Как делать деньги на кино

Где и как брать фильмы для проката

Реестр прокатных удостоверений

Все кинотеатры, демонстрирующие фильмы обязаны зарегистрироваться в Единой системе данных о показе фильмов (ЕАИС) и передавать в нее данные о проданных билетах. Администрация за свой счет приобретает компьютер, программно-аппаратное обеспечение, позволяющее автоматизировать продажу билетов и передачу информации в систему.

Нормативные документы:

Кинопрокатчики России

  • Централ Партнершип;
  • Двадцатый век Фокс СНГ;
  • Каро Премьер;
  • Наше кино;
  • Каропрокат;
  • Парадиз;
  • Вольга.

Из иностранных компаний впереди всех Wait Disney Sony Pictures Releasing — американское кино занимает почти 30 % рынка. Это абсолютный лидер по количеству выведенных на экраны кинотеатров российских и зарубежных фильмов, а также по объему сборов. Ключевой игрок по российским лентам — «Централ Партнершип», чуть ниже по рейтингу «Каропрокат».

Какие фильмы смотрят

Из всех жанров наибольшей популярностью у зрителей пользуются картины фэнтэзи (больше 30 %) и мультипликация (23 %). Деление достаточно условное, потому что жанры переплетаются. Всегда популярны мелодрама, триллеры и комедии. Смотрят и зарубежное и российское кино (32 %). При выборе приоритет отдается тематике и жанру (33 % зрителей), определяет сюжет (около 18 %), любимые актеры (17 %). Меньше 10 % людей ориентируется исключительно на страну производства.

Надо сказать, что владельцы кинотеатров мало способны повлиять на репертуар. Им приходится выбирать из контента, который предлагают кинокомпании-дистрибьюторы. Каждый сезон выходит 7-8 фильмов с разным рейтингом и близкими премьерными датами. В этом отношении значительно проще тем, кто имеет 2-3 зала. Они получают возможность показывать сразу несколько новых фильмов.

Лицензионный договор на прокат

Регистрацию фильма в реестре и оформление прокатного удостоверения осуществляют правообладатели: продюссер, режиссер, сценарист, киностудия. Но чаще всего они передают права на него какому-нибудь дистрибьютору. Владельцы кинотеатров заключают с правообладателем лицензионное соглашение на показ картины в течение определенного срока и получают нотариально удостоверенную копию прокатного удостоверения (своего рода договор аренды).

Демонстрация пиратских копий в кинотеатре чревата наказанием по ст. 7.12 КоАП, что влечет наложение штрафа на физических лиц до 2-х тыс., а на юридических лиц — до 40 тыс. рублей. Кроме того ленты и оборудование могут конфисковать. Большие потери кинотеатр может понести в результате судебного иска обладателей права на фильм: возмещение убытков, штраф. Здесь суммы исчисляются иногда в миллионах.

Цены за право показа фильма

За показ в кинотеатре премьерной картины владелец должен выложит 50 % от кассовых сборов. Что касается старых фильмов, то стоимость лицензии, как иногда говорят (правильнее лицензионного договора) варьируется в очень широких пределах. Все зависит от популярности картины.

Стоимость большинства лицензий составляет примерно 10–15 тыс. рублей за 6 месяцев прокат. Если фильм кассовый, она доходит до 100 тыс. рублей. На относительно новые ленты цены располагаются в диапазоне 50–250 тыс. руб. Как правило, цифры не публикуются в открытом доступе, их можно узнать непосредственно по запросу у правообладателя.

Постановочным видео никто не верит

Киностудии снимают разные ролики, например мы занимаемся эйчар-визуализацией. Это видео, которые помогают формировать образ компании и привлекать молодых специалистов. Для таких видео нужно тесно работать с эйчарами и психологами: эйчары говорят, каких сотрудников ищут, а психологи — как этих людей зацепить.

Работа над роликом начинается со встречи и обсуждения бюджета, формата, задачи видео. После подписываем соглашение о конфиденциальности, и нам передают внутренние материалы: положения, инструкции и всё, что может помочь написать сценарий.

Обсуждаем будущее видео с психологом: нужно понять, как зацепить людей, которых ищет компания. Например, люди не верят, когда им показывают идеально чистое рабочее место, не любят постановочные видео, зато всегда цепляет, если есть какие-то детали — это могут быть предметы вроде кружки, ручки, цветов.

После формируем задание для творческой группы: обсуждаем, какой ролик нужен, как он должен воздействовать на зрителей, какой посыл передавать. В группу входят режиссер, звукорежиссер, оператор, продюсер, анимационные и графические дизайнеры, сценарист, актеры и другие участники команды.

В съемках видеоролика могут участвовать от пяти до сорока человека — зависит от формата видео, бюджета, места съемки

Три-четыре сценариста пишут несколько синопсисов — кратких текстов в один-два абзаца. Клиент смотрит синопсисы и решает, что нравится, а что нет. По выбранному синопсису создают один-два сценария, затем выбирают один.

По утвержденному сценарию снимается ролик, он может быть с участием актеров и без них, сниматься в разных локациях, содержать анимацию.

Ролик показываем клиенту и обсуждаем доработки. Если замечания разумные и не связаны со вкусовщиной, вносим их. А если клиент просит сделать то, что в итоге испортит работу, мы аргументированно объясняем, почему так делать нельзя. Бывает, что клиент недоволен работой, — тогда мы сверяем видеоряд со сценарием. А еще для таких ситуаций всегда прикрепляем сценарий к договору как приложение.

Бывает, что клиент недоволен работой, тогда нужно сверить видеоряд со сценарием. А для таких ситуаций — всегда прикреплять сценарий к договору как приложение

Стоит производство такого видео от пятидесяти тысяч рублей до трех миллионов рублей. Всё зависит от того, где видео будут транслировать: ролики для показа в компаниях, на выставках и конференциях стоят дешевле, средняя цена у роликов для интернета, самые дорогие — для телевидения.

Регистрация бизнеса и коды деятельности

Официальное оформление кинотеатра не имеет каких-то особенностей по сравнению с другими видами бизнеса. В ФНС подается заявление о регистрации ИП или ООО, код вида деятельности выбирается из справочника ОК 029-2014 (КДЕК Ред.2):

59.14 — деятельность в сфере демонстрации кинофильмов (видеороликов) в кинотеатрах, на открытых площадках и в прочих местах (кафе, бары, транспорт). 

Если на территории кинотеатра будет кафе, магазинчик по розничной продаже сувениров, дисков, соответственно, к основным видам деятельности нужно будет добавить дополнительные. Наиболее выгодная форма налогообложения — «упрощенка», или УСН.

Нужно помнить о некоторых нюансах: продажа билетов не облагается НДС, в отличие от деятельности общепита и розничной торговли. Следовательно, нужно будет вести раздельный учет. Кроме того, два последних вида во многих регионах подпадают под ЕНВД. Однако в этом случае нужно четко разделить площадь помещения, чтобы можно было рассчитать физические показатели для кафе и магазина (площадь).

Сколько длится «производственный ад»?

Второй этап – продакшн или непосредственно съемочный период фильма. Участвующих много, и каждый делает свою работу. Если какой-то отдел не справляется, то режиссер должен внести правки, чтобы вся команда работала как единое целое.

Съемка фильма осуществляется по заранее оговоренному графику, что прописано в календарно-постановочном плане

Это второй по важности документ после сценария, в котором четко указано, сколько времени нужно, чтобы снять фильм. График должен соблюдаться поминутно

В противном случае это сильно повлияет на сроки и финансы.

Производственный ад – это ситуация, при которой процесс создания фильма затягивается на годы. Первоначально этот термин возник в Голливуде, где кинематографисты первыми столкнулись с такими проблемами в серьезных масштабах. Для длительных задержек может быть несколько причин. Самая распространенная и печальная – это человеческий фактор; поэтому график съемки фильма требует четкой координации обязанностей. Но когда конфликты, проблемы и другие осложняющие факторы затрагивают более или менее ключевых людей (режиссеров, сценаристов, продюсеров, ведущих актеров и инвесторов), ситуация становится опасной.

Иногда, независимо от того, как долго снимают фильм, результат получается печальным. Например, авторы фильма «Одинокий Рейнджер» (2013) ожидали успеха от картины. Но в действительности продакшн превратился в катастрофу и оглушительный провал кассовых сборов. Работа над фильмом началась в начале 2000-х годов. Менялись сценаристы и режиссеры, возникла путаница с правами, а завышенный бюджет вызвал недоумение у продюсеров.

Фильм «Клеопатра» (1963) по праву называют не только одной из крупнейших картин в истории, но и одной из самых масштабных катастроф в киноиндустрии. Значительная часть невероятного бюджета была потрачена впустую. К примеру, декорации, построенные в Великобритании, были попросту заброшены и никогда не использовались. Из-за постоянных организационных проблем съемки продолжались три года, и после их завершения режиссеры признали результат «неинтересным, любительским и второсортным». В результате 20th Century Fox почти обанкротились.

Кристина Ефременко

кинотеатр «Звезда» сети «Москино»

Чтобы собрать программу архивного кино, нужно найти правообладателя, договориться о стоимости прав. Если это премьерный показ, нужно сделать субтитры, подготовить копию, организовать пиар — в общем, выполнить максимум, чтобы аудитория узнала о показе и пришла. У меня нет опыта эффективного заработка, но точно могу сказать, что при определенных усилиях и стечении обстоятельств можно сделать программу и не уйти в ноль. Разовый показ уникального или редкого фильма может окупиться при очень хорошей рекламе и большом проданном зале. Если говорить о «Звезде», то с его 60 местами все уникальные показы — благотворительность во имя искусства. С другой стороны, где, как не в камерном зале, показывать по-настоящему редкие вещи?

Озвучивание и дубляж

Для начала нужно отметить, что есть разница между озвучиванием и дубляжом. Озвучивание, или озвучка, — это когда три актёра бубнят за кадром (двое мужчин с разным тембром голоса и одна женщина). Это делается быстро, недорого и без проблем. Дубляж — дорогая, сложная, трудоёмкая процедура, над которой трудятся масса актёров и специалистов.

В независимом кинопрокатном секторе картина дублируется, когда ты определился с потенциальным прокатным потенциалом, датой выхода, заплатил за неё и получил материалы. Потом ты платишь студии дубляжа, и она возвращает тебе уже готовую звуковую дорожку. При большом кинопрокатном релизе фильм дублируется всегда. Но если ты купил картину, которая получилась не такой, как ты предполагал, но тебе нужно для проформы сделать релиз и сэкономить, ленту можно озвучить «бубняжом».

Не так давно вышла французская картина «Ив Сен-Лоран» — она была не дублирована, а озвучена. Частенько фильм выходит в «бубняже» в регионах, где публика менее взыскательная.

Есть огромное количество студий, которые делают дубляж и озвучку, например «Мосфильм-Мастер» или «Пифагор». Озвучивание может стоить от 7 до 30 тысяч долларов и больше в зависимости от того, сколько возни с фильмом. Часто студии берут на себя и перевод картины.

Существуют целые кланы актёров, которые занимаются только дубляжом и являются звёздами в своей области. У голливудских фильмов категории А+ к большим звёздам чаще всего прикручен какой-то определённый актёр. Обычно студия дубляжа занимается и переводом, и редактурой, и усадкой диалоговых листов. Режиссёр дубляжа берёт переведённые монтажные листы, смотрит картину, усаживает слова в уста и составляет план: кого бы он хотел видеть в разных ролях, обзванивает артистов и собирает труппу. Всё это происходит под патронажем студии дубляжа. Запись может длиться и один день, и целую неделю.

Съемки фильма начинаются с 5 млн рублей

Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:

80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;

20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.

Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.

Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.

Техническое оборудование «съедает» большую часть бюджета фильма. Количество техники и освещение зависит от места съемки, поэтому часто точный бюджет сложно просчитать заранее

Отдельно закладывают бюджет на маркетинг — обычно он равняется затратам на производство. Потому что можно снять интересный фильм, но если о нем никто не знает, он так и останется в тени. В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета.

Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.

В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета

Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.

Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.

Подбор персонала

Для небольшого кинотеатра потребуется от четырех до шести человек обслуживающего персонала. Люди будут работать посменно: убирать помещение, продавать билеты, размещать зрителей в зале. Также нужен администратор и гардеробщик. Не обойтись кинотеатру без инженера-техника, который будет демонстрировать фильмы.

Команду необходимо подбирать профессиональную, предварительно людей надо подготовить, обучить. Сотрудники обязательно должны быть вежливыми и опытными. График работы администратора – пять дней в неделю, обслуживающего персонала – посменно, с девяти до двадцати четырех часов, два дня через два. На зарплату сотрудникам уходит примерно пятнадцать процентов от оборота.

Как минимизировать потери времени при съемке фильма

Для начала необходимо решить, что вы хотите от своей работы. Если вы собираетесь снимать фильмы исключительно для просмотра дома или в угоду родным и друзьям, это одно. Если вы понимаете, что хотите сделать первый шаг на профессиональном пути, это совсем другое дело.

1. Определите жанр фильма

Первый шаг – это четкое определение жанра фильма и, соответственно, создание сценария. Если вы начинающий режиссер, вряд ли вы можете рассчитывать на услуги профессиональных сценаристов. В этом случае помогут интересные жизненные события или оригинальные идеи. Иногда в повседневной жизни случаются такие ситуации, о которых сценаристы и не мечтали. Так почему бы не написать удивительный сценарий на их основе?

2. Инвестируйте в производство

Также как нельзя сказать наверняка, сколько по времени идет сьемка фильма, невозможно и предсказать бюджет картины до мелочей. Но определенные затраты нужно учитывать с самого начала. Чтобы сделать увлекательный и запоминающийся фильм, вовсе не обязательно быть миллионером, нанимать известных актеров и использовать новейшие технологии. Есть отличные фильмы со смехотворно небольшим бюджетом. Но чтобы свести к минимуму сроки производства, вы должны вложить достаточно денег.

3. Продумайте доступные локации

Улицы, парки, скверы, квартиры ваших друзей – бесплатные места для съемок. Снимать в кафе, отелях и торговых центрах довольно сложно, так как это частные территории, и многое зависит от личного соглашения с администратором/владельцем. Умение вести переговоры – важная черта профессии кинематографиста (по крайней мере, до тех пор, пока у вас появится помощник). Итак, больше общайтесь с разными людьми и включайте их в свои творческие планы.

4. Ваши друзья хорошие люди, но они НЕ актеры

Успех фильма во многом зависит от актеров, поэтому не стоит полагаться на друзей-любителей если есть альтернативы. Во-первых, их задача слишком ответственна, и если они не знают, как играть, фильм получится пресным, независимо от того, сколько времени вы потратили на сценарий. Во-вторых, актеры, которые имеют хоть какой-то опыт, понимают, что такое процесс съемок, и относятся к нему серьезно. Друзья могут нарушить ваши планы просто потому, что они решили поехать в отпуск на выходные, а ваш фильм «может подождать». Из-за провального кастинга съемки могут быть отложены на несколько месяцев. В конце концов, вы можете даже устать от всего этого и не снимете ни одного фильма, а мир никогда не узнает о великом режиссере. А для профессиональных актеров ваш фильм – это работа.

5. Будьте готовы к неожиданным поворотам

Помните, что, скорее всего, все пойдет не так, как вы планировали. Вам нужна солнечная погода, а на улице всю неделю идут дожди. Уже темнеет, а сцена осеннего утра еще не снята. Любопытные прохожие на улице могут подойти к вам и спросить, чем вы тут занимаетесь – прямо в середине 16-го дубля! Не надо отчаиваться. Вскоре у вас всегда будет готовый план Б и способность быстро мыслить в любой ситуации. Все, что вы можете сделать сейчас, это продумать все до мелочей, чтобы быть максимально готовым.

Итак, режиссеру необязательно четко понимать, сколько по времени снимают фильм. Это неоднозначный вопрос, и к нему нужно относиться соответственно. Время производства зависит от большого количества факторов, таких как формат видео, масштаб подготовки и съемочная группа. Процесс может занять несколько недель, месяцев или даже лет, главное – реализовать ваше видение.

Как долго снимают фильм: препродакшн

Препродакшн – это этап подготовки к съемкам. В среднем подготовка художественного фильма займет от 8 до 12 недель. Успех проекта зависит от гармонии команды. Лучше подбирать слаженную группу с опытом совместной работы. Режиссер также может собрать собственную команду

В этом случае важно правильно распределить обязанности в коллективе

Перед написанием сценария необходимо сформулировать идею. Каждая реплика, каждое действие должно иметь смысл и помочь раскрыть персонажей. Данный этап может надолго затянуть процесс производства картины, например, Квентину Тарантино понадобилось 5 лет, чтобы продумать сюжет и сценарий к фильму «Убить Билла».

Также нужно создать раскадровку и подобрать подходящие локации для съемок. Задача режиссера – сделать историю живой и реальной, поэтому все должно выглядеть идеально.

В раскадровке отмечены композиция кадра, угол съемки, освещение, движение камеры и объект. Это план, по которому идет съемка. Благодаря раскадровке уже на подготовительном этапе оператор может понять, получится ли снять кадр с технической точки зрения. Вместе с режиссером он приходит к решению, какие ракурсы подойдут лучше всего.

Пираты

Борьба с пиратством бесполезна в условиях открытого интернета. Либо ты смиряешься с этим, либо радикально перекрываешь абсолютно все источники, как это делают в некоторых странах. Во многих странах этим могут заниматься сами интернет-провайдеры. У нас есть Роскомнадзор.

Как правообладатель ты можешь написать туда обращение о том, что кто-то незаконно крутит твой фильм. Тогда Роскомнадзор попросит заблокировать раздачу, однако интернет-пользователи находят способы обойти блокировку. Также можно написать обращение к руководству сайта, где представлен фильм, например во «ВКонтакте», чтобы они его убрали.

Когда я проводил исследование о том, откуда люди качают фильмы, выяснилось, что девять из десяти опрошенных не скачивают их, а смотрят онлайн, потому что им просто лень делать лишние движения. Мы как видеосервис делаем этот процесс удобным — так, чтобы человек мог посмотреть картину в хорошем качестве сразу после того, как она прокатилась по кинотеатрам. Наш главный союзник — лень зрителя. Он хочет нажать на кнопочку, и чтобы всё сразу случилось. Время популярности экранных копий прошло — сегодня люди не хотят смотреть фильмы в плохом качестве, поэтому готовы чуть-чуть подождать. К тому же окна между кинорелизом и релизом в интернете становятся всё меньше.

Инфографика: Наталья Осипова

Инвесторы вкладывают в известных режиссеров

Деньги и ресурсы на фильмы ищут по-разному. Это могут быть:

  • личные сбережения;
  • банковские кредиты;
  • деньги инвесторов и государственное финансирование;
  • бартер;
  • скидки на услуги.

Киностудии часто пользуются бартером: различные организации бесплатно предоставляют места для съемок, питание, атрибутику. Для организаций это имиджевая история: они получают билеты на закрытые показы, упоминание в титрах, могут использовать это в рекламе.

Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной.

Еще компании делают скидки на собственные услуги: например, требуется в аренду яхта, оплата посуточно — чтобы не терять клиента-киностудию, фирма может дать бесплатно еще и катер.

Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной

С инвестициями сложнее: обычно вкладывают деньги в киностудии и режиссеров, которые уже известны своими работами. Поэтому чаще киностудии снимают фильмы на личные сбережения и займы, но для них это возможность заявить о себе перед профессиональным сообществом и зрителями.

А пока слава еще не пришла, можно зарабатывать на сопутствующих услугах: озвучивать иностранные фильмы, снимать видео и рекламу, писать сценарии, делать анимацию и вообще любой видеоконтент.

Фонд кино и Министерство культуры опубликовали рейтинг российских фильмов, которые получают государственную поддержку. Если раньше ведомства обозначали только общую сумму госфинансирования, то сейчас можно посмотреть, сколько денег получила та или иная студия на определенные фильмы.

Оборудование для кинотеатра

Если зал предназначался для 4D-аттракционов, то потребуются специальные кресла, которые во время сеанса могут изменять положение, позволяя таким образом погрузиться в мир происходящего на экране. Они могут двигаться из стороны в сторону, может появиться дым, капли дождя, создается иллюзия падения и др.

Для приобретения оборудования для кинотеатра можно обратиться в специальные компании, которые занимаются его производством и продажей. Превосходное качество обеспечивают цифровые проекторы и современные экраны. Также потребуется акустическая система. Для небольшого кинотеатра, где планируется использовать современные технологии, необходимо установить специальное оборудование для демонстрации формата 3D, который пользуется большой популярностью.

Это привлечет зрителей и повысит популярность кинотеатра. К тому же вы сможете приобретать для проката самые новые и кассовые фильмы. Для их демонстрации необходимы особые очки. Также потребуются специальный 3D экран (размерами от двух с половиной до пяти метров), проектор, набор кабелей. Для воспроизведения фильмов в модном формате потребуется кино-сервер, а также звуковое оборудование.

Обязательно оснастить кинозал удобными, комфортабельными креслами с подлокотниками. Производя подбор оборудования для кинотеатра, нельзя экономить на качестве. Обязательно отдавать предпочтение только самым удобным и комфортабельным креслам, высококачественным системам передачи звука, кинопроекторам и др.

Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли

Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно:

обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат;

обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу.

Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться.

Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами.

Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например «Окне в Европу» или Каннском кинофестивале. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию.

Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля: список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок.

Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию

Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди.

Учет продажи билетов ведет система сведений о показах фильмов в кинотеатрах

Остальную прибыль отдадут кинокомпании: обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали.

Когда режиссеры фильма говорят, что сборы в два раза превысили бюджет — это значит, что фильм не стал успешным в прокате, но и не провалился совсем. Чтобы только окупить затраты, надо продать билетов на сумму в пять раз больше, чем ушло на производство и маркетинг. Если сборы меньше, фильм убыточен.

Рентабельность предприятия

Занятие кинобизнесом, несмотря на свою дороговизну, тем не менее приносит ощутимый доход. Средняя рентабельность предприятия – семнадцать процентов. Спустя год после того, как открыть свой кинотеатр с нуля вам удалось, прибыль может составить два миллиона. Потребуется от четырех до пяти лет, чтобы полностью окупить открытие кинотеатра.

Наполняемость залов можно подсчитывать при помощи современных электронных устройств. Например, применяют инфракрасные камеры. Такие меры позволяют отслеживать наполняемость залов. Можно рассчитать доходы, исходя из количества сеансов в день, цены на билет

Нельзя забывать о такой важной части успеха, как правильно поданная реклама. Ярко оформленные объявления в средствах массовой информации, анонсы премьер, баннеры на улицах, афиши у самого кинотеатра

Сыграют свою роль и такие услуги, как продажа и резервирование билетов через интернет-сайт.

Какие кинозалы пользуются спросом

По данным ВШЭ всего в России на начало 2017 года насчитывалось 1407 кинотеатров (4491 кинозал). В статистику включаются только те, для которых показ фильмов является основным видом деятельности. Больше 70 % залов находятся в торгово-развлекательных центрах, и они собирают порядка 75 % всех кассовых сборов.

В стране функционирует около 40 % однозальных кинотеатров, но они малорентабельны и собирают всего лишь 6 % сборов (7 % зрителей). Цена билета в них самая низкая. Безусловно, выгоднее открывать кинотеатр с несколькими залами, при этом наибольшей популярностью пользуется 5–8 зальный тип. Однако больше распространены заведения с 3–4 кинозалами в силу меньших финансовых расходов.

Что касается технического оснащения, то в моде кино со спецэффектами движения (D-Box, 4DX), со стереозвуком (Dolby Atmos 3D, Barco Auro 3D). Пользуются успехом форматы Dolby Atmos и IMAX.

Современные кинотехнологии:

  • D-Box — специальные кресла, синхронизирующие движения с происходящим на экране.
  • Dolby Atmos 3D —многоканальный (имперсивный) звук, распространяется по вертикали и горизонтали. Дает объемную звуковую картину.
  • Barco Auro 3D — такой же объектно-ориентированный звук, как в предыдущем случае, но еще реалистичнее (с 3-х направлений).
  • 4D-X — спецэффекты с дымом, паром, ветром, брызгами дождя.

Обеспеченность кинозалами по стране неравномерная. Если в городах-миллионниках она составляет 5,24 зала на 1 тыс. человек, то в городах с населением 100–250 тысяч цифра снижается до 3,65.

В мегаполисах развивается направление «персонального» кино: это залы виртуальной реальности, где каждый смотрит свой фильм. Меняете очки и выбираете любое кино из тех, что проецируются на экран (до 8 штук!). Это дорогая технология, но в ближайшие годы (5–10 лет) специалисты предрекают уход с рынка проекторов и наступление светодиодных экранов.

Приобретение фильмов для проката

После решения всех организационных вопросов остается самый главный – где брать фильмы для кинотеатра, чтобы они были интересны зрителям. Прежде всего, нужно заключать договор с прокатчиками фильмов. У нас в стране этим занимаются «Централ Парнершип» и «Каро-фильм», которые обладают правами на кинопродукцию.

Заявка подается заранее, так как дистрибьютор располагает ограниченным количеством копий фильма. Срок его демонстрации не может превышать трех месяцев, он оговаривается в договоре. Если упустить момент и не успеть приобрести широко разрекламированный фильм, то можно понести серьезные убытки.

Задумываясь, как открыть свой кинотеатр с нуля, необходимо обязательно учитывать, что пятьдесят процентов выручки от проката фильма будет отчисляться компании-правообладателю. По жанрам фильмы должны быть разнообразными: драмы, комедии, фантастика, мелодрамы, ужасы, боевики. Цены на билеты нужно устанавливать в зависимости от целевой аудитории и уровня ее доходов.

Чем доступнее стоимость, тем охотнее люди будут посещать кинотеатр. В небольшом кинотеатре, демонстрирующем фильмы в формате 3D, билеты будут стоить 150 рублей. Необходимо постоянно отслеживать появление новых кинолент, учитывать интересы зрителей и просчитывать кассовый успех демонстрации того или иного фильма. Поэтому целесообразно устраивать премьерные показы самых популярных кинолент (от пяти до шести в месяц). Обновлять репертуар лучше каждую неделю.

За актуальность нужно платить или суровые реалии

Средняя стоимость билета в кинотеатры СНГ сегодня варьируется от $3 до $50. Что такое «ломка киномана» знает только человек, который с нетерпением отсчитывал дни до выхода последней части «Терминатора» (увы, разочаровал) и не мог дождаться выхода в прокат революционного «Аватара».

Традиционно, до нас все новинки кино доходят с опозданием в неделю. За такими сервисами, как Prima Cinema и Screening Room очень близкое будущее. И если первый вариант – удел ребят с толстыми кошельками, то «бюджетная версия» домашнего кинотеатра Screening Room может вызвать настоящий бум.

Идея аренды за просмотр фильма не нова. Тот же iTunes предлагает вариант ограниченного по времени просмотра за меньшую плату

Вот только фильмы попадают в коллекцию медийного магазина Apple спустя несколько месяцев, когда внимание рядового зрителя уже переключено на новые картины проката

Да, я тоже подумал о Netflix, который так и не смог заинтересовать нашего зрителя. Высокая цена (абстрагируйтесь от вашего собственного дохода), проблемы с русским дубляжем… В общем, всю суть проблемы изложил этот парень:)

https://youtube.com/watch?v=qfLXsRX0B7c

С другой стороны российские сервисы потокового видео сумели договориться с компаниями и также предоставляют доступ к новинкам (уже перешедших в стадию распространения на носителях и в виде цифровых дистрибутивов) на условиях более лояльной подписки. Теперь очередь за переносом кинотеатра в дом.

iPhones.ru

За $500. Мы уже давно привыкли покупать последние альбомы исполнителей в первый же день после релиза. В iTunes с этим все в порядке. С фильмами дела обстоят намного сложнее: сначала картина попадает на закрытый показ, потом – официальная премьера в нескольких, как правило, зарубежных странах. Потом «дитя Голливуда» добирается до проката в странах СНГ и…

Сколько времени уходит на постпродакшн?

Многие видели и знают, как проходят съемки фильмов, но монтаж отснятого материала и работа со спецэффектами остается, так сказать, за кадром. При этом монтаж – один из самых важных (если не самый важный) этапов кинопроизводства. Если вы отличный монтажер, то вы, скорее всего прекрасный режиссер, потому что у монтажеров есть свое видение фильма. Они устанавливают стиль для кадров и сцен, а также создают переходы и эмоции.

Иногда не так важно, сколько снимают фильм, как то, сколько времени тратится на монтаж. Это творческая работа, требующая времени и сил – весь этап постпродакшена занимает почти шести месяцев (исключая задержки в соблюдении сроков)

Все эффекты обсуждаются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. По графику работа со спецэффектами начинается после монтажа или идет параллельно с ним. Все зависит от самого фильма.

После монтажа, картина отправляется колористу. В зависимости от длины материала для коррекции цвета выделяется от 1 до 5 рабочих смен. Режиссер сообщает, в каких цветах он видит фильм, затем колорист начинает работу. Исправляются дефекты, а цветокоррекция визуально преобразует стиль картины. Цвет может полностью изменить визуальное восприятие истории.

После монтажа проект отправляется композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые порождают определенные сцены. Затем фильм полностью озвучивается в студии. В крупных проектах для этого привлекается отдельный специалист. С помощью звуковых эффектов можно подчеркнуть атмосферу картины и ее целостность.

На последнем этапе все компоненты собираются вместе в файл с готовым продуктом. Опыт помогает минимизировать процесс организации и проведения съемок. Поэтому после проделанной работы проводится ее тщательный анализ. Каждый новый проект помогает получить знания и навыки, которые в будущем помогут работать лучше. Вот как снимают фильмы профессиональные студии.