Урок 5виды транспорта. история развития транспорта. транспортная логистика

Газ, бензин и дизель: умное управление топливом

Классические виды топлива в будущем вряд ли полностью исчезнут — по крайней мере в России. Но со временем они станут более экологичными и энергоэффективными. На рынке уже распространены гибриды, например, range-extenders — электрокары со встроенным ДВС, который продлевает запас хода, если батарея садится. Вероятно, именно такие гибридные модели выйдут на передний план в будущем.

Развитие подключенных автомобилей и телематики также позволит сократить расход топлива и более эффективно отслеживать его потребление. Современные системы уже помогают мониторить топливную статистику, а в будущем они смогут оптимизировать затраты ресурсов.

Исследования показывают, что умный мониторинг поведения водителя с последующей аналитикой может сократить количество выбросов на 5-20%. В первую очередь, добиться этого помогают системы, которые препятствуют внезапному торможению. Водитель делает меньше резких маневров —  расходуется меньше топлива.

Еще один вспомогательный инструмент — продвинутая система навигации, которая подбирает не только самый короткий, но и наименее «энергозатратный» маршрут, а также помогает быстрее находить свободные парковочные места.

Подключенные системы оптимизируют работу не только легкового, но и грузового транспорта. Например, грузовые «конвои» способны на треть сократить затраты топлива. Использование машинного обучения и нейросетей в будущем еще больше упростит задачу — полуавтономные системы будут работать в фоновом режиме, минимизируя расход бензина или дизеля.

Развитие беспилотного транспорта и каршеринга, вероятно, тоже приведет к сокращению потребления топлива — машины будут меньше простаивать на стоянках и использоваться более эффективно.

Экономика шеринга

Экономика шеринга в 30 цифрах и фактах

Автомобильный сектор в силу своей специфики достаточно консервативен — автопроизводитель не может за пару месяцев переформатировать конвейер на заводе или перенастроить цепочку поставок. Поэтому переход на новые виды топлива займет больше времени, чем полагают аналитики. Цифровые решения, например, системы умного мониторинга, внедрить намного проще — это не требует так много времени и ресурсов. Поэтому топливная революция начнется с аналитики и развития подключенных систем, а не с футуристичных топливных элементов или биодизеля на основе водорослей.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Водный транспорт.

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта — это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.
В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Самоуправляемые автомобили Next

Все мы уже наслышаны о самоуправляемых автомобилях Google. Но слышали ли вы о Next? Частично такси, частично Segway, частично оригами — эта конструкция с акцентом на социальное взаимодействие, которую нужно увидеть, чтобы понять. Дизайнер Томмазо Геццелин представил мир, в котором вы используете свой смартфон, чтобы вызвать Next, самоуправляемый модуль, который вас подберет. Вы проскальзываете в настраиваемое кресло, дверь закрывается. Модуль едет на четырех колесах, пока не встречается с группой других модулей.

Потом происходит чудо. Ваше сиденье переходит в вертикальное положение, а ваш модуль становится на два колеса, будучи подключенным к группе. Вы словно сидите в автобусе или поезде. Модули отсоединяются так же легко, как соединяются. Приближаясь к месту назначения, ваш модуль отцепляется, чтобы без проблем высадить вас.

Идея фантастическая. К сожалению, нам придется пройти длинный путь, прежде чем мы будем готовы к Next. В своих планах Геццелин очерчивает сроки для технологий, которые должны быть разработаны или усовершенствованы. Сюда входят дешевые наноматериалы, самоуправляемые автомобили, мощные батареи, дешевые солнечные батареи с высокой емкостью. В общем, не раньше 2025 года, если верить создателю Next.

Другие интересные способы передвижения

Если вы следите за историей, то знаете, что в 1937 году произошла трагедия, после которой дирижабли практически исчезли. Однако спустя 78 лет, возможно они вернуться в небесные просторы благодаря американской компании, которая получила грант в 3 миллиона долларов от правительства. Используя инновационные технологии, теперь можно контролировать это воздушное судно и избежать всех трудностей, которые были присущи первому поколению дирижаблей. Интересно отметить, что аппарата тратит в три раза меньше топлива и ему не требуется взлетно-посадочная полоса.

Напоследок осталось вспомнить про космический туризм, который также активно развивается. К сожалению, после 2009 года, когда экипаж международной станции увеличился в размерах, богатые люди лишись возможности летать на ракетах вместе с космонавтами, однако сегодня ведутся уникальные разработки, которые возможно решат данную проблему. В частности, разработка XCOR Aerospace, позволить доставлять по одному человека на орбиту за 95 000 долларов. Испытания ведутся с 2014 года. А воспользовавшись специальной капсулой за 75 000 долларов, вы сможете подняться на высоту в 30 километров, после чего активируется парашют, и вы начнете медленное снижение вниз.

В итоге можно сказать, что путешествие по миру совершенствуется и возможно скоро мы сможем перемещаться не только внутри планеты, но и за её пределами.

Переизобрести колесо

Еще до того, как автомобиль захотели «поднять в воздух», возникали идеи его усовершенствовать. Причём в самом главном — изобрести колесо по-новому! Японский журнал в 1936 году представил концепт авто с шарами вместо обычных шин: по мнению авторов, эта идея обеспечила бы транспорту плавный ход. Не такая уж бессмысленная задумка, по мнению даже современных инженеров. В 2016 году подобную разработку представила американская компания Goodyear, крупнейший производитель шин.

Ещё по этой теме


Сбудутся ли мечты Цукерберга о светлом будущем?

Гигантомания родила другое воображаемое чудо техники — корабль на огромных колесах, который должен был, по мысли изобретателя, бороздить пески Сахары и решить проблему с транспортом в регионе. Борьба с самумами и прочими бедствиями пустынь, включая жару, была предусмотрена конструкцией, и инженер обещал «поездку, которая превратится в приятное путешествие по тем местам, где тысячи поколений боролись тщетно со стихийными силами и гибли в неравной борьбе». Так об этом писал журнал «Вокруг света» в 1927 году. Неизвестно, насколько удачной была идея — до воплощения дело все равно не дошло. Хотя можно предполагать, что на обещанное кондиционирование такой машины, да еще и на преодоление песков зубчатыми колесами уходила бы уйма ресурсов.

Для общественного пользования, правда, предлагались как раз компактные модели. В 1947 году инженер Эдуард Верейкен из Брюсселя запатентовал дицикл — самоходную коляску, состоявшую из двух огромных колес и открытой кабины посередине. Сам изобретатель утверждал, что транспорт может разгоняться до 185 км/ч — но верится в это с трудом. Да и безопасность пассажиров остается под вопросом. Только в шведском аналоге 1999 года за авторством Йонаса Бьеркхольтца были учтены все проблемы конструкции. Но используют его сейчас только для развлечения публики. 

Поезда были другой излюбленной темой инженеров и мечтателей. Много надежд возлагали на монорельсы, хотя представляли их довольно необычно — например, так или вот так. Но и обычные поезда видели куда более совершенными в будущем — комфортабельными, просторными, да ещё и с видом на звёзды. 

«Корабль пустыни» по версии 1927 года.

Безопасна ли технология Hyperloop?

Virgin hyperloop One объясняет, что им приходится строить толстые стальные трубы, которые чрезвычайно трудно проколоть или сломать. Кроме того, трубы спроектированы таким образом, чтобы выдерживать изменение давления и утечки воздуха, сохраняя при этом свою структурную целостность. Существует также возможность отсекать части маршрута и повторно нагнетать давление на участках, где происходят аварийные ситуации, и все капсулы, как ожидается, будут оснащены аварийными выходами.

При этом cтоимость поездки в гиперпетле будет ниже, чем билет на самолет, ведь нет таких больших расходов на инфраструктуру как в случае с аэропортами, а эксплуатация самой трассы тоже обходится недорого. Так или иначе, всем нам следует готовится к революции пассажирских и транспортных перевозок уже в следующем десятилетии. Будущее совсем рядом.

Беспилотный автомобиль

Как-то мы рассуждали на тему того, как беспилотный автомобиль изменит мир. Конечно, не все захотят расстаться с возможностью самостоятельного вождения, но нельзя недооценивать то количество проблем, с которыми расправится автомобиль без водителя. Тем более, что Google уже этим летом проводит очередной этап тестирования своих самостоятельных машин на дорогах общего пользования.

Первые модели имеют безопасное ограничение скорости до 40 км/час и кнопку экстренной остановки — и никакого руля или педалей. Так что теперь пьяные и криворукие водители не смогут наезжать на пешеходов, а люди с ограниченными возможностями обретут самостоятельность. А еще можно с пользой использовать время, которое обычно проводишь за рулем — запостить новые фотки в Инстаграмм или выбрать статус в Вк.

Троллейбус, автобус, трамвай

В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.

Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.

Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.

Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.

Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.

Популяризация электротранспорта

Для популяризации электромобилей активно используется реклама. Кроме того, московский каршеринг активно предлагает электромобили из своего автопарка.

«Человек, несколько раз выбрав электрический автомобиль для того, чтобы перемещаться по городу, поймет: это безопасно, комфортно и не страшно. И делая выбор в пользу электромобиля, он вносит вклад в экологию. Переход на электромобили — это прямое улучшение состояния воздуха», — добавляет Антон Кульбачевский.

Также, по мнению экспертов, немаловажно заниматься популяризацией не только электромобилей, но и других экологичных средств перемещения. Например, больше ходить пешком и вовлекать население в различные активности, связанные с использованием велосипедов, самокатов и других экологичных альтернатив

Ховербайк

Идея ховербайка также пришла к нам из научной фантастики. И есть все основания полагать, что такой транспорт станет реальностью в ближайшее время: компания Aerofex, чье творение изображено на фото выше, планирует уже в 2016 году провести масштабные летные испытания ховербайка, а в 2017 начать их продажу. В компании заверяют, что управляться с этой штукой также просто, как ездить на велосипеде — поэтому лицензия пилота не понадобится.

Вес ховербайка — около 350 кг. Он может поднимать в воздух 2 человек общим весом до 140 кг и развивать скорость 70 км/час. Высота полета — до 3,5 метров. Кроме того, что такой транспорт должен быть обалденно захватывающим, существует и практическая сторона его применения. Например, ховербайки могут использоваться во время различных спасательных операций, чтобы кратчайшим путем передвигаться по труднодоступной местности.

Прогноз на будущее — изменение транспортных привычек

Физическое дистанцирование и совместные поездки не сочетаются друг с другом. Мы ожидаем, что непосредственно после пандемии люди будут еще больше полагаться на передвижение на своих личных автомобилях, а не на общественный транспорт и совместное использование различных видов транспорта. Но другие изменения в транспортных привычках могут компенсировать потенциальное отрицательное влияние роста использования автотранспорта. Например, во многих городах во время пандемии наблюдалось увеличение количества велосипедных поездок. Вызовет ли имидж велосипеда как безопасного и полезного для здоровья транспортного средства реальный сдвиг в сторону более активного использования велотранспорта в городах по всему миру? Станет ли постоянным временный перевод уличных пространств в пешеходные и велосипедные зоны? Продолжат ли работать из дома люди, которые научились делать это продуктивно? Ответы на эти вопросы помогут сформировать образ городской транспортной системы будущего.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

ИИ — новая эра в трансформации транспорта и логистики

Технологическое развитие логистических компаний, использование даже небольших цифровых решений привело к тому, что постепенно накопился большой объем данных: о клиентах, цепочках поставок, автопарке и водителях. Новые технологии открывают широкий спектр направлений для развития отраслей:

  • улучшение логистики на основе данных;
  • создание безопасной и регулируемой транспортной среды;
  • автоматический анализ и прогнозирование технического состояния автомобилей;
  • оптимизация цепочек поставок.

Исследовательская компания Prescient & Strategic Intelligence прогнозирует рост рынка ИИ в мировой транспортной отрасли и логистике до $3,5 млрд к 2023 году, а Statista — до $10,3 млрд к 2030 году. По оценке экспертов Accenture, 65% компаний в логистике и перевозках уже используют в работе или испытывают решения на базе ИИ.

Один из наиболее ярких примеров использования ИИ в сфере логистики — системы предикативной аналитики

Традиционный подход к планированию маршрутов базируется на ограниченном количестве факторов, которые в большой степени статичны и не учитывают актуальных изменений (длина маршрута и средняя скорость движения, например). С использованием ИИ в модель можно включить данные о трафике, погоде, времени ожидания, скорости погрузки и разгрузки в конкретных точках и у определенных поставщиков, влияние конкретного персонала компании и заказчика на скорость доставки. Ориентируясь на данные, поступающие в режиме реального времени, такая модель сможет с гораздо более высокой точностью построить оптимальный маршрут и рассчитать идеальное время доставки. А значит, одновременно сократить затраты и сроки доставки и повысить удовлетворенность клиентов качественным сервисом.

Такие системы сегодня доступны не только гигантам перевозок — DHL или Deutsche Post, но и сравнительно небольшим региональным игрокам. Например, компания Hardie’s Fresh Food, которая занимается поставками продуктов в штате Техас, владеет всего 160 грузовиками. Но даже для нее внедрение предикативной аналитики маршрутов движения на основе реальных данных сократило время планирования маршрутов в восемь раз, пробег автопарка на 20%, а затраты на водителей на 12% (при одновременном увеличении объема поставок на 14%).

Фото: Hardie’s Fresh Food

Еще одна возможность для оптимизации — использование данных и аналитики для прогнозирования технического обслуживания транспортных средств

Сбор в автоматическом режиме данных о состоянии машины сокращает непредвиденные издержки. А сведения о ее фактической эксплуатации (маршруты, состояние дорог, вид и вес груза) используются для своевременного планирования технического обслуживания, прогнозирования затрат на комплектующие и поддержки достаточного количества рабочих машин в автопарке.

Например, использование технологий интернета вещей обеспечивает мониторинг состояния товаров при морских контейнерных перевозках. До настоящего времени отслеживать перемещение товаров по морю можно было только на ограниченных участках: при погрузке в порту и после доставки груза получателю. Во время морской перевозки случались поломки пломб и контейнеров и даже кражи грузов.

Индустрия 4.0

Самые громкие преступления цифровой эпохи: подборка Bloomberg

Чтобы обеспечить гарантированную и качественную доставку, компания Maersk закупила 50 тыс. «умных» контейнеров от Traxens. Датчики, установленные в контейнерах, предоставляют в режиме реального времени информацию о точном местонахождении груза, внешних ударах, состоянии дверей, температуре, давлении и многих других факторах, влияющих на сохранность товара. Кроме того, смарт-контракты на основе блокчейна содержат комплексную информацию о грузе для таможенных органов, что значительно сокращает скорость проверки. Тот же контейнер может быть погружен на железнодорожный состав или автомобиль, а значит, отслеживание груза не прерывается после прибытия в порт, обеспечивая доступ ко всей актуальной информации.

Контейнеры Maersk

(Фото: Noel Broda / Unsplash)

Каждому человеку — по вертолету!

Где фантазия разворачивалась на полную — так это летающий транспорт. Воображение наших предков породило и тарелочного вида самолёты, и самолёты с крыльями внизу и турбодвигателями в носовой части, и даже самолёты-подлодки. Всего не упомянешь — вы можете и самостоятельно посмотреть галереи на Reddit или подборки по ключевым словам на Pinterest.

Ещё по этой теме


Будущее — какое оно?

Но что особенно трогает во всех этих проектах, так это вера в общедоступность транспорта будущего. Человек только-только покорил воздух, а американские журналы пишут: «Helicopters for Everybody!» («Вертолеты в каждый дом!»). И среди всех этих вырезок из прессы почти вековой давности можно увидеть рисунки личных самолетов. Тогда и правда ждали от будущего только стремления вверх, и научного прогресса, и качества жизни каждого.

Верится ли теперь в это, когда стоишь в час пик в пробке? Или когда трясёшься на верхней полке плацкартного вагона? Зажимая в руке смартфон, вычислительные мощности которого, как известно, выше оборудования NASA в 1969 году?

XXI век ещё не состоялся — уж точно не состоялся таким, как его ждали поклонники технического прогресса. Но будущее, как выяснилось, непредсказуемо. Медленными темпами, но оно приходит — предлагаем ознакомиться с футуристическим транспортом настоящего.

Ховерборд

Фильм «Назад в будущее» по многим причинам цеплял детское воображение. И летающая доска ховерборд — одна из них. Совсем недавно инженеры «Лексуса» сумели воплотить детскую мечту в реальность, создав действующий прототип ховерборда. Устройство парит над землей за счет использования мощных магнитов и сверхпроводников. «Дым», который видно на фото — это жидкий азот, который используется для охлаждения суперпроводников (неплохой спецэффект!). Правда, пока что доска может двигаться только над специальной металлической поверхностью — пробная площадка для испытаний была построена в Барселоне.

Hyperloop: от Альфреда Бича до Илона Маска

История Hyperloop началась в 2013 году, когда руководитель компании Tesla Илон Маск предложил футуристическую транспортную систему, которая, по мнению предпринимателя, станет заменой устаревшей идеи о скоростных поездах.

Проект Hyperloop Илона Маска — это сверхскоростная транспортная , которая представляет из себя «парящие» капсулы на магнитной тяге. Соединенные между собой, капсулы на огромной скорости перемещаются в вакуумной трубе, что позволяет преодолевать расстояние в 1 200 км всего за один час.

Видео Hyperloop

Впрочем, еще за несколько веков до Маска что-то похожее уже пытались сделать инженеры и изобретатели. К концепции, которая лежит в основе Hyperloop, ученые-физики приблизились в конце XVII века, создав первый искусственный вакуум, позже ставший основой для идеи подземных систем скоростного транспорта, вроде метро — Beach Pneumatic Transit (названа в честь изобретателя Альфреда Бича). Ее суть заключалась в том, чтобы поместить пассажиров в вагоны, которые бы перемещались по тоннелю-трубе за счет потока воздуха, создаваемого гигантскими вентиляторами. Другой ученый — Роберт Годдард — в начале XX века задумался о вакуумных поездах.

Рассуждал о новых способах передвижения и британский инженер Изамбард Брюнель. Именно он стал ближе всех к будущей сверхскоростной транспортной системе Илона Маска. В 1845 году Брюнель предложил построить на юго-западе Англии трубу, которая бы помогала разгонять поезда до фантастической тогда скорости в 110 км/ч. Однако реализовать проект в то время оказалось невозможным из-за отсутствия необходимых материалов.

В опубликованной Маском альфа-концепции Hyperloop движение капсул по трубе осуществляется благодаря линейному магнитному ускорению. Проще говоря, сравнить предложенную предпринимателем систему можно с поездами, управляемыми силой электромагнитного поля — маглев (сокращение от «магнитной левитации»). Первый коммерческий маглев появился в 1984 году в британском Бирмингеме. Он соединял международный аэропорт Бирмингема с одной из станций города.

Поиски инженеров и ученых прошлого послужили базой для разработки футуристической модели нового средства передвижения, которое могло бы за считанные минуты преодолевать большие расстояния, опережая все известные виды транспорта. Так появилась концепция Hyperloop.

Идеальная современная транспортная модель, по мнению Илона Маска, не только обеспечивает высокую скорость передвижения и безопасность, но также является экологичной и недорогой альтернативой уже существующим способам передвижения (машинам, самолетам, кораблям) и не мешает другому транспорту на этом же маршруте.

Социальная экономика

Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность

Как Сбербанк участвует в развитии электротранспорта

Кроме создания собственного беспилотника, Сбербанк активно занимается финансированием и гарантированием контрактов клиентов по направлениям, связанным с электротранспортом. В первую очередь, речь идет о производителях, рассказал Антон Кирюхин, начальник управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбербанка:

«Только что мы объявили о проекте по гарантированию контракта Москвы с КАМАЗом на ₽7,5 млрд. Мы знаем о проектах по производству коммерческого электротранспорта, безусловно, нам будет интересно поучаствовать в них».

Второе направление — это подрядчики, которые планируют и строят инфраструктуру в Москве, в том числе — зарядки для электробусов. Здесь мы Сбербанк также планирует активно участвовать, гарантируя и финансируя эти проекты.

Третье направление — непосредственно операторы общественного транспорта, каршеринга, такси.

«В нашем портфеле лизинга — финансирование самокатов — 17,5 тыс. в Москве, а также финансирование электрокаров для каршеринга в одном из южных регионов России. Но, безусловно, Москва здесь абсолютный лидер, даже в мировом масштабе», — добавляет Антон Кирюхин.

При этом в банке понимают: скорее всего, будет меняться модальность перевозки населения. И здесь общественный, рельсовый транспорт будет играть все большую роль. Это надо тоже учитывать в проектах по развитию инфраструктуры.

Социальная экономика

Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность

«У нас в России личный транспорт играет непропорционально большую роль в больших мегаполисах. Последствия чувствуем мы все. Мы считаем, что в приоритете развитие в первую очередь общественного транспорта, потом коммерческого, потом каршеринга и уже затем личного, в последнюю очередь. Так же, по-нашему, должна развиваться и инфраструктура», — заключает представитель Сбербанка.