Как оформить путевой лист

Какой штраф за просроченный путевой лист

Форма путевого листа обязательно должна содержать фирменный штамп, серию, номер документа и дату его оформления.

Ниже записывается название компании, адрес, телефонный номер, код ОКПО, а также график работы, коды колонны и бригады. Здесь же указываются марка автобуса, его государственный и гаражный номера.

В следующую строку заносятся данные о шофере: Ф.И.О., его табельный номер, а также реквизиты водительского удостоверения.

Далее нужно вписать вид, серию, номер лицензионной карточки, оформленной на данный автобус.

В первой таблице отмечается время работы автобуса как по плану, так и фактическое, здесь же механик записывает данные по спидометру на начало и конец смены.

Далее указывается вид и марка топлива, остаток горючего при выезде и въезде, заправка, а также применяемые коэффициенты за особые условия работы, и количество сданного ГСМ, если был возврат.

В задании водителю диспетчер записывает наименование заказчика, место подачи автобуса, даты прибытия и убытия, а также количество рейсов, которые он должен сделать и сколько на это затратить времени. Если при выполнении задания происходят какие-то отклонения (например, ДТП), они отражаются в поле «Особые отметки»

В соответствующей строке диспетчер определяет количество литров, которое необходимо заправить.

Все ответственные лица в определенных графах ставят свои подписи, точно так же как и при передаче автобуса друг другу механик и водитель.

Оборотная сторона

С обратной стороны шофер в таблице записывает каждый рейс с указанием адресов, пробегов с пассажирами и без. Эту часть подписывает представитель заказчика с расшифровкой должности и его личных данных. Если при выполнении задания были простои автобуса, то отмечаются их виды, время начала и окончания.

В результатах работы просчитывается расход горючего фактически и по норме, указывается время в наряде и пробег.

В отрывном талоне заполняются номер и дата путевого листа, наименование, адрес, телефон организации-собственника автобуса, его марку, государственный номер. Далее заполняются реквизиты заказчика с указанием должности и Ф.И.О. ответственного лица. Он отмечает в следующей таблице время прибытия и убытия, а также показания спидометра. Эти данные подтверждаются визой этого работника и ставится печать заказчика.

Внизу таксировщик производит расчет стоимости оплаты за оказанные услуги с учетом отработанного времени и пройденных километров, а также действующих тарифом, после чего он подписывает талон и прикладывает его к счету.

Документ путевого следствия должен быть заполнен с обеих сторон. Оборотная сторона бланка предназначена для указания информации о маршруте и заполняется водителем автобуса. На основании этих данные в дальнейшем будет рассчитана оплата труда шофера.

Лицевая сторона бланка содержит основные данные о компании, которая является владельцем автобуса, о сотруднике, который осуществляет вождение и о транспортном средстве.

Начало рабочей смены водителя начинается с выдачи путевого листа диспетчером компании. Он же выдает задание, которое содержит маршрут автобуса и подписывает его. В выданном документе заполняются основные сведения, после чего ставятся подписи механика и водителя в знак того, что первый проверил транспортное средство на наличие неисправностей и передал автобус водителю, а второй принял в эксплуатацию исправно работающее авто.

https://youtube.com/watch?v=bFHmcvvavUg

Еще одной подписью, которая ставится на лицевой стороне бланка путевого следствия, является подпись медицинского специалиста, который должен предварительно проверить здоровье водителя и удостовериться в его хорошем состоянии.

Чтобы потом списать расходы на топливо, в документе ставятся отметки о наличии горючего на начало и конец рабочей смены, а также указывается количество выданного горючего. Отмечаются и показания спидометра, которые были зафиксированы в начале и в конце рабочего дня.

Как производится списание ГСМ без путевых листов

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

Законодательно постановлено хранить путевки не меньше 5-летнего срока. Организации могут повысить период хранения подобной документации, но не сократить. Это первичная документация, потому время ее хранения регламентируются налоговыми органами и законопроектом о бухучете.

Часто возникает вопрос в необходимости ПЛ, сотрудник не числится водителем, не занимается перевозкой грузов либо пассажиров, но пользуется автомобилем фирмы для поездок по рабочим делам. Полагается за это какая-либо ответственность, предусмотрены ли штрафные санкции. Вопрос этот крайне спорный, но судебная практика показывает, что ПЛ в данной ситуации не нужен, т. е. штраф за езду без путевого листа в подобных случаях неправомерен. Но инспекторы часто считают иначе, потому правоту порой приходится доказывать в суде.

  1. Оформляется для каждого ТС, используемого юрлицом или предпринимателем.
  2. Срок оформления составляет не более 1-30 суток.
  3. При посменной деятельности ПЛ оформляется индивидуально на каждого сотрудника.
  4. Обязательно наличие данных об автотранспорте, штамп юрлица, номер бланка.
  5. Прописаны данные о времени выезда.
  6. Штамп о пройденном медосмотре и данные медработника.
  7. В регистрационном журнале обязательно вносится бланк ПЛ.
  8. Хранится данный документ порядка 5 лет.

Если физическое лицо юридически является владельцем автотранспорта и пользуется им в своих целях, то на легковой автомобиль не требуется путевка. Необходимости в ПЛ нет и для юрлиц, являющихся собственником ТС. На крайний случай юрлицу можно составить доверенность на нанятого водителя, тогда штраф не будет грозить ни хозяину автотранспорта, ни его шоферу.

  • Когда за авто отвечает шофер, грозит взыскание в 500 руб. либо предостережение;
  • Если ответственным считается должностное лицо, то штрафные выплаты могут достигать 20 тыс. руб.;
  • Для юридического лица штрафные санкции доходят порой до 100 тыс. руб.

Как заполнить путевой лист

Разные формы путевого листа — в постановлении Госкомстата

Любая компания может пользоваться бланком Госкомстата или сделать свою форму. Разницы нет. Форм Госкомстата несколько — для каждого вида транспорта.

Вот так выглядит утвержденный Госкомстатом путевой лист для легкового автомобиля:

И обратная сторона путевого листа:

Путевой лист оформляют на один день, смену или любой срок, но не больше месяца. На какой срок оформили — столько с ним сможет ездить водитель.

Рассказываем, как заполнить.

Что писать

Серия и номер

Номер ставим обязательно, по порядку. Как вести нумерацию — решает компания. Например, 001, 002

Серия — пропускаем. Это если бланки напечатала типография

Дата

Пишем обязательно. Это день, когда действует путевой лист

Организация

Информация о компании, которая пользуется машиной

Код по ОКПО

Код компании. Узнаем в Росстате или в интернете по ИНН

Марка автомобиля

Пишем марку. Например, ВАЗ 2110

Государственный номерной знак

Номер машины со всеми буквами и цифрами

Гаражный номер

Пишем, если у компании несколько машин. Это внутренний номер, чтобы отличить одну машину от другой

Водитель

Пишем фамилию, имя и отчество полностью

Табельный номер

Номер сотрудника, который ему дали в компании. Номера присваиваются по порядку, как решит компания. У сотрудников могут быть номера 1, 2, 3

Удостоверение №

Пишем номер водительского удостоверения

Класс

Класс водителя зависит от категории прав. Если у водителя все категории, это 1-й класс; управляет только автобусом или легковым автомобилем — 3-й класс

Лицензионная карточка

Не заполняем, это для коммерческих перевозок от 8 человек

В распоряжении

Кто пользуется машиной

Адрес подачи

Пишем адрес компании

Время выезда из гаража

Точное время, когда машина уехала

Диспетчер-нарядчик

Имя и подпись человека, который дает водителю задание

Механик

Имя и подпись человека, который проверяет машину перед поездкой

Время возвращения в гараж и отметки

Диспетчер ставит точное время; пишет отметки, если нужно; имя и подпись

В правом нижнем углу заполняют информацию по движению горючего. Вот как это делают.

Марка горючего

Марка топлива, которым заправляют машину. Например, А-92 или А-95

Выдано по заправочному листу

Нетранспортные компании пишут номер чека, который дали на заправке. Транспортные — сколько топлива выдали в самой компании

Остаток горючего при выезде

Пишем, сколько топлива было в баке до выезда

Остаток горючего при возвращении

То же самое, но после возвращения

Расход по норме

Пишем по норме Минтранса

Показание спидометра при возвращении в гараж

Пишем, сколько показывает одометр

Внизу бланка еще ставят штамп — «Предрейсовый медосмотр пройден» или «Водитель прошел медосмотр, к рейсу допущен». Имя и подпись врача, дата.

С обратной стороны путевого листа заполняем все поля, кроме Кода заказчика. Это если компания оказывает кому-то услуги, например, курьерская фирма возит цветы и документы. Внизу пишем, сколько пройдено за смену — складываем расстояния поездок. Расчет заработной платы заполнять не нужно.

Кто и когда проверяет путевой лист

Эта бумага представляет собой обязательный документ, который может неоднократно проверяться соответствующими инстанциями. Его отсутствие грозит привлечением к ответственности по части второй статьи 12.3, то есть к материальному взысканию в размере 500 рублей. Однако в некоторых случаях проверяющий инспектор дорожной службы может выписать лишь предупреждение.

Кроме представителей ГИБДД бланк вполне может подвергнуться проверке со стороны следующих инстанций:

  • в случае подозрений о нарушении норм трудового законодательства РФ — трудовая инспекция;
  • при необходимости проведения учета и различного рода контроля деятельности: проверки правильности подсчета расходов топлива и все возможных налогов — Федеральная налоговая служба;
  • Госинспекция безопасности дорожного движения занимается проверкой путевого листа в следующих целях:
    • контроль общей безопасности дорожной обстановки;
    • оценка технического состояния и исправности транспортного средства;
    • одобрение правильности построенного маршрута;
    • проверка наличия у водителя удостоверения;
    • оценка безопасности перевозки грузов и пассажиров.

Путевка необходима для заполнения и таксистам. При этом положение водителя такси(является ли индивидуальным предпринимателем или рядовым сотрудником службы такси) не имеет значения. Водители маршрутных транспортных средств имеют право создавать собственные образцы ПЛ (при условии соответствия федеральным стандартам). Стоит указать, что специалисты рекомендуют водителям такси заполнять путевой лист ежедневно.

Данное требование зафиксировано в официальном приказе Минтранса Российской Федерации под номером 152, принятом 18 сентября 2008 года. В приказе зафиксирована обязанность оформления обсуждаемой бумаги для всех автомобилей, которые находятся в собственности фирмы. При этом не имеет значения, для каких целей эксплуатируется авто: для транспортировки грузов, перевозки пассажиров и прочих.

Отсутствие обсуждаемой бумаги является наказуемым правонарушением. В целях пресечения подобного рода игнорирования законов применяются материальные меры воздействия. Стоит также заметить, что за отсутствие путевого листа представители власти не имеют права эвакуировать автомобили таксистов.

Какой предусмотрен штраф за путевой лист

ПЛ входит в число обязательных для упомянутых выше категорий водителей, то есть его при необходимости следует предъявлять сотруднику ГИБДД. «Путевка» должна быть правильно оформленной, содержать всю информацию, которую положено указывать в ней. В противном случае водителя ждет наказание. Какой штраф за отсутствие путевого листа выпишут, зависит от обстоятельств.

За отсутствие и управление без него

Если у водителя, обязанного иметь документ, его не окажется, в протоколе зафиксируют нарушение по ч.2 ст.12.3:

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Наказание налагается и в случае, если бланк заполнен, но его забыли взять с собой. Деньги заплатит водитель авто, так как несет свою долю ответственности за выполнение рейса без «путевки».

В отношении должностного лица, организующего поездку, а также предприятия, которому принадлежит транспорт, могут применить ч.1 ст.12.31.1. В первом случае принудительная выплата составит 20 тыс.р., во втором – 100 тыс.р.

За перевозку на грузовом автомобиле

Транспортировка грузов должна осуществляться с предварительным оформлением поездки. Одно из требований – наличие «путевки», записанное в пункте 9 раздела III Приказа Минтранса №152 от 2008 г.:

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов…

С водителя штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля потребуют в соответствии с ч.2 ст.12.3. Для должностного лица он составит 20 тыс.р., для предприятия – 100 тыс.р., так как они отвечают по ч.1 ст.12.31.1 КоАП.

За управление на легковом авто

Сложностей с отсутствующей «путевкой», если речь о легковой машине физического лица, не бывает. Ведь обычный автовладелец не обязан его иметь.

Иное дело – сотрудник занимающейся перевозкой людей или грузов фирмы. Штраф за управление без путевого листа, который возьмут с него, равен 500 р. А ответственный за транспорт сотрудник и компания заплатят 20 тыс.р. и 100 тыс.р. соответственно.

Служебный легковой автомобиль может предназначаться не для перемещения груза,. Иногда в нем ездит по делам должностное лицо, а за рулем сидит водитель. И необходимость выписывать ПЛ часто игнорируется. В законе нет четкого требования на его оформление в этом случае. Но сотрудники ГИБДД требуют документ, а при его отсутствии назначают штраф. И спорить трудно, когда авто принадлежит юридическому лицу.

Кто и когда проверяет листки

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие путевого листа в ст. 12.3 (ч. 2) в виде штрафа размером 500 рублей. Помимо штрафа, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением водителю.

«Путевки» могут быть проверены представителями следующих контролирующих органов:

  • трудовой инспекции, если есть подозрения, что при оформлении нарушаются права работника,
  • ФНС РФ — в целях определения правильности учета затрат на бензин и обоснованности уменьшения налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок,
  • ГИБДД и Транснадзора — в целях обеспечения безопасности дорожного движения, установления исправности ТС, обоснованности рейса, наличия у водителя права управлять ТС, законности перевозки груза и людей.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы

Рекомендуется составлять листок максимум на один день

Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

500 рублей — таков штраф за отсутствие путевого листа такси 2020 года, и он равен размеру санкций для всех иных водителей. А вот такая мера наказания, как эвакуация такси за отсутствие путевого листа, не применяется. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, эвакуация возможна только при нарушении ч. 1 ст. 12.3, тогда как обсуждаемое правонарушение подходит только под состав ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Штраф за езду без «путевки» для ИП и самозанятого

Отдельно штрафы за отсутствие путевого листа для ИП не установлены, все санкции указаны в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю, исходя из Приказа № 152, этот документ нужен в обязательном порядке, а вот про самозанятых речи в этом нормативном акте нет, из чего можно сделать вывод, что оформлять документ не обязательно. Но практика применения этого положения еще не устоялась.

Сейчас самозанятые не могут получить разрешение на такси без оформления ИП. Глава Яндекс.Такси уже высказал предложение законодателям уравнять в этом отношении ИП и самозанятых и ввести электронные «путевки» в целях простоты оформления.

Необходимо принимать во внимание, что в целях применения КоАП РФ по подобным правонарушениям ИП (ст. 12.31.1 КоАП РФ) приравнивается к юрлицу

Для юридических лиц

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

За неверно оформленный листок

Все зависит от того, какие допущены нарушения оформления. Если отсутствуют сведения о прохождении медосмотра, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если нет отметки о прохождении техконтроля — по ч. 3. ст. 12.31.1 КоАП РФ (размеры наказаний: для физлица — 3000 рублей, для юрлица — 35 000).

За отсутствие штампа медосмотра

В конкретной норме КоАП РФ введен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе, это ч. 2 ст. 12.31.1. Физлицам грозит штраф в размере 3000 рублей, должностным лицам — 5000 рублей, организациям и предприятиям — 35 000 рублей.

За отсутствие «путевки» у водителя грузового авто

Аналогичный порядок применяется, когда назначается штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля. При осуществлении коммерческой перевозки путевой лист обязателен вне зависимости от того, является автомобиль грузовым или легковым: оба эти вида ТС указаны в Уставе автотранспорта, исключений не сделано и в Приказе Минтранса № 152.

За отсутствие «путевки» на легковое авто

Останавливаться на том, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя легкового автомобиля, нет оснований. Это самые распространенные случаи на практике, к которым применяется общий порядок привлечения к административной ответственности. Но нужно уточнить, что путевой лист не требуется, если автомобиль используется не в коммерческих целях, даже если он является служебным.

За что наказывают

Штрафы назначают, когда путевой лист:

  • отсутствует — во время рейса он обязательно должен быть у водителя. При этом нет разницы, что и как транспортируется — груз или пассажиры, на арендованном или собственном автомобиле организации, каким видом транспорта. Если путевого листа нет, инспектор может подумать, что работодатель не проводит предрейсовые медосмотры водителей и техосмотр транспорта. За такие нарушения тоже назначается штраф;
  • неправильно оформлен — штраф выписывают за ошибки по двум моментам. Во-первых, если медработник не указал дату и время проведения медосмотра водителя, а также свою подпись с расшифровкой и штамп в специально предназначенной для этого графе («предрейсовый медицинский осмотр»). Во-вторых, если работник, проводящий техосмотр автомобиля, не указал дату и время проведения осмотра, свою подпись с расшифровкой и пометку о выпуске ТС на линию;
  • не подтверждает расходы на ГСМ — в путевом листе должны указываться обязательные реквизиты, соответствующие требованиям Приказа Минтранса от 11.09.2020 г. № 368. Эти моменты контролирует ИФНС, и когда при проверке выявляется, что путевого листа нет или он неправильно оформлен, компания не сможет доказать свои расходы на ГСМ. Тогда ИФНС подозревает налогоплательщика в занижении прибыли.

Срок действия путевого листа с 2021 года

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №368. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше п/л могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 листа. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 п/л несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать штрафные санкции.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.