На что способны тренажеры для мозга: правда и мифы

Содержание

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Ученые, занимающиеся нейропластикой мозга, рекомендуют родителям не стремиться к  «абсолютному балансу мозга». Развитие способностей вашего ребенка, если оно не имеет клинических предпосылок, не требуют вмешательства со стороны. Работа с левым полушарием может помочь ребенку с предрасположенностью к искусству, так же как и ребенку, который любит физику. Мало того, развитие левого полушария устраняет проблемы концентрации и рассеянного внимания, вне зависимости от того, какое полушарие у него доминирует. Наша команда готова помочь вам.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 5 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Коротко о мозге человека

В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось установить, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, мозг можно развивать. Это значит, что есть ответ на вопрос, как тренировать мозг. И в этом нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.

Есть несколько методов развития мозга. Но американские исследователи Гейл и Пол Деннисон пошли дальше своих коллег и разработали целую программу интеллектуального развития – нейрогимнастику, то есть гимнастику для мозга. Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум». Нейрогимнастика расскажет вам, как развивать мозги.

Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга. Положительные эффекты нейрогимнастики включают в себя:

  • Улучшение восприятия и запоминания новой информации;
  • Улучшение состояния нервной системы;
  • Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
  • Раскрытие скрытых способностей мозга;
  • Синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.

15. Используйте визуальные подсказки

Это последний совет в данном перечне полезных советов, позволяющих простимулировать функциональность головного мозга и улучшить память. Однако это далеко не последний совет, который вы можете найти и использовать для того, чтобы помочь своему мозгу. Заключается он в следующем – используйте визуальные подсказки для своего мозга.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

полагаться на хорошую память – это отлично, однако не помешает, если вы будете периодически размещать у себя на рабочем столе, возле клавиатуры, на холодильнике или еще где-нибудь записки из бумаги (стикеры), которые будут служить напоминанием о различных ежедневных делах.

Используйте также будильник мобильного телефона, оставляя в нем напоминания не только о том, когда вы должны что-либо сделать, но и, собственно, то, что необходимо сделать. Напоминаем: информация, которую вы сами записали, лучше запоминается (кстати, это еще одна из мнемонических техник для улучшения памяти).

Упражнения для улучшения мозговой активности

Тренировать память можно и нужно в любом возрасте. Даже после 50, 60, 70 лет можно легко запоминать информацию, если постоянно развивать свой мозг.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Упражнение “Целлюлярный токинг”

Это очень простое и в то же время эффективное упражнение, которое поможет увеличить скорость мышления и заставить нейроны мозга работать в полную силу.

Суть в следующем. Вам нужно быстро называть предметы, расположенные в комнате: стол, телевизор, люстра, занавески, карандаш, мобильник, шкаф и т. д. Можно просто перечислять названия, а можно описывать их вместе со свойствами. Например, красная лампа, деревянная неприметная шкатулка, бежевый линолеум в клетку и т. п.

Вскоре вы увидите, что паузы между словами становятся все длиннее, в ход пошли жесты, вы начинаете запинаться и путаться. Будьте уверены, со временем вас хватит на более продолжительное время. Получаться будет все лучше и лучше.

Упражнение “Слова наоборот”

Этот метод поможет совместить развитие памяти и внимания. Придумывайте слова и произносите их наоборот. Например, “магазин – низагам”, “капитан – натипак” и т. п.

Важно не записывать и читать с листочка, а именно представлять слова в уме. Для начала можно брать простые слова (нос, лис, кит, том), а дальше переходить на более сложные

Чтобы было проще, делите длинные слова на слоги, а уже потом мысленно переворачивайте:

  • картина: “кар-ти-на” – “ан-ит-рак”;
  • колонка: “ко-лон-ка” – “ак-нол-ок”.

Упражнение “Склад памяти”

Очень хорошая тренировка. Вам нужно назвать фамилии всех известных вам поэтов или писателей.

Здесь можно экспериментировать как угодно. Вместо имен можно перечислять, например, животных саванны, растения, города, реки, прочитанные вами книги, посещенные места, бывших одноклассников, расписание уроков ребенка и т. п.

Упражнение с картами

Вам понадобится колода игральных карт. Смешайте их и вытяните последовательность из 6 карт (число можно постепенно увеличивать). Внимательно посмотрите на них в течение 30 секунд, а затем переверните рубашкой вверх. Попробуйте вспомнить все карты в той последовательности, в которой они лежали перед вами.

Уверена, вам интересно будет узнать, как можно научиться лучше запоминать информацию. Специально для вас мы подобрали эффективные мнемотехники и рекомендации психологов по быстрому запоминанию.

Упражнение “Как прошел день”

Выполнять его полезно перед сном

Когда вы лежите в кровати, постарайтесь вспомнить все детали прошедшего дня: где вы были, с кем разговаривали и о чем, в какой одежде пришла на работу ваша коллега, кто звонил вам на мобильный и в какое время, какая музыка играла в маршрутке, на что вы обращали внимание в продуктовом магазине и т. д

Важно! Такая тренировка должна походить на перебирание бусин в четках: первое событие, затем второе, а за ним идет третье. Это исключительно процесс вспоминания

Если вы начнете выполнять работу над ошибками и вовлекать эмоциональную оценку, упражнение по тренировке памяти превратится в ритуал сожаления и вместо пользы вы рискуете получить бессонницу.

А если вам нужно запомнить какой-либо материал, лучше всего воспользоваться методом Фейнмана.

MasterVision

Сайт: https://isakov.mymv.ru/Стоимость: бесплатно

Бесплатный 3-дневный онлайн-мастер-класс «Возможности памяти»

План мастер-класса

ДЕНЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МНЕМОТЕХНИКУ. МНЕМОТЕХНИКА — СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВАШЕЙ ПАМЯТИ

  • Вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться в современном мире: циф ровой дебилизм, ухудшение памяти, цифровая зависимость, снижение внимания и концентрации, СДВГ, снижение креативности, огромные объёмы информации
  • Работа в ближайшем будущем. Что уже умеют компьютеры? Каково место человека на рынке труда? Какие навыки необходимы современному человеку? Как их развить?
  • Слабые стороны памяти
  • Сильные стороны памяти
  • Мнемотехника как проверенный способ использования скрытых возможностей памяти
  • Иностранные слова
    — Латинские слова
    — Зачем нужен иностранный язык. Билингвизм
    — Сколько времени уходит на изучение иностранного языка?
  • Бонус: пальминг – эффективный способ снять усталость с тела, глаз, перезарядиться

ДЕНЬ 2. МНЕМОТЕХНИКА В БЫТУ

  • Ухудшение памяти
    — Что влияет на ухудшение памяти
    — Какие прогнозы?
    — Количество информации, с которым сталкивается наш мозг
    — Что происходит, когда мы доверяем калькулятору, записной книжке и т.д.
  • Метод локаций (Цицерона, Дворец памяти, Чертоги разума)
    — История появления, вспомните что-то и увидите, где это было
    — Запоминание списка дел
    — Запоминание списка покупок
    — Запоминание ярких моментов из жизни
  • Бонус: метод Пифагора — простой способ улучшить память

ДЕНЬ 3. МНЕМОТЕХНИКА — ПОМОЩНИК В ЭФФЕКТИВНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛЮДЬМИ

Почему мы забываем имена людей?
В чём особенность мозгов мнемонистов?
Польза мнемотехники
Число Данбарра — скольких людей мы помним
Почему важно помнить лица и имена людей?
Основы запоминания имён людей
— Сможете запомнить: новые сотрудники, коллеги, товарищи, знаменитые личности, одногруппники, прочее
Бонус: фингер фитнес — эффективный способ активизировать мозг где угодно и когда угодно

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    Техника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Не откладывай на завтра

Уже сегодня, на основании последних научных тенденций и разработок в области тренировки ума, вы можете начать тренировать свою «основную мышцу» чтобы завтра проснуться успешным человеком и начать новую жизнь.

Вдумайтесь в это слово, которое многих завораживает: английское «businessmen», по-русски звучит, как Предприниматель. Для того, чтобы эффективно что-то предпринимать, необходим развитый ум и интеллект, правильное мышление, концентрация, координация обоих полушарий.

Сегодня вы можете найти упражнения для мозга бесплатно, и сделать первый шаг к своей мечте и к новой жизни. Про успешных и выдающихся людей часто говорят «Вот это мозг!», именно он – основной инструмент для улучшения качества жизни.

Также начните развивать интеллект у своих детей прямо сейчас, чтобы обеспечить им достойное будущее, успех в карьере, и как следствие — хорошие заработки. Впоследствии они поддержат и вас. Упражнения, представленные на нашем сайте, будут полезны для любого возраста.

Развиваем правое полушарие

Отвечающее за образное мышление и творчество правое полушарие хорошо развито у левшей, но правши могут с помощью различных упражнений постараться усилить мозговые процессы в нем. Сделать это сложнее, так как это непривычно для людей, которые привыкли пользоваться правой рукой, не показывают определенных способностей к творчеству. Дома можно предложить ребенку следующие занятия:

  • знакомство с творчеством великих художников, музыкантов;
  • сочинение стихов, написание рассказов;
  • разрабатывание левой руки;
  • фантазирование, придумывание интересных историй;
  • описывание звуков, запахов, сравнение их с определенными образами.

Школьникам младших классов могут помочь в этом упражнения из нейрогимнастики. Их эффективность в этом возрасте обусловлена любознательностью и желанием познавать все новое.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

3. Решайте простые математические задачи

Когда вы попрощались с математикой? После окончания школы? Или университета? Имеет смысл снова сказать «привет» царице наук. Специалисты, занимающиеся изучением головного мозга, в один голос утверждают, что ежедневное решение даже самых простых математических задач на сложение и вычитание однозначно предотвращает отрицательные когнитивные изменения мозга.

Предлагается следующее упражнение для мозга:

решайте каждое утро простейшие математические примеры из арсенала элементарной математики. Делайте это в уме, не используя ни карандаш, ни бумагу, ни (упаси бог) калькулятор. Чтобы усложнить задачу, постарайтесь решать эти примеры в момент, скажем, когда вы готовите завтрак или принимаете душ.

13. Повторяйте информацию вслух

Наверняка каждый из нас знает, что шансы на запоминание информации увеличиваются, если мы эту информацию проговариваем вслух. На этом основаны многочисленные методики образования, которые применялись, применяются и будут применяться всегда в образовательных учреждениях (особенно в начальных).

Более того: французские ученые два года назад недавно опубликовали результаты своих исследований, согласно которым прочитанная вслух информация усваивается на 15 процентов лучше, чем та же информация, которую читают про себя. Выяснилось также, что чтение вслух информации, которую требуется запомнить, способно улучшить память в принципе (ссылка на соответствующее исследование представлена в конце статьи).

Предлагается следующее упражнение для мозга:

каждый раз для того, чтобы запомнить что-либо услышанное, увиденное или прочитанное, рекомендуется проговаривать полученную информацию вслух. Используйте подобную тактику по отношению буквально ко всему: к номерам телефонам, к именам и фамилиям новых знакомых, к только что услышанному прогнозу погоды или курсу валют — в общем, тренируйте мозг каждый раз, как только это возможно.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Упражнения для тренировки мозга на начальных стадиях деменции

Если болезнь «поймать» на начальной стадии, то, как показывает практика, путём регулярных умственных тренировок можно значительно затормозить процесс развития слабоумия.

Невозможно переоценить эффективность поддержания умственных способностей посредством разгадывания кроссвордов, шарад, судоку, любых других головоломок. Кроме этого, психотерапевты предлагают массу упражнений, которые, на первый взгляд, подходят только детям начальной школы. Но именно такие тренировки дают самый высокий результат. Несмотря на простоту, выполнять их лучше в паре с врачом или родственником. Рассмотрим несколько рекомендуемых упражнений:

  1. Вспомните или запишите на бумаге по 10 наименований предметов, относящихся к одному типу (деревьев, цветов, марок автомобилей и т. п). По такому же принципу можно называть прилагательные, подходящие для описания одного предмета.
  2. Игра в антонимы. Её смысл заключается в том, чтобы как можно быстрее вспоминать слово, противоположное по значению названному.
  3. Игра на тему «Какая связь?». Пациенту предлагается пара слов, например, кошка-котёнок. Его задача выявить связь между понятиями и привести свой аналогичный пример.
  4. Составление связного рассказа по нескольким картинкам.
  5. Категории. В этом упражнении пациенту предлагается ряд понятий, относящихся к одной категории предметов (например, мебели) и одно-два неподходящих (например, чашка и ложка), которые и нужно определить.
  6. Упражнение «делай как я». Пациенту предлагается повторять за помощником различные мимики лица, движение руками, ногами туловищем и т. д.
  7. Крайне эффективным для развития когнитивных функций является упражнение «Узнавание на ощупь». Пациенту завязывают глаза и предлагают на ощупь определить заранее приготовленные мелкие предметы и по возможности описать их.

Подобных упражнений множество. Их можно придумывать по аналогии, усложнять или упрощать по мере того, как больной справляется. Неизменным должно оставаться лишь одно – регулярность тренировок (желательно ежедневно).

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Для кого тренажеры памяти, внимания и мышления?

Данные тренировочные программы охватывают широкий диапазон сложностей и обладают гибкой настройкой параметров, что позволяет изменять характер и интенсивность нагрузок, в зависимости от ожидаемого результата.

Для дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста

Именно в этот период использование специализированных тренажеров активизирует интенсивное развитие памяти, дает ребенку понятие про создание образов, в том числе и абстрактных, а игровая форма упражнений делает процесс развития интересным и увлекательным.

Полученные навыки повышают эффективность освоения новой информации в несколько раз, в связи с чем, ребенок может запомнить и осмыслить больший объем информации. Постепенно повышая степень мыслительной нагрузки с самой минимальной, можно подготовить нервную систему к дальнейшей учебе и избежать стрессового состояния, встречающегося в неподготовленных детей.

Для студентов и людей среднего возраста

Освоив базовые навыки и получив среднее образование, человек начинает накапливать необходимую в дальнейшем информацию в больших объемах и для этого как нельзя кстати специальные тренажеры памяти, расширяющие объем долговременного хранилища и дающие навыки обработки, сжатия и кодирования данных.

Даже находясь на постоянном рабочем месте, каждый, без исключения, нуждается в новых знаниях, навыках и развитии в целом, так как его отсутствие непременно ведет к деградации. Для этого необходимо держать свое мышление в тонусе. Онлайн тренажеры для развития мышления создадут контролируемую нагрузку на центры головного мозга и позволят регулярно заниматься саморазвитием.

Пользу от таких тренировок видно во всех сферах жизни, начиная от продуманного распределения времени, заканчивая эффективным выполнением ежедневных задач. Сконцентрированный работник больше ценится в любой компании, так как совершает гораздо меньше ошибок и всегда способен внести стоящее предложение.

Для пожилого возраста

Окончание своей карьеры и достижение поставленных целей еще не повод оставить прогресс в своем умственном развитии

Многочисленные исследования показали, что ясность ума в уважительном возрасте сильно зависит от характера и интенсивности нагрузок на память, мышление и внимание. Активная деятельность головного мозга запускает процесс восстановления и создания новых синаптических связей что благотворно сказывается на интеллекте, умственных способностях и здоровье нервной системы

Ненавязчивое и приятное времяпровождение за интеллектуальным заданием в онлайн-тренажере не только повысит внимание или сохранит память до глубокой старости, но и по заявлениям врачей поможет избежать некоторых заболеваний головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера, основной причиной которой становится бездействие клеток головного мозга в пожилом возрасте

Специальные методики, применяемые в клиниках деменции

В стационары, как правило, попадают люди, которые находятся на последней стадии развития патологии, при которой функции мозга настолько угасли, что простые бытовые или игровые способы реабилитации бесполезны. Однако и для таких случаев существуют методики, помогающие хотя бы частично удерживать личность в реальности. Методик много, остановимся лишь на некоторых.

Метод 10-минутной стимуляции Уте Шмидт-Хакенберг (Германия)

Его принцип заключается в том, чтобы заставить пациента вспомнить событие или их цепь (разумеется только положительные), которые произошли с ним в молодости. Для этого выбирается какой-либо предмет, который должен сыграть роль раздражителя (стимулятора деятельности мозга). Например, ракушка может ассоциироваться со счастливой поездкой к морю. Даже не вникая в тонкости, понятно, чтобы метод сработал необходимо провести огромную работу по изучению всей жизни пациента и найти подходящий раздражитель. Когда пациент начинает регулярно правильно откликаться на различные раздражители, вспоминая «как оно было», метод потихоньку переводят в обиход, например, в виде раздражителя выступает тарелка, и пациент знает, что надо есть, при виде полотенца – что надо мыть руки и т. п.

Тренировки проводятся ежедневно до достижения результата. Чем тяжелее стадия заболевания, тем короче будут занятия, чтобы сохранить у пациента интерес к ним.

Арт-терапия Анжелы Байерс (Франция)

Замечено, что люди с когнитивными отклонениями расположены к занятиям с различными предметами, для каждого из которых у них своё действие: одни предметы они прячут, другие раскладывают, третьи заворачивают и т. д. Врач не вмешивается, а только наблюдает (за исключением случаев проявления агрессии). По наблюдениям психотерапевтов подобные игры позволяют больным спокойно погрузиться в себя, что поддерживает их индивидуальность. Иногда удаётся добиться такого эффекта, при котором больной почти понимает, что делает. Это считается большим успехом.

В заключение хочется подчеркнуть, что деменция – это тяжёлый недуг, но не стоит опускать руки. Правильный уход и регулярные тренировки могут на долгие годы отодвинуть угасание мозга ваших родных и близких.

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой

Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.