной связи или ссылку на прямую трансляцию YouTube. Через виджеты можно добавлять гугл-документы, группу или пост «Вконтакте», отдельные приложения или части других сайтов.

Здесь нет личного кабинета преподавателя. Платформа выгружает статистику учащихся в эксель-файлах. Домашние задания бывают двух типов: текст или открытый ответ, но к ним тоже можно подключить виджеты. Это пространство платформы для геймификации. Например, вы можете сделать рейтинг учащихся и привязать к нему домашние задания.

Рейтинг учащихся на курсе в Learme

Для некоммерческих организаций есть специальные условия и тарифы. Чтобы их получить, нужно написать команде Learme на почту.

Stepik

Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, ориентированный на открытое и удобное образование. На платформе проводят олимпиады и конкурсы, программы переподготовки кадров. В Stepik доступно более 700 бесплатных онлайн-курсов.

Основные показатели Stepik

Теоретический контент Stepik тоже состоит из лонгридов с текстом и видео, но здесь намного больше типов домашних заданий. Вы сможете придумать домашку в оптимальном формате, а студенты лучше усвоят материал. Например, кроме стандартных тестов с выбором правильного ответа и открытого ответа, студенты могут проверять задания и давать друг другу обратную связь. Здесь есть есть практические и математические задачи, числовые задания с формулами.

На платформе есть возможности для геймификации — можно сделать курс интереснее и мотивировать студента закончить обучение до конца. Например, за правильно выполненные задания начислять студентам баллы и награждать лучших. Баллы можно заменить на кристаллы или другие игровые предметы.

На Stepik удобно создавать курсы: преподаватель и студент видят интерфейс образовательных блоков примерно одинаково. Вы сразу понимаете, как учащиеся будут работать с учебными материалами на платформе.

Интерфейс создания домашних заданий

К домашним заданиям и лекциям можно оставлять комментарии. Здесь нет личного кабинета преподавателя, поэтому чтобы проверить комментарии, придется заходить на страницу каждого учебного материала отдельно. При этом статистику с общими результатами обучения студентов можно выгрузить одной таблицей.

На Stepik можно делать бесплатные онлайн-курсы, но они будут открыты всем. Вы получите домашние задания от людей, которые захотят пройти ваш курс и можете потерять статистику своих студентов. Создать закрытый курс сможете за 2,9 тыс. руб. в месяц. На платном тарифе дают больше типов домашних заданий и сертификаты для участников.

Какие функции реализованы в LMS?

Любая LMS, система управления обучением, имеет свой собственный уникальный набор функций. Это то, что отличает каждый продукт. В то же время, хотя функции и могут различаться, есть некоторый стандартный набор функций и настроек, которые наиболее распространены и присутствуют практически в любой LMS. Этот набор, как правило, решает основные задачи обучения, такие как зачисление, мониторинг образовательных достижений, планирование, управление контентом, коммуникации и совместную работу. Некоторые системы предоставляют другие привлекательные возможности, например, мобильный доступ и электронная коммерция.
Сегодня не существует официальных стандартов LMS, поэтому решение о выборе продукта принадлежит пользователям с учётом максимального удовлетворения своих требований. То, что великолепно работает для одних организации, может совершенно не работать в других. Хороший способ начать — посмотреть отзывы на программное обеспечение LMS для сравнения набора функции и надежности (см. ссылки в таблице ниже).

LMS (Learning management system)

Основная задача — поддержка учебного процесса (blended learning и flip teaching).

Сейчас у нас есть LMS собственной разработки, так как наши кейсы, упражнения и задания не поддерживались «из коробки» имеющимися на рынке платформами. На нашей LMS (мы называем её blended learning services) уже работают:

  • онлайн курсы Системное мышление 2020 и Образование для образованных, куда входят текстовый учебник и рабочая тетрадь
  • рабочие тетради, учебники и видеолекции для очных курсов Введение в системное мышление и Системный менеджмент и стратегирование 2021

Можно сказать, что текущая система — это прототип. С её помощью мы получили опыт и лучше поняли какие именно функции LMS нам нужны. И дальше, чтобы самостоятельно не разрабатывать полноценную LMS, мы планируем использовать готовую LMS, представленую на рынке. При этом в новой LMS важна гибкость и скорость поддержки новых сценариев, которые будут появляться по мере развития образовательной платформы Школы.

Основные функции, которые необходимо поддержать в новой LMS:

Довольно много из этих функций мы уже реализовали в нашем прототипе. И ещё мы задействовали для подготовки видеолекций инструментарий создания учебных курсов iSpring Suite, возможности которого используем пока в минимальной степени. iSpring Suite мы выбрали из-за его опоры на MS PowerPoint в подготовке курсовых материалов, нам не нужно учить наших авторов курсов новому инструментарию.

В январе 2021 мы провели исследование текущего предложения на рынке LMS-систем. Рассмотрели десяток систем, таких как: Knewton, Courselle, TalentLMS, Битрикс, GetCourse, Teachable, Northpass, kajabi, Canvas, Moodle, open. edx, lifterlms, Elearningforce и других. Но ни одна система полностью не подошла. Самый главный отсеивающий фактор оказался в поддержке наших форматов кейсов и упражнений. Либо система очень гибкая (например, Битрикс или open. edx), но практически все важные функции пришлось бы писать с нуля в виде плагинов. И не во всех системах были развитые инструменты для коммуникаций (онлайн встречи преподавателя с группой, общение один на один (peer-to-peer), чаты, структурированные беседы и пр) и инструментария поддержки административной работы ШСМ.

Пока мы решили сосредоточиться на разворачивании масштабируемой CRM-системы, но чуть позже (весна-лето) вернуться к вопросу смены LMS, если не будет хватать текущих возможностей.

LMS Training-Online.eu provides:

  • An e-Learning system with an easy, well arranged Graphic User Interface (GUI) that is easily understood by the user the first time.  
  • The possibility to create your own Learning Management System (LMS) in as little as one minute:
    • the registration to the e-Learning system is free,
    • quick set up with no initial investment needed,
    • predictable future costs for education,
    • the LMS is accessible on any device,
    • the LMS is easily configurable and flexible.  
  • e-Learning coverage for the entire employee lifecycle:
    • It starts with the moment of commencement or before it (during the process of OnBoarding).
    • Then it follows the employee through their engagement to provide education, training and development. Skill Gap Surveys are also available to get a better idea of the employee´s proficiency, while a variety of other types of surveys serves to get feedback from your employees or even suppliers and other business partners.
    • Finally, it manages the exit process (OffBoarding).  
  • Multiple languages available:
    • each user may set their own language independent of the system language,
    • currently — English, German, Spanish, Portuguese, French, Russian, Polish, Czech, Swedish, Norwegian, Finnish, Danish, Italian, Greek, Hungarian and Slovak are available.

Common Functionality of Learning Content Management Systems

Here are some typical capabilities you’ll find in learning content management systems:

Learning object development Combine pre-made media assets with assessments and text (which can be created in the system itself) to create customized learning objects, also known as “e-learning content.”
Content management A searchable repository where e-learning content can be stored and retrieved for later use.
Publishing Create content once, then publish in a variety of formats optimized for print-outs, for use in a LMS or otherwise.
Course analytics Discover which learning objects are impacting learner success.

Какие LMS-системы существуют

Системы управления обучением подразделяются на две основных группы:

  1. Облачные платформы.
  2. «Коробочные» решения.

Облачные платформы

Самый распространенный вид LMS — облачные платформы (GetCourse, iSpring и прочие). Они представляют собой веб-сайт со всем необходимым для проведения обучения функционалом. Обычно такие системы обладают простым интерфейсом, что избавляет от необходимости наличия технических навыков, а также богатым функционалом, что позволяет запустить обучение в короткие сроки, и управлять им в дальнейшем.

Чаще всего для запуска собственного курса нужно лишь зарегистрироваться на сайте и создать программу обучения с помощью визуального конструктора.

Коробочные решения

Решения «из коробки» (Moodle, RedClass и другие) популярны в корпоративном секторе и среди учебных заведений. Такие системы поставляются в виде программного обеспечения, устанавливаемого на сервера клиента. Использование этих решений предполагает участие технических специалистов, так как для установки и обслуживания серверов необходимы соответствующие навыки. Популярность этих систем обусловлена полным контролем за информацией, что минимизирует риск утечки информации.

Помимо платных облачных и «коробочных» решений также существуют системы с открытым исходным кодом, использование которых позволяет в любое время дополнять и модифицировать существующий функционал самостоятельно. Недостаток таких систем — необходимость наличие у пользователя опыта программирования.