Содержание
- Смена лидеров
- В ожидании учебного года
- Вадим Шаповалов, CEO сервиса для поиска работы и сотрудников «Работа.ру»:
- Сегменты рынка
- Школьники и профессии
- Аналитики ожидают экспорта российского EdTech, который даст новый толчок для роста
- BusinessWeek
- Запрыгнуть в цифровой поезд
- Классические онлайн-школы: ученики есть, денег нет
- Государство и экспорт российского EdTech
- Эволюция MBA
- Результаты исследования
Смена лидеров
Новый рейтинг с выручкой почти ₽1,8 млрд впервые возглавил представитель сегмента бизнес-образования «Like Центр». По сравнению с прошлым годом компания выросла в шесть раз.
«Только за второй квартал 2021 года наши образовательные программы и мероприятия привлекли 91,4 тыс. новых учеников», — говорит Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра». Аномальные всплески по объему продаж связаны с несколькими факторами. Например, в июне прошел запуск реалити-проекта «Внутренняя кухня», в котором более 40 тыс. предпринимателей следили за жизнью «Like Центра» в закрытом инстаграм-аккаунте, — проект привлек новых студентов. По словам основателя компании Аяза Шабутдинова, в планах до конца года — закрытие крупного раунда инвестиций, а на 2023–24 годы запланирован выход на IPO.
Экономика образования
Спортивный интерес: как соревновательная система мотивирует партнеров
Однако следует отметить, что частично взлет «Like Центра» в рейтинге на первую строчку произошел по техническим причинам, ведь один из главных лидеров — онлайн-школа Skyeng — теперь представлен несколькими проектами. Детское направление Skysmart и онлайн-университет навыков и профессий Skypro выделились в отдельные компании и заняли собственные строчки. Во втором квартале 2021 года все три проекта в сумме заработали более ₽2 млрд и могли бы занять первое место в топ-100.
Также изменился лидер и по темпам роста — место МШУ «Сколково», которая показала значительный прирост в первом квартале 2021 года, заняла онлайн-школа программирования для детей Kodland. Она увеличила выручку в девять раз — до ₽165 млн по отношению к тому же периоду 2020 года. Компания обнаружила большой запрос на курсы, связанные с творчеством — цифровой иллюстрацией, фотографией, видео, и запустила новые программы, посвященные блогингу. «Сейчас творческие направления выбирает каждый пятый ученик, что дает нам около 20% оборота», — отмечает Александр Носулич, глава Kodland. Кроме того, во втором квартале школа расширила возрастные границы курсов и запустила специальные продукты для детей 6–7 лет.
В ожидании учебного года
Чуть менее успешно квартал завершили онлайн-школы, которые специализируются на обучении школьным предметам и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Их выручка составила ₽3,2 млрд, а самым крупным проектом стала компания «Учи.ру» с ₽850 млн.
Во втором квартале компания совершила три собственные инвестиционные сделки. В июне купила образовательный сайт «Ваш урок» и долю 15% в сети офлайн-школ программирования «КодКласс». По словам Натальи Царевской-Дякиной, генерального директора EdTech-акселератора Ed2, первая сделка нужна для увеличения аудитории, вторая — для развития других направлений бизнеса. Кроме того, во втором квартале «Учи.ру» объявила о том, что стала совладельцем онлайн-школы TutorOnline (8,7%), которая с марта 2011 года оказывает услуги индивидуального репетиторства, в том числе по основным предметам школьной программы и иностранным языкам. TutorOnline занимает 29-ю строчку топ-100 российских EdTech-компаний.
«Скоро небольшие компании без выигрышной стратегии сойдут с марафона конкуренции, — прогнозирует директор по развитию TutorOnline Сергей Лапуть. — Дорога проложена крупным корпорациям, проектам со сложной технической составляющей и сильным контент-маркетингом, так как они могут потягаться с большими бюджетами других компаний и сохранить прибыльную юнит-экономику».
«Даже самые крупные сделки второго квартала прошли совсем незамеченными, между тем на рынке российского EdTech произошло событие, которое положит начало новому витку развития рынка: крупная EdTech-компания начала скупать более молодые и меньшие по объему проекты», — комментирует сделки «Учи.ру» Наталья Царевская-Дякина. — Это говорит о еще более зрелой фазе рынка, и есть надежда, что «Учи.ру» показала серьезный пример остальным игрокам, когда, добившись максимального успеха в своей нише, компания начинает расширяться через инвестиции в других игроков».
Экономика образования
Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках
Главным конкурентом «Учи.ру» стал SkySmart, впервые вошедший в рейтинг в этом квартале: компания заработала лишь немногим меньше — ₽725 млн (без учета edu.skysmart.ru — совместного проекта с ИД «Просвещение», который принес примерно такую же выручку). По словам Александра Ларьяновского, управляющего партнера Skyeng, это вполне закономерный итог, ведь детское направление уже несколько лет кратно растет быстрее обучения взрослых английскому языку, которым занимается Skyeng.
На 73% относительно предыдущего года выросла школа «Фоксфорд». «За второй квартал 2021 года произошло несколько важных для развития продукта изменений. Во-первых, мы выстроили академический блок. Во-вторых, укомплектовали команду видеопродакшена полного цикла, — рассказывает Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Глобально внутри отдела два направления: одно решает маркетинговые задачи и отвечает за видео на YouTube и для SMM, а производственные группы внутри второго направления создают образовательные курсы для продуктовой линейки «Фоксфорда» и проморолики для маркетинговых и бренд-коммуникаций. В-третьих, в рамках второго квартала мы активно готовились и продолжаем готовиться к новому учебному году».
Тем не менее большинство компаний сегмента образования для детей отметили, что выручка за второй квартал оказалась ожидаемо низкой, ведь учебный год завершен, и сейчас они готовятся к новому.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса для поиска работы и сотрудников «Работа.ру»:
Новые способы обучения уже сместили акценты в сторону самообразования и онлайн-образования. Наше общество становится более гибким, работодатели ценят актуальность знаний и конкретные навыки — и этот тренд стремительно набирает скорость.
Онлайн-обучение пока подходит для относительно небольшой части профессий, например digital-сферы: UX-/UI-дизайна, ИТ, digital-маркетинга. Но этот набор постоянно расширяется благодаря новому образовательному контенту.
В этом году на желание людей найти новые виды деятельности сильно повлиял локдаун и возросшая актуальность удаленного обучения и работы. Сейчас набирают популярность форматы, когда человек прошел онлайн-обучение, нашел сферу, где требуются конкретно эти навыки, и начал применять полученные знания на новой работе. Наше июньское исследование показало, что 46% респондентов хотели бы снова начать учиться, чтобы освоить новую профессию. Постоянное совершенствование глубины знаний, получение новых навыков и изучение новых смежных областей будут одними из ключевых преимуществ человека будущего.
Экономика образования
Глава «Работы.ру» Вадим Шаповалов — о пяти новых трендах на рынке труда
Сегменты рынка
Рынок онлайн бизнес-образования можно поделить на три категории:
- Крупные школы для топ-руководителей MBA и EMBA;
- Курсы для предпринимателей;
- Тренинги и курсы для менеджмента среднего уровня.
Школы для топ-руководителей занимают самый большой сегмент рынка — 47%. К ним относятся «Школа Бизнеса «Синергия» с проектом Synergy.Online и бизнес-школа СКОЛКОВО. Общая выручка СКОЛКОВО от онлайн бизнес-программ за 2020 год составила более 500 млн руб., что в 248 раз превысило уровень дохода за 2019 год.
«Когда еще до пандемии мы начали движение в онлайн, рассчитывали на совершенно новый для себя рынок и исходили из того, что пересечение аудитории онлайн- и офлайн-продуктов не превысит 5%, — говорит Ирина Шашкина, директор по онлайн-программам Московской школы управления СКОЛКОВО. — Пандемия в разы его увеличила, и сейчас оно составляет уже 15-20%. То есть в онлайне мы видим до 80% новых людей, а оставшиеся 20% — это те наши клиенты, которые предпочитали офлайн, но все-таки перешли на онлайн под воздействием пандемии».
На втором месте по распространенности внутри сегмента стоят курсы для middle-менеджмента — 33% рынка. Сюда входят такие компании как Skillbox, GeekBrains и «Яндекс.Практикум».
Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox, считает, что общая доля бизнес-школ составляет не более 10% от всего рынка онлайн-образования. Он связывает общую динамику роста с вынужденными обстоятельствами, вызванными пандемией коронавируса. Дмитрий называет переход бизнес-образования в онлайн главным трендом на ближайший год, но считает его сложной задачей, поскольку к этому пока не готовы ни аудитория, ни образовательные индустрии:
«Пандемия негативно влияет на рынок бизнес-образования, поскольку настроение потребителя этого продукта — не пробовать новые форматы, а поставить на паузу этот вид обучения до момента, когда ситуация будет более стабильной. Правила игры сейчас непрозрачны, и это многих останавливает. При этом для самих образовательных институций онлайн дает доступ к новым аудиториям».
Экономика образования
Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас хотеть развиваться»
Последнюю долю рынка занимают курсы для предпринимателей с сегментом в 20%. Сюда входят образовательная компания Like Центр и акселератор онлайн-школ Accel.
«Этот рынок и дальше будет эволюционировать, все больше уходя от «говорящих голов» к форматам сообществ, смешанного обучения и выстраивания долгосрочных траекторий профессионального развития каждого обучающегося, — добавляет Алексей Соловьев. — В дополнительных сервисах образовательных услуг и персонализации образовательного пути на всей продолжительности жизненного цикла профессионала или бизнесмена скрыт потенциал этого сегмента рынка онлайн-образования».
Школьники и профессии
Среди компаний, закрывших квартал с минусом по отношению к I кварталу 2020 года, представлены все направления EdTech, кроме цифровых профессий и школьного образования. В сумме компании второго сегмента — а это почти треть участников рейтинга — заработали более ₽3,5 млрд. Самым крупным из них стала онлайн-школа для детей и подростков Skysmart: в марте 2021 года Skyeng запустила в Skysmart несколько новых предметов — теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.
Впрочем, наибольший рост среди всех сегментов показали компании, обучающие цифровых профессиям. Они увеличили общую сумму на 148,07% с ₽1,3 млрд в I квартале 2020 года до 3,1 млрд в 2021 году. Направление представляет всего девять онлайн-школ, состав которых практически не меняется. Крупнейшими игроками по-прежнему остаются Skillbox, «Нетология» и Geekbrains.
«Нетология» опустилась в рейтинге лишь по техническим причинам: школьное направление под брендом «Фоксфорд» окончательно выделилось в отдельную компанию и заняло отдельную строчку (как и Edmarket, входящий в холдинг TalentTech).
«Выручка оказалась прогнозируемой, уже несколько лет подряд мы видим некоторый «отскок» после сезона больших покупок — IV квартала. Это ситуация, связанная с типичным поведением человека в канун больших распродаж и праздников», — отметили в SkillFactory.
Аналитики ожидают экспорта российского EdTech, который даст новый толчок для роста
Кроме того, подытоживая результаты весеннего локдауна, компании говорят, что он оказал не такое большое влияние на рынок, как принято считать
EdTech и без того показывал стабильный рост, а пандемия стала еще одним триггером, чтобы обратить на него внимание
«Если оглядываться на карантин, то, по нашему мнению, он не сильно повлиял на рынок EdTech в целом, — считает Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп». — С одной стороны, в онлайн-обучение пришла огромная аудитория, но она потребляла в основном бесплатный контент, поэтому платежеспособность пользователей в среднем осталась на том же уровне. Эти два фактора компенсировали друг друга».
Наталья Царевская, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2:
«Второй квартал был показателен массовой истерией, когда не было понятно, как дальше будет развиваться ситуация с карантином. Действительно, вверх пошли показатели взрослого ДПО (дополнительного профессионального образования. — РБК Тренды). Выручку сегменту сделали «белые воротнички», которые и раньше были потенциальными клиентами онлайн-школ, просто именно во втором квартале совокупность факторов довела их до кнопки «купить» на сайте.
Что касается школьного образования, я считаю, что «усталость от удаленки» — временное явление. То состояние неконструктивной истерии, в которую пришли родители после двух месяцев обучения детей в онлайне, связано в первую очередь не с технологиями и даже не с образованием. А с тем, что основная функция школы — это социальная передержка, камера хранения ребенка, пока взрослый занимается самореализацией в любом доступном ему понимании. Весна 2020-го запомнилась нам многочисленными петициями на самый верх о низком качестве и вреде дистанционного образования, но мало кто готов признаться, что это не усталость от «удаленки», а неумение управлять своими родительскими ресурсами, которых обычно не хватает одновременно на работу и контроль за учебой детей. За время карантина школьное онлайн-образование получило огромную базу новых подписчиков. Около 20% останутся как платящие пользователи.
В релевантных друг другу нишах уже идет консолидация небольших игроков. К концу года можно ожидать несколько объявлений. У компаний с оборотом в пределах 200 млн руб. и, как правило, нишевого направления, нет возможности так много платить за маркетинг и рекламу, как могут себе позволить крупные игроки, перекричать их становится все сложнее».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
BusinessWeek
Журнал BusinessWeek оценивает бизнес-школы приблизительно по десяти разным параметрам и выводит среднее значение по ним. Приоритетные критерии оценки таковы:
- Средняя начальная зарплата выпускников
- Доля выпускников, нашедших работу в течение трех месяцев после выпуска
- Доля выпускников, которым была предложена работа сразу по окончании бизнес-школы
- Соотношение числа вакансий компаний-работодателей, обратившихся в школу, и числа выпускников
- Состав студентов, поступивших на пр ограммы full-time MBA (анализируется по трем показателям: средней оценке по GMAT, среднему арифметическому всех оценок студента во время получения первого высшего образования, проценту поступивших абитуриентов)
- Репутация школы по результатам специального опроса выпускников и работодателей
BusinessWeek общается напрямую с «клиентами» бизнес-школы — с ее выпускниками
и компаниями-работодателями — и публикует свои рейтинги каждые два года. Общее правило проведения исследований — один опрос по каждой компании. Издание не учитывает произвольную статистику вроде общего балла GMAT, уровня заработной платы и т.д.
Рейтинг BusinessWeek — пионер масштабных рейтингов. В 2004 году, по данным этого
издания, лидировал , за ним следовали и . Лидеры программ вне пределов США — , и . Такие результаты оказались довольно неожиданными. Сотрудники BusinessWeek репортер Кейт Хейзелвуд и редактор отдела МВА Дженнифер Мерритт говорят, что в этом году на рейтинги очень повлияли компании-работодатели. Те школы, которые, по их словам, давали лучшие навыки
soft skills, получили максимальные оценки. Самое быстрое движение вверх по строчкам рейтинга было отмечено у американской бизнес-школы Purdue. Чуть медленнее оказались , , и .
Все школы, известные высокой технической оснащенностью и интенсивностью программ, получили одинаково высокие оценки как со стороны работодателей, так и со стороны слушателей.
Запрыгнуть в цифровой поезд
Самую крупную долю рынка по объему выручки, как и в начале года, представляет бизнес, обучающий цифровым профессиям и ИТ. Всего этот сегмент заработал ₽4 млрд, а лидером стал Skillbox, который во втором квартале 2021 года запустил около 100 курсов в направлении ДПО по дизайну, программированию, маркетингу и так далее, а также пять программ высшего образования.
В сумме большая часть выручки сегмента приходится на Skillbox и GeekBrains, входящие в состав Mail.ru Group, а также «Яндекс.Практикум». Рынок продолжает консолидироваться между двумя корпорациями, и хотя запускать новые проекты в сфере обучения цифровым профессиям становится все сложнее, в рейтинг вошли несколько удачных примеров. В 2021 году начал работу онлайн-университет зерокодинга ZeroCoder и с ходу занял 77-ю строчку. Также рынок онлайн-образования взбодрило появление Skypro от гиганта Skyeng, где студенты могут бесплатно освоить ИТ-профессию.
По словам Ирины Семенок, последнее обстоятельство сподвигло остальных крупных игроков более четко проработать свое позиционирование: «Проекты Mail.ru (Skillbox, Geekbrains) стали увеличивать свое присутствие на ТВ и в офлайн-каналах (аудиореклама в магазинах, билборды). Все ищут способы привлекать новую аудиторию, а большие бюджеты в прошлом году прилично вырастили стоимость закупки в digital-каналах».
«Сегодня рекламный рынок образовательных услуг крайне перегрет, лишь крупные игроки могут себе позволить полноценно использовать все каналы привлечения, — отмечает Павел Астафуров, директор по маркетингу SkillFactory. — Данная тенденция приведет к резкому сокращению количества активных игроков (им просто не на что будет закупать трафик) на рынке. Скорее всего, это приведет к ухудшению качества образовательного продукта у маленьких проектов (львиная часть расходов пойдет на маркетинговые цели), и рынок окончательно сформирует органический барьер для входа новых игроков».
Пока же новые игроки появляются и также думают о диверсификации бизнеса. «Меньше чем за два года нам удалось построить крупнейшую онлайн-школу, занимающуюся геймдев-образованием: мы учим делать игры, — говорит Павел Мосейкин, сооснователь, генеральный директор XYZ School. — А во втором квартале мы решили двигаться дальше и взялись за такую большую область, как дизайн, и уже выпустили курс по моушен-дизайну. Сейчас мы видим, что наступил новый этап развития онлайн-школ — этап системного подхода и навык работы в растущем рынке. Быстрые взлеты не гарантируют удержание стабильности выручки».
Индустрия 4.0
Люди, которые создают игры: десять лучших книг об истории геймдизайна
Классические онлайн-школы: ученики есть, денег нет
А вот у специализированных онлайн-школ, особенно тех, что ориентировались на рынок корпоративного обучения, дела обстоят хуже. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР» (бухгалтерия), количество учеников у них во время карантина даже увеличилось, однако компания потеряла в среднем чеке из-за скидок, и как итог — в выручке (минус 17,5% относительно первого квартала).
«Покупательная способность физических и юридических лиц сильно снизилась, — признает также Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы, учебного центра СКБ Контур. — Компании перестают выделять средства на обучение своих сотрудников, а согласованные ранее бюджеты перераспределяются на средства по борьбе с коронавирусом (антисептики, маски, перчатки и т.д.). По нашим оценкам, в третьем квартале мы недополучили более 14 млн руб. Это новая реальность, и мы стараемся к ней адаптироваться».
Потери несут компании, обучающие независимым офлайновым профессиям. Так, Всеволод Бельченко, директор Sikorsky Academy, крупнейшей онлайн-школы по обучению парикмахеров и бьюти-мастеров, оценивает свои потери на карантине в 24 млн руб.
«Профессии бьюти-мастеров в текущей ситуации востребованы, — говорит он. — Но поведение потребителей остается осторожным из-за опасений второго карантина и общего ощущения нестабильности. Клиенты не готовы покупать курсы заранее, если раньше глубина продаж составляла пять-шесть месяцев, то сейчас — не более двух недель. В июне-июле мы видели большой отложенный спрос, однако он не покрыл потери апреля-мая. Мы прогнозируем выручку на уровне 80% от прошлого года».
Государство и экспорт российского EdTech
Наталья Царевская-Дякина отмечает возросший интерес государства к сегменту частного образования. Второй квартал ознаменовался принятием в последнем чтении закона «О просветительской деятельности», который однозначно повлияет на весь рынок целиком.
Также она говорит о громкой покупке ИД «Просвещение», которое теперь на 25% принадлежит «Сберу», РФПИ и ВЭБ и было приобретено с целью масштабной цифровизации базового школьного образования и появления новых технологий и услуг.
«Сложно сейчас оценить всю совокупность активностей и заявлений регулятора и окологосударственных структур на рынке образования, но с усилением влияния государства на EdTech мы точно столкнемся», — резюмирует эксперт.
«Повышение внимания государства к сфере онлайн-образования — это заметный тренд, — считает Ольга Хасякова, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Закон о просветительской деятельности — одно из проявлений такого внимания. С одной стороны, любое ужесточение правил игры воспринимается с тревогой, с другой — мы же все-таки говорим об образовании, тем более школьном. Это, по сути, основа государства
И тут важно, чтобы все игроки рынка понимали те самые правила и соблюдали их»
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:
-
Во втором квартале 2021-го однозначно были важные сделки. Во-первых, это мегараунд GetCourse, одной из старейших платформ на рынке. Winter Capital купил долю в GetCourse за $50 млн. Кроме того, фонды, которые никогда особенно не проявляли интерес к EdTech, начали в него активно инвестировать.
-
Однако ключевой тренд на данный момент — это экспорт российского EdTech. Компании с российскими корнями имеют международную выручку и неплохо развиваются за рубежом.
-
Еще одна тенденция: теперь уже крупные игроки, которые сами раньше были стартапами, выступают стратегическими инвесторами. Например, сервис Skillbox купил долю в школе английского языка «КЭСПА» за ₽100 млн.
-
Очень интересный тренд — «китайский маневр» — это образец всему миру и нам в том числе. Если какие-то решения будут приниматься, есть вероятность, что в их основу может быть положен китайский опыт, но это добавляет дополнительные риски инвесторам в этом сегменте.
-
Сейчас образование выходит в смешанные форматы — онлайн плюс офлайн. Maximum Education давно в таком формате работала, но это явление становится более заметным. Иллюстрация этого момента: стойки Skillbox и заявление об открытии 150 кампусов «Like Центра».
Дина Каракаш, управляющая портфелем ФРИИ:
На фоне затухающего интереса рынĸа ĸ срочной смене профессии, подогретой аудитории, отĸрытости иностранного рынĸа ĸ удаленным решениям, механиĸ работы с аномальными нагрузĸами и избыточного объема финансовых ресурсов, ĸомпании сейчас имеют больше простора для тестирования гипотез и поисĸа свободных ниш. Это то, что мы и наблюдали во втором ĸвартале 2021 года.
Расширяется география, тестируются новые продуĸтовые ниши, бизнес-модели и так далее. Хорошим примером таĸой динамичной работы во втором ĸвартале могут послужить SkySmart и «Like Центр». Огромным шоĸом для рынĸа стали изменения и неопределенность в регулировании дополнительного образования (tutoring) в Китае. По данным Holon IQ, именно EdTech в Китае поĸазывал реĸордные значения по сумме привлеченных венчурных инвестиций с 2015 года, но не по ĸоличеству сделоĸ.
Первое полугодие 2021 года впервые ознаменовалось низĸой аĸтивностью в сеĸторе и падением котировок ĸомпаний, занимающихся дополнительным образованием. Достаточно взглянуть на фееричный обвал стоимости аĸций TAL Education Group. В это же время Европа и США демонстрируют новые реĸорды по сумме привлеченных инвестиций в EdTech, в том числе за счет мегараундов ($100 млн и выше). Продолжают расти средний чеĸ сделоĸ в сегменте и ĸоличество единорогов. По предварительным оценĸам, за последний ĸвартал в EdTech появилось семь новых единорогов. Всего их теперь 74 штуки, с 2010 года они собрали 107 мегараундов, из ĸоторых 53 пришлось на последние 18 месяцев.
Рейтинг составлен при поддержке компаний «Яндекс.Практикум», «Контур.школа», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Актион-МЦФЭР», Alpina Digital, «Государство детей», Skillbox, XYZ, «ИнтернетУрок».
Эволюция MBA
Долгое время степень магистра делового администрирования считалась маркером самых успешных CEO — по крайней мере на Западе. Если почти половина топов из рейтинга Fortune 500 обладает степенью MBA, то нужно непременно повторить их путь, иначе не добиться успеха. За рубежом работодатели действительно чаще отдавали предпочтение выпускникам бизнес-школ: им предлагали более высокую зарплату и перспективные должности. В России формата MBA долгое время просто не существовало. И хотя число бизнес-курсов со временем возросло, традиция пока еще не сформировалась. В результате сегодня только 60% работодателей считают диплом MBA конкурентным преимуществом кандидата.
Часто компании не выгодно развивать бизнес-мышление у сотрудника — есть риск, что специалист радикально изменит карьерную траекторию, отрасль или запустит свое дело. И опасения подтверждает статистика: в среднем около 70% слушателей курсов MBA меняют работу после получения степени. Они видят новые пути решения проблем — часто непривычные и нестандартные. Для консервативной компании это скорее риск, а для корпорации, которая стоит на пороге цифровой (и любой другой) трансформации, это скорее преимущество.
Результаты исследования
Исследование Smart Ranking рассматривает сегмент частного бизнес-образования в России. В рамках него составлены два рейтинга: за 2019 и 2020 годы. Это первая попытка обобщенно посмотреть на развивающуюся отрасль и определить лидеров рынка через финансовые показатели.
До недавних пор отечественные бизнес-школы существовали предпочтительно в офлайн формате и, по словам авторов исследования, начали полноценно формироваться как онлайн-рынок только в 2020 году. Направление начинает развиваться, и одна из идей создателей рейтинга — обозначить границы этого сегмента и упорядочить сложившиеся тенденции.