Преимущества и недостатки сервиса прозрачный бизнес

Преимущества сервиса


Несмотря на длительную отсрочку запуска проекта, большинство бизнесменов всё же ожидали обновлений. Это значит, что интернет онлайн-сервис налоговой службы (ФНС) – «Прозрачный (белый) бизнес» имеет плюсы.

К ним относятся:

  • полная проверка контрагента. Информация тщательно изучается. Если директор не может этого сделать сам, он доверяет дело специалисту, так как доступ открывается желающим пользователям;
  • оценка рисков сделки. На основе обработанных данных, бизнесмен или его доверенное лицо выносит решение о выгоде сотрудничества с определённым контрагентом;
  • возможность выбора. ИФНС России сервис-ресурс «Прозрачный (белый) бизнес» насчитывает огромное количество партнёров для разных видов деятельности;
  • экономия времени. Никому не нужно никуда бегать и узнавать данные. Все поиски и расчёты проводятся на месте. Это упрощаетпроцесс выбора партнёра и время на его проверку;
  • защита от убытков и проблем с налоговой службой. Полученная с помощью сервиса информация даёт возможность сразу обнаружить мошенника и не вступать с ним в партнёрские отношения;
  • открытость к новым сделкам. Обнародование сведений о деятельности компании расширяет горизонты сотрудничества. К примеру, если компания вызывала недоверие, то после публикации информации о её деятельности у других организаций возникает желание с ней работать.

Как работать

Ресурс ФНС расположен по адресу: pb.nalog.ru. Лаконичный интерфейс позволяет сразу приступить к главному – поиску информации, регистрация не требуется. Вы можете использовать 2 инструмента – обычный или расширенный поиск. В обычном режиме организация ищется по ее названию, ИНН или ОГРН. Все параметры вводить не понадобится, для получения результата достаточного любого из них.

Расширенный поиск сервиса «Прозрачный бизнес» на pb.nalog.ru содержит целый ряд параметров. Они помогут в том случае, когда ИНН и ОГРН неизвестны, а наименование компании неуникально. Параметры задают системой фильтров, разделы которых включают:

Сфера деятельности – выбирайте по древовидному каталогу, одну или несколько категорий сразу.
Регион регистрации компании, включая уточнение по району, городу или населенному пункту.
Налоговый период.
Суммы доходов, расходов, уплаченных налогов и недоимок по штрафам и пеням, численность сотрудников – в виде бегунков с двумя положениями

Установите по каждой характеристике начальное и конечно значение.
Наличие нарушений, использование особых налоговых режимов, участие в группе налогоплательщиков, сведения о недостоверности адресов, принадлежность к субъекту малого предпринимательства – последняя группа параметров задается 3 состояниями для каждого «да», «нет» и «не важно».

Задайте все параметры и нажмите кнопку «Искать». Система выведет список организаций, попадающих под указанные характеристики. При подозрении на наличие недостоверных сведений строка помечается красным треугольником с восклицательным знаком. По каждой компании можно просмотреть подробную информацию – кликните указателем мышки на название в перечне, чтобы открыть карточку фирмы. В карточке просмотрите сведения, распечатайте их на принтере или сохраните на компьютер в формате PDF.

Если нужная организация не найдена, сверху кликните на кнопку «Изменить параметры поиска». Система вернет страницу фильтров, отредактируйте их значения для получения корректной выборки. Чтобы поменять все условия поиска, снизу нажмите на «Сбросить» – все поля будут очищены на значения по умолчанию.

Найдите контрагента для проверки

Система ФНС проверяет не правильность оформления документов контракта, а его реальность. Это губит фирмы-однодневки, которые постоянно пытаются укрыться от налогов.

Этапы поиска и проверки контрагентов:

  1. Изучение информации. Из поиска выбирают 2-4 кандидата, подходящих для осуществления той или иной сделки. Критерий поиска по сервису – выполнение обязательств перед государством.
  2. Запрос о регистрации бизнеса и выписок из реестра. В целях мониторинга раздобывают информацию о работе организации. Чтобы проверить ИП по системе «Прозрачный (белый) бизнес, есть возможность получить доступ ко всем документам, которые подтверждают легальность деятельности.
  3. Проверка адреса регистрации бизнеса. Ещё один момент, что вызвает недоверие к контрагенту – указание неверных данных по местонахождению. Проверка показывает количество фирм, зарегистрированных по предоставленному адресу. Если их больше 2-х, значит сведения неправдивые.
  4. Проверка главного директора или владельца фирмы, компании, организации прочее.Наводят данные о наличии контрагента в реестре дисквалифицированных лиц, с которыми суд не рекомендует сотрудничать.
  5. Изучение оборотов. Регулярность финансовых операций, а также большое количество сотрудников (от 100) говорит о том, что компания работает слажено, без перебоев. Фирмы-мошенники проводят 2-3 операции и закрываются, в их штате работников начисляется 5-10 человек.
  6. Получение информации о банкротстве. Для этого также запущен специальный сервис. Через него проверяют не находится ли компания на стадии банкротства. Если это так – то с таким контрагентом сотрудничать недопустимо, так как он не имеет никакого права заключать договора.

Проект ФНС «Прозрачный (белый) бизнес»даёт возможность проверки сведений в системе судебных приставов.

О проекте

Проверка контрагентов по системе «Прозрачный (белый) бизнес» даёт положительные результаты и выводит предпринимателей на новый уровень развития.

Проблемы с запуском

Законопроект о создании новой системы налоговой отчётности оглашён в начале зимы 2016 года. На разработку и запуск сервиса выделили полгода и уже в середине лета 2017 года планировали обрадовать предпринимателей.

Но работа затянулась по причинам:

  • нехватка кадров – программистов в государственных учреждениях. Количество IT-специалистов снижается, так как кадры стремятся зарабатывать больше и уходят в фирмы за границу. Чтобы избежать утечки, государство разрабатывает проекты поощрения IT-специалистов;
  • недофинансирование. На сервис «Прозрачный бизнес» для налоговиков (ФНС) выделили несколько миллионов рублей, но по факту этой суммы оказалось мало. Чтобы получить новый транш, дожидались утверждения бюджета на следующий год;
  • недостача данных о налогоплательщиках. Когда стали проверять зарегистрированных предпринимателей, обнаружилось, что 25 % из них не подавали сведений о деятельности в среднем 2-4 квартала;
  • наличие ошибок и недостоверных сведений. Здесь сыграл роль человеческий фактор. В налоговой службе также не хватает кадров. Сотрудники перегружены работой. Введение массовой информации и её плохая проверка приводит к недочётам.

Ошибки исправлялись по мере их поступления. Электронный сервис – ресурс «Прозрачный бизнес» сначала заработал в тестовом режиме.

Цели

Главная задача создания ресурса – организовать доверительные отношения между предпринимателями разных групп и сфер деятельности. Бизнесмены узнают о контрагентах максимум информации в доступном режиме до заключения сделки. По сути – это защита от составления контрактов с негативными последствиями.

«Белый» ресурс ФНС или «Прозрачный бизнес» даёт доступ к следующим сведениям:

  • полное и сокращённое название организации, ИП, фирмы. А также юридический адрес, ФИО владельца, контактные данные, дата регистрации;
  • сумма выплат налогов и сборов за конкретный период. Дополнительно предоставляются сведения о задолженности по работе с ФНС;
  • бухгалтерская отчётность. Всенародному доступу открывается информация о доходах и расходах предприятий, ИП прочее;
  • сведения о штатной работе. Фиксируются сведения о количестве принятых и уволенных сотрудников за предыдущий год;
  • информация об использовании сервиса. В базу занесены ещё не все предприятия и организации. Но сервис постоянно обновляется. Для обнародования информации у компаний разрешения не спрашивают.

Акцент внимания ставится на задолженности выплат в налоговую службу, пенсионный фонд и фонд социального страхования. Доступ к материалам имеют предприниматели и все граждане страны.

Преимущества сервиса

Преимущества и недостатки гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя

К ним относятся:

  • полная проверка контрагента. Информация тщательно изучается. Если директор не может этого сделать сам, он доверяет дело специалисту, так как доступ открывается желающим пользователям;
  • оценка рисков сделки. На основе обработанных данных, бизнесмен или его доверенное лицо выносит решение о выгоде сотрудничества с определённым контрагентом;
  • возможность выбора. ИФНС России сервис-ресурс «Прозрачный (белый) бизнес» насчитывает огромное количество партнёров для разных видов деятельности;
  • экономия времени. Никому не нужно никуда бегать и узнавать данные. Все поиски и расчёты проводятся на месте. Это упрощаетпроцесс выбора партнёра и время на его проверку;
  • защита от убытков и проблем с налоговой службой. Полученная с помощью сервиса информация даёт возможность сразу обнаружить мошенника и не вступать с ним в партнёрские отношения;
  • открытость к новым сделкам. Обнародование сведений о деятельности компании расширяет горизонты сотрудничества. К примеру, если компания вызывала недоверие, то после публикации информации о её деятельности у других организаций возникает желание с ней работать.

«Прозрачный бизнес»: Начало. ФНС

Специалисты налогового ведомства утверждали, что с технической точки зрения сервис был готов к запуску, и интерактивные страницы на сайте ФНС даже целую неделю поработали в тестовом режиме. Но для полноценной работы нового сервиса у налоговиков оказалось недостаточно данных. Кроме того, налогоплательщики обнаружили много ошибок и неактуальных сведений.

В результате ФНС решила отказаться от использования устаревшей информации и актуализировать сведения при помощи данных, полученных от организаций за 2020 год. Запуск сервиса был отложен до окончания отчетной кампании-2017.

«Прозрачный бизнес»: Последняя битва

При этом приказ ФНС предусматривает поэтапное раскрытие информации.

Первыми 1 августа 2020 года в сервисе должны были появиться данные об организации и применяемом ею специальном налоговом режиме по состоянию на 31 декабря 2020 года. На этом же этапе налоговые органы должны были сформировать информацию о налогоплательщиках – участниках консолидированных групп.

Сведения о среднесписочной численности работников налогоплательщика за предшествующий год также должны были быть отражены на сайте ФНС 1 августа 2020 года.

1 октября 2020 в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов, отраженных в бухгалтерской отчетности компании за 2020 год. Одновременно в сервисе отразят сведения и об уплаченных в 2020 году суммах налогов, сборов и страховых взносов (отдельно по каждому налогу).

1 декабря 2020 ФНС планирует обнародовать суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций по состоянию на 31 декабря 2020 года, и раскроет информацию о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них с указанием сумм штрафов.

При этом в сервисе не будет сведений о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях. Информация о них появится в сервисе не раньше 2020 года.

Проблемы в работе ресурса

Так как сервис запущен несколько месяцев назад, в его работе ещё есть недочёты. Но постепенно они будут устраняться. Так обещает государство и тем самым успокаивает, мотивирует пользователей.

Есть следующие проблемы:

  1. Сбои в работе ресурса. Доступ к информации то открыт, то закрыт. В поисковых системах выскакивает запрос – «не работает сервис прозрачный (белый) бизнес».
  2. Неполная база. Внесены сведения крупных организаций, которые имеют опыт работы и репутацию. Минимум сведений о мелких фирмах, их оборотах.
  3. Недостача информации о работе с сервисом. Нет подробных пошаговых инструкций, как искать материал, где и т.д. Не хватает видео-рекомендаций, снятых по принципу – пользоваться как этим сервисом, что собой представляет ресурс «Прозрачный (белый) бизнес».
  4. Нет доступа по банковским задолженностям и кредитам. Это интересует бизнесменов, которые ищут партнёров. Наличие кредитов, их выплата – показатель работы фирмы и профессионализма её директора.
  5. Интерфейс требует доработки. Пользоваться услугой пока что не удобно, некоторые базы тяжело найти. Структуры некоторых страниц желательно упростить для визуального восприятия.

Ресурс добавляет больше ответственности к налогоплательщику.

Открытый доступ к деятельности предпринимателя мешает проделывать незаконные операции.

Этот интернет-ресурс также упрощает работу налоговой службы, экономит время на проверки и рейды. Правительство страны заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, поэтому с каждым годом появляются новые проекты для упрощения систем аудита и мониторинга.

«Прозрачный бизнес»: Дни минувшего будущего

Налоговики планировали в период с 15.11.2017 по 01.06.2018 г.г. доработать программное обеспечение, технические средства, проанализировать корректность отражения данных. По всей видимости, этого сделать не удалось. Похоже, что для налоговиков это тоже стало неожиданностью, так как они рекомендовали организациям погасить налоговую задолженность до 1 мая 2020 года и тем самым избежать репутационных потерь. То есть, были уверены, что сервис с 1 июня 2020 года заработает. Но нет. Запуск интерактивного сервиса снова отложили.

Официальной причиной переноса даты открытия было названо большое количество обращений со стороны бизнеса. ФНС приняла решение дать компаниям дополнительное время для проведения с налоговыми органами сверок данных, которые в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ перестали являться налоговой тайной.

Советуем прочитать

Сервисы проверки контрагентов — интернет-ресурсы и программы для ЭВМ (сервисы), которые позволяют проверить надежность и добросовестность контрагента.

Налоговая тайна — налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Консолидированная группа налогоплательщиков
Добровольное объединение налогоплательщиков, которые уплачивают налог на прибыль по правилам, близким к установленным для единой организации.
Специальные налоговые режимы
Устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общей системой налогообложения) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Среднесписочная численность работников
Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

17.08.2021

Состав, сроки размещения сведений ФНС и их периодичность

Сведения находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России (п. 1).

Периодичность размещения сведений определена в п. 10. Сведения размещаются ежегодно в сроки:

8 апреля:

Сведения по п. 7:

Сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России.

1 августа:

Сведения по п. 5:

Наименование специального налогового режима, применяемого организацией. Такие сведения указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС России.

Сведения по п. 6:

Сведения о том, что организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. Такие сведения указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС России.

1 октября:

Сведения по п. 8:

Наименование и сумма, уплаченная организацией в календарном году, предшествующем году размещения таких сведений на сайте ФНС России, по каждому налогу и сбору, по страховым взносам (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом).

Сведения по п. 9:

Суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России.

1 декабря:

Сведения по п. 3:

Наименование, сумма недоимки, сумма задолженности по пеням, сумма задолженности по штрафам (по каждому налогу и сбору, страховым взносам, по которым у организации имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам); общая сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Такие сведения указываются по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их размещения на сайте ФНС России, при наличии такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на 1 октября года размещения указанных сведений на сайте ФНС России.

Сведения по п. 4:

Сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение с указанием общего размера штрафа. Такие сведения указываются в отношении налоговых правонарушений, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году размещения указанных сведений на сайте ФНС России, при неуплате штрафа в срок до 1 октября года размещения таких сведений на сайте ФНС России.

Рубрики:

«Прозрачный бизнес» — что это

«Прозрачный бизнес» — официальный интернет-сервис ФНС России, который позволяет получить информацию о контрагентах и обезопасить себя от заключения сделок с фирмами-однодневками.

Размещению в сервисе и на официальном сайте ФНС России в форме открытых данных подлежат следующие сведения о налогоплательщиках (п. 1.1 ст.102 НК РФ):

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору отдельно);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых организацией;
  • об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации;
  • об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору, по страховым взносам) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Чем этот сервис полезен бизнесу?

Отвечая на этот вопрос, сначала нужно уточнить, что в случае если организация захочет официально получить информацию о контрагенте, сделать это будет невозможно. ФНС на такие запросы информацию не предоставляет, исключение сделано только для случаев, предусмотренных федеральными законами.

А теперь на двух примерах уточню, чем может быть полезен бизнесу сервис, а в чем он не принесет никакой пользы.

Зачастую организации, находящиеся на общей системе налогообложения, стараются заключать договоры с контрагентами, являющимися плательщиками НДС. Недобросовестные контрагенты пользуются этим, указывая в договоре заявленную сумму с НДС. И только при получении первичных документов организации узнают, что партнер, с которым заключен контракт, не уплачивает НДС, например, потому что он применяет упрощенную систему налогообложения.

Теперь о применении специальных режимов контрагентом можно будет узнать до заключения контракта. Ранее такое подтверждение возможно было получить только у самого контрагента, так как ФНС подобных данных не предоставляет.

Обратите внимание

Обратите внимание: порядок внесения изменений в опубликованные данные пока не установлен. Будем надеяться, что реакция на содержащиеся в картотеке ошибки будет быстрой и своевременной

Подтвердить применение УСН до появления нового сервиса мог только сам контрагент, направив письменный запрос в налоговый орган по месту своего учета и в ответ получив информационное письмо о подтверждении применения «упрощенки».

Теперь компания может узнать, какую систему налогообложения применяет будущий деловой партнер.

А вот иной пример. Проверка средней численности сотрудников поможет определить, действительно ли компания сможет осуществить работы, услуги, заказанные вашей организацией. Однако этот показатель субъективен: работники могут быть в текущем году уволены, а данные, размещенные на сервисе, как отмечалось выше, опубликованы на прошлый год.