Содержание
- Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
- Виды повышения квалификации работников, их особенности
- По профессиям и специальностям
- Внутреннее обучение
- Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо
- Документальное сопровождение
- Нейросети в помощь
- Кто платит за курсы повышения квалификации (ДПО)?
- Где проходят
- Что получили?
- Как выбрать профессиональную переподготовку?
- Вопрос 2. Об ограничении выбора курсов
- Кому нужно повышать квалификацию?
- Посмотрите вокруг
- Положение о повышении квалификации работников
- Заключение
Как определяется квалификация, что понимается под квалификацией работника?
Уровень квалификации руководящего персонала, специалистов и служащих определяется их опытом и образованием:
- Специалисты наивысшей квалификации имеют ученые звания и степени.
- Высшей квалификации — высшее образование и опыт.
- Средней квалификации — среднее или средне-специальное образование.
- Специалисты — практики не имеют специального образования, но занимают должности специалистов и руководителей.
Уровень квалификации работников производства определяется разрядами. Они присваиваются в зависимости от профессиональной подготовки.
- Неквалифицированные рабочие не проходят специальную подготовку. Они заняты на обслуживающих и вспомогательных работах.
- Малоквалифицированные рабочие проходили подготовку в течение нескольких недель. Они выполняют несложную работу.
- Квалифицированные рабочие учатся несколько лет и имеют опыт работы. Они выполняют сложные строительные, ремонтные и прочие работы.
- Высококвалифицированные рабочие проходят подготовку более 2 лет и обладают большим практическим опытом. Они работают со сложным оборудованием и выполняют ответственную работу.
Виды повышения квалификации работников, их особенности
В зависимости от специфики организации, сложности производства, цели обучения и навыков сотрудников чаще выбирают один из данных видов повышения квалификации работников.
- Краткосрочная подготовка. Рассматриваются отдельные проблемы, возникающие на конкретном производстве. После завершения проводится зачет или экзамен.
- Тематические семинары. Рассматривают проблемные вопросы, возникающие в отрасли, регионе или на предприятии.
- Длительное обучение. Проходит в образовательном заведении и подразумевает углубленное изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью. После завершения проводится аттестация.
Информация о результатах обучения передаётся в отдел кадров.
По профессиям и специальностям
Нормативные сроки прохождения курсов повышения квалификации для некоторых профессий и должностей
Специальности и должности | Периодичность повышения квалификации | Основание | Примечание |
---|---|---|---|
Педагогические работники | Каждые 3 года | ч. 2 п. 4 ст. 47 № 273-ФЗ | Учителя начальной школы должны проходить курсы каждые 5 лет, учителя 5–11 классов и преподаватели СПО – каждые 3 года |
Аудиторы | Каждые 12 месяцев после того, как пройдет 1 год с момента получения квалификационного аттестата | п. 9 ст. 11 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ) | Обучение проводится по программам, утверждаемым саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов, в которой состоит специалист. Минимальная длительность курсов – 20 часов в год |
Оценщики | Каждые 3 года | ч. 3 Требований к повышению квалификации в области оценочной деятельности | |
Судьи | Каждые 3 года | ч. 2 ст. 20.1 Закона РФ № 3132-1 | При назначении на должность впервые судьи обязательно проходят профпереподготовку, только затем – повышение квалификации |
Государственные гражданские служащие | Каждые 3 года |
Ст. 31 ФЗ № 79 от 27.07.04 Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 |
|
Работники железнодорожного транспорта | Каждые 3 года |
Ст. 25 гл. 5 ФЗ № 17 от 10.01.03 Постановление Правительства РФ от 21.03.12 №221 |
При перевозке опасных грузов |
Сфера авиационной безопасности |
Каждые 3 года (сотрудники) |
Ст. 52 Национальной программы подготовки персонала в области авиационной безопасности от 04.04.19 | Руководители – 1 раз в 5 лет |
Бухгалтеры | Каждые 3 года |
Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 21.02.2019 N 103н |
Главные бухгалтера повышение квалификации не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года, но не меньше 20 часов ежегодно |
Служащие органов внутренних дел |
По плану ДПО МВД России, который ежегодно составляется для каждой категории служащих |
Ст. 12, 76 ФЗ № 342 от 30.11.11 Приказ МВД России от 05.05.18 № 275 |
|
Водители и работники автомобильного и городского наземного электротранспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения | Федеральные нормативы не установлены | Ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.95 | Решение о периодичности повышения квалификации принимает руководство предприятия |
Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть сокращена по производственной необходимости или по заявлению работника, желающего досрочно повысить разряд (категорию).
Срок действия удостоверения, выданного на курсах повышения квалификации законодателем не устанавливается. Документ бессрочен, как и диплом об образовании, и подтверждает, что специалист овладел конкретными навыками, получил определенные знания и не нуждается в их повторном изучении. Но с учетом динамики развития всех отраслей народного хозяйства каждому специалисту необходимо регулярно учиться новому, чтобы успешно вести свою профессиональную деятельность, даже если государственные стандарты четко не устанавливают частоту повышения квалификации.
Внутреннее обучение
Система профессионального обучения рабочих на производстве — это сеть учебно-производственных баз, учебно-методических и научных организаций, промышленных и производственных объединений, предприятий и организаций, планомерно осуществляющих профессиональное обучение рабочих.
Необходимость повышения квалификации работников обусловлена различными причинами. Это и снижение среднего разряда работников, и рост количества бракованной продукции по вине работников, и множество других причин.
Повторим, что осваивать необходимые новые знания работники могут внутри организации. Пока еще действует Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15.06.1988 N 369/92-14-147/20/18-22, в соответствии с которым внутри организации может быть организовано обучение без прерывания производственного процесса.
В основном в организации проводятся переподготовка, обучение рабочих вторым профессиям и повышение квалификации. Статья 202 ТК РФ позволяет сделать это в форме ученичества, которое может быть индивидуальным, бригадным и курсовым.
При индивидуальном обучении работник самостоятельно изучает теоретический курс и консультируется у соответствующих специалистов организации. Практическое обучение работник проходит также индивидуально, но под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника, выступающего в качестве инструктора производственного обучения на рабочем месте.
При бригадной форме производственное обучение осуществляется в составе бригады под руководством квалифицированного работника — инструктора производственного обучения на рабочем месте. Для изучения теоретического курса учеников рекомендуется объединять в группы численностью от 10 до 30 человек.
При курсовой форме обучение осуществляется также в учебных группах. Теорию работники изучают в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах, в учреждениях начального профессионального образования (по договорам с организациями за счет их средств).
Производственное обучение происходит, как правило, в два этапа:
- под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе организации, учебного центра, учебно-курсового комбината;
- непосредственно на рабочих местах организации, либо в составе группы под руководством мастера (инструктора) производственного обучения, либо индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.
Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо
Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами. Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре. При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.
Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:
- Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
- Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
- Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.
Документальное сопровождение
Любое повышение квалификации должно быть документально подтверждено. В частности, п. 28 Положения об образовательных учреждениях повышения квалификации установлено, что государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
- удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;
- свидетельство о повышении квалификации — для лиц, обучавшихся по программе в объеме свыше 100 ч;
- диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч;
- диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 ч.
После вынесения комиссией положительного решения издается приказ о присвоении квалификационного разряда. Затем необходимо сделать запись в личной карточке работника.
Нейросети в помощь
По данным Gartner, 17% организаций планируют использовать искусственный интеллект в процессе рекрутинга, а 30% внедрят эту технологию к 2022 году. В целом, пока тренд сфокусирован на оптимизации количественных показателей. Но ИИ может применяться и для персонализации внутренней карьерной траектории сотрудника. Такой подход со временем приводит к повышению производительности и улучшению показателей.
В западных компаниях этот подход применяется уже сегодня. Например, сервис Sora помогает автоматизировать рабочие процессы, построить рабочее пространство для каждого сотрудника, подыскать новичку напарника, который введет его в курс дела и так далее. Другой пример — сервис Personio, который агрегирует большие данные и отслеживает параметры каждого сотрудника с момента собеседования на всех этапах карьерного роста. Сервис уже может выполнять роль карьерного коуча и ментора, который помогает сотруднику в профессиональном развитии.
Российские компании также подхватили новый тренд. Как рассказала РБК CEO Univertus Елена Абашкина, недавно было принято решение разработать интеллектуальную систему, которая выстраивает цифрового двойника с конкретными характеристиками сотрудника. Работодатель получает возможность строить прогнозы, анализировать результативность сотрудников, необходимые инвестиции в обучение, а также составлять индивидуальную траекторию развития каждого работника. Это дает компаниям возможность повышать мотивацию и уровень вовлеченности отдельных сотрудников предприятия и команд на 20–30%, а качество планирования обучения и развития работников ― на 70%.
Кто платит за курсы повышения квалификации (ДПО)?
Тоже работодатель. Он заключает договор с образовательной организацией и берет на себя не только оплату обучения, но и все сопутствующие расходы — например, транспортные, если учеба проводится «в другой местности». При этом за работником, даже если он учится с отрывом от производства, сохраняется средняя зарплата по месту работы.
Кстати, с сотрудником работодатель тоже обязан заключить договор. В нем он должен обозначить все обязанности, которые возложат на работника после прохождения обучения по программе ДПО, и порядок возмещения затрат, если учеба прервется.
Если у работодателя уже заключен договор с учебным центром, заявку на повышение квалификации сотрудника подает кадровая служба. Но зачем компании вообще тратить на это деньги? Ответ очевиден: хороший работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали более профессионально, быстрее адаптировались к современным технологиям и не отставали от конкурентов. Проще периодически оплачивать человеку повышение квалификации и быть в нем уверенным, чем регулярно платить зарплату некомпетентному сотруднику.
Желающим отучиться по собственной инициативе также ничто не мешает. В этом случае сотрудник сам решает, где пройти курсы повышения квалификации. Если он рассчитывает получить компенсацию расходов, нужно поставить в известность начальство.
Выбрав организацию, следует подать заявку на обучение, дождаться ее одобрения и получить квитанцию на оплату, чтобы оплатить учебу. Следует учитывать, что образовательный центр может потребовать у заявителя перечень документов для приема.
Где проходят
Повышение квалификации можно пройти в разных организациях:
- специализированных центрах, институтах, академиях дополнительного профессионального образования;
- вузовских подразделениях – в институтах, на факультетах, кафедрах;
- центрах профессионального обучения и повышения квалификации;
- учреждениях – юридических лицах, которые на основании лицензии занимаются профобучением в качестве дополнительного вида деятельности (например, в научных организациях – НИИ, лабораториях, исследовательских центрах и станциях и т. д.)
Все эти учреждения и организации могут быть российскими и зарубежными.
Что получили?
Исследование показало положительную связь ДПО и субъективного контроля. В базовой модели у тех, кто обучался, показатель контроля был на 0,27 стандартного отклонения выше по сравнению с теми, кто не проходил курс. При добавлении других переменных эффект снизился до 0,13, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социодемографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах. Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.
Связь ДПО и удовлетворенности трудом тоже показала любопытные результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы). Причем социодемографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.
Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социодемографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учет социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.
Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших обучение. Это соответствует результатам предыдущих исследований. «Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.
Но вопрос в нюансах. Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков участие в ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег. В России все наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой). Кстати, возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.
Экономика образования
Работа без распределения: сколько россиян довольны своей специальностью
Нужно учесть и особенности накопления и использования человеческого капитала в разных сегментах рынка труда. Так, на высокопроизводительных рабочих местах компания будет стремиться удержать сотрудников после курсов, и предложенные ею бонусы могут повышать удовлетворенность трудом. А в сегменте низкопроизводительных рабочих мест после учебы формируются карьерные и зарплатные ожидания, которые сложно реализовать. Дело в том, что сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто находятся на местах с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены. В России такие рабочие места сосредоточены в государственном, а также в сервисных секторах.
В-третьих, на российском рынке труда немало работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (это явление носит название «квалификационная яма»). Обычно они меньше довольны трудом. И получение ДПО может не сглаживать негативные эффекты от «ямы» на удовлетворенность трудом.
Как выбрать профессиональную переподготовку?
Очевидно, что ее направление стоит выбирать исходя из своих желаний и умений, а также востребованности специализаций на рынке труда. Узнать, требуется ли вам профессиональная переподготовка, вы можете в нашем материале. Решая, где лучше её пройти, учитывайте специфику учебной программы, длительность прохождения курса, отзывы студентов и работодателей.
В любом случае лучшие курсы профессиональной переподготовки — те, итогом которых становится не просто «корочка», но и приобретение необходимых на современном рынке знаний и представлений о профессии, с которыми можно сразу идти работать.
Вопрос 2. Об ограничении выбора курсов
Вправе ли региональный институт обязать повышать квалификацию только очно на своей базе?
Нет, не вправе. Учителя могут повышать квалификацию в любой организации, которая имеет лицензию на реализацию дополнительных профессиональных программ. А учиться на курсах повышения квалификации можно очно, очно-заочно и дистанционно (п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).
Институт новых технологий в образовании предлагает педагогам дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, факультативам и семинарам, а также принять участие в дистанционных международных конкурсах.
Помните, что направить на курсы вы можете не только учителей, но и работников, которые только получают среднее или высшее профессиональное образование. Например, тех, кто учится в педколледже или пединституте (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Когда педагог пройдет обучение, ему выдадут удостоверение или свидетельство о повышении квалификации. Форму документа о повышении квалификации на федеральном уровне не установили. Его оформляют на бланке, образец которого организация разрабатывает сама (п. 19 приказа Минобрнауки от 01.07.2013 № 499).
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает на обучение по программам среднего профессионального образования по 13 специальностям. Подробная информация здесь.
Для педагогов есть уникальная возможность воспользоваться электронными уроками школы (колледжа) Анны Муратовой по всем школьным предметам с 1 по 11 классы. Подробная информация здесь.
Кому нужно повышать квалификацию?
Как мы уже упомянули, это требуется делать каждому планово раз в пять лет. Однако бывают и другие ситуации, когда следует пройти повышение квалификации:
-
Был серьезный перерыв в трудовой деятельности — например, по болезни или после рождения ребенка.
-
Нужно освоить новые технологии в работе или научиться трудиться на новом современном оборудовании.
-
Сотруднику предложили новый пост или повышение категории/разряда и ему требуются дополнительные знания и навыки.
-
Работодатель обнаружил пробелы в профессиональной подготовке сотрудника.
-
В компании участились случаи травматизма по вине работников.
Согласно ТК РФ, необходимость направления на повышение квалификации того или иного сотрудника определяет работодатель. Итогом обучения становится получение соответствующего свидетельства либо удостоверения.
Посмотрите вокруг
Даже в условиях полного отсутствия в компании системы обучения персонала всегда можно найти возможности для роста вокруг себя. Поинтересуйтесь, какие обязанности выполняют ваши коллеги. Возможно, кто-то из них делает то, что могло бы быть интересным для вас. Не отказывайтесь, если коллеги просят помочь или подменить их во время отсутствия.
На своей должности вы наверняка взаимодействуете с другими специалистами. Интересуясь особенностями их работы, вы тем самым расширяете свой профессиональный кругозор и можете смотреть на свою работу более глобально. Причем все это доступно вам совершенно бесплатно.
Положение о повышении квалификации работников
Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:
- Название документа и его регистрационные данные.
- Основные задачи и цели данного документа.
- Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
- Место проведения повышения квалификации.
- Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
- Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
- Общий порядок проведения обучения.
- Механизмы контроля и установления результатов.
- Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.
Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.
Заключение
Курсы повышения квалификации — популярная форма обучения персонала. Они позволяют работникам освежить профессиональные навыки, актуализировать их. Результатом обучения становится повышение разряда, рост зарплаты, профессионализма, мотивации, карьеры.
Желаем вам талантливых, профессиональных тренеров и успешного обучения! Ждем ваших ответов на вопросы! Надеемся увидеть комментарии и отзывы на статью! Не забывайте о лайках в соцсетях!
Автор статьи: Александр Бережнов
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.