Государственная служба: суть, преимущества, вузы

Пример расчёта

Выше были рассмотрены условия выплаты пенсии госслужащим, теперь подробнее поговорим о размере платежа. При расчёте учитывается доход работника в период последнего года труда до момента увольнения или достижения определённого возраста. За основу берутся коэффициенты: 2,8, если речь идёт об окладе, в денежном эквиваленте эта цифра равняется 0,8 ставки. При этом не берутся в счёт неоплаченные отпуска, больничные и т. д.

Если последние отсутствуют, то расчёт пенсии госслужащего осуществляется следующим образом: доход за каждый месяц последнего года складывается и в итоге делится на 12, а затем умножается на коэффициент 0,8. В ситуации, когда существуют неоплаченные отпуска, считают так: годовой доход (за вычетом этих периодов) делится на количество рабочих дней и умножается на 12. Если человек проживает и трудится на Крайнем Севере или в другом льготном регионе, он получает соответствующую надбавку и доплату.

Определения

Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.

В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.

В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении

На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.

Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:

  • гражданин РФ;
  • связывается с деятельностью ГС;
  • получает денежное вознаграждение из бюджета.

С гражданскими служащими заключается служебный контракт

В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.

На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти

Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим

Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти

Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.

Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.

В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную

Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента

От законодательной отделилась исполнительная.

Выделяют несколько видов гражданских служащих

Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.

Плюсы муниципальной службы

«После учебы идут функционировать в муниципальные службы не все, а те, у кого есть интерес к этому. Для кого-то уже во время учебы представляется вероятность подрабатывать в государственных организациях. Это, конечно, значительной опыт для студентов и они знали, что уже после окончания университета смогут полноценно встроиться в работу. Но все понимают, что эта работа не принесет колоссальных доходов, и это осознанный выбор каждого».

Выпускнику вуза не приходится рассчитывать сразу на хорошее вознаграждение ни в государственной организации, ни в частной фирмы. По Данной при чине множество посвящают 2-3 года работе на государство, чтобы потом уйти в бизнес. За это время накапливается опыт и полезные знакомства.

Основы государственной службы и кадровой политики

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ⇐ В отличие от других стран, где в отношении государственной службы применяются понятия «публичная», «общественная» (public) или «государственная» (state) служба, в Великобритании институт государственной службы имеет наименование «гражданская служба» (civil servise).

В законодательно-нормативных актах Великобритании отсутствует четкое определение понятия «государственный служащий». Оно употребляется в широком и узком смысле. В узком смысле слова под государственным служащим понимается лицо, являющееся служащим административного органа государственного управления.

К государственным служащим в широком смысле относятся все служащие публичного сектора, включая как собственно гражданских служащих, т.е.

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Сотрудники назначаются на должности указанной группы непосредственно Президентом, правительством РФ, руководством государственного органа федерального значения

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы должны быть включены в реестр

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий государственных служащих очень велик, невозможно полностью описать их обязанности. Но мы можем выделить основные функции, применимые к должностным лицам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующем секторе или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • формулировать предложения по совершенствованию функционирования объектов на вверенной территории, способы и методы реализации этих проектов;
  • обучение.
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, принимающих посетителей;
  • участие в конференциях, встречах и других мероприятиях, работа и представительство;
  • хранить государственные секреты и другую конфиденциальную информацию;
  • координация деятельности подчиненных;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • контроль за исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • гарантировать законные права граждан;
  • работа с документами (законодательные изменения, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);

Особенностью деятельности государственных служащих является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службыРФ . Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы

. Это:

  • особый вид управленческой деятельности (государственный);
  • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
  • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института – круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
  • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
  • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

Плюсы и минусы работы госслужащим

Несмотря на высокие цели, работа на государство имеет свои преимущества и недостатки.

Всем известно, что зарплата госслужащих невелика (примерно 20-30 тысяч рублей в зависимости от региона). Мы не говорим о разделении на должности, ведь начальство всегда получает несколько больше рядового служащего. Мы берем лишь среднестатистические значения.

Доходы не складываются из одного лишь оклада. От работы госслужащим получают и другие «плюшки»:

  1. Стабильность. Прием на работу госслужащего никак не зависит от кризисов, экономической или политической ситуации в стране. При этом надо знать, что в любой коммерческой организации всегда будут колебания в зависимости от стабильности курса валют, экономической ситуации в стране, цены на бензин. 
  2. Пенсионные отчисления. Все госслужащие получают «белую» зп, что при любом раскладе обеспечивает их гарантированной пенсией (причем достойной). Ведь отчисления в пенсионный фонд идут при любых условиях.
  3. Карьерный рост. При стабильно хорошей работе госслужащий рано или поздно может рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице.
  4. Социальная льготы. Этот пункт считается одним из самых важных мотиваторов, из-за которых устройство на госслужбу считается таким престижным и в то же время нелегким.

Социальные льготы госслужащим бывают нескольких видов:

  • дополнительный отпуск и выплаты: надбавки за выслугу, за особые условия труда, за работу с соблюдением государственной тайны, единовременная оплата перед отпуском (равная двум зарплатам), законные 30 дней отпуска (против 28 дней у обычных гражданских) + дополнительные 10 дней в зависимости от стажа;
  • жилищные льготы госслужащим: предоставление жилья (при отсутствии собственного) или компенсация арендной платы, субсидии чиновникам для приобретения собственной квартиры, скидки на оплату коммунальных услуг;
  • дополнительная пенсия за выслугу лет;
  • оплата проезда (полная/скидка) или компенсация топлива при использовании личного авто;
  • лечение в государственных лечебных учреждениях за счет бюджета;
  • возможность отдыхать в государственных пансионатах и санаториях на льготных условиях.

Все эти льготы предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Согласитесь, стоит того, чтобы подать свое резюме на работу госслужащего.

Но и тут есть подводные камни, которые делают работу на государство не таким безоблачным делом. Часто можно услышать такие требования к госслужащему при приеме на работу, которые многих отталкивают:

  • госслужащий не может вести коммерческую деятельность, каким-либо образом содействовать коммерческим организациям или предпринимателям;
  • нельзя приобретать акции и прочие ценные бумаги с целью получения дополнительного дохода;
  • занимающие должность чиновника не имеют права участвовать в забастовках и других мероприятиях такого типа;
  • госслужащий обязан держать в секрете информацию о своей работе (особенно если речь идет о государственной тайне);
  • законодательно запрещено принимать подарки.

Во всем остальном кажется, что оплата труда госслужащих и другие преимущества намного весомее ее недостатков. И если задуматься о будущем, можно рассчитать следующую многоходовочку: если один из супругов будет работать госслужащим, а другой будет занят в коммерческой структуре, семья будет в существенном выигрыше. Посчитайте только выигрыш от оплаты проезда, аренды жилья и коммунальных услуг!

Не удивительно, что устроиться сюда не так уж и просто.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации – Конституцию, федеральные и региональные законы – и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители – осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники – специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты – это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал – совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы – это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

ФЗ

В 79-ФЗ «О гражданской государственной службе» закреплены главные принципы и условия работы в структурах власти. В статье 4 этого закона перечислены основные идеи, которыми руководствуются государственные служащие. Это профессионализм, законность, компетентность, равноправие, направленность действий на защиту прав людей, взаимодействие с общественными организациями, доступность информации. В законодательстве также определяются варианты формирования связи между государственной и гражданской службой. Должны быть учтены трудовые обязательства и условия, рабочий стаж, государственные гарантии гражданских служащих. Денежное содержание лиц обеспечивается за счет средств регионального или федерального бюджета.