Я хочу проверить, корректно ли проходит проверка

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Являются ли результаты КНП обязательными для следующих мероприятий контроля

КНП и ВНП являются видами налоговых проверок, при этом КНП может предшествовать ВНП. Если при проведении КНП получение какой-либо информации затруднено либо невозможно и существуют основания заподозрить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов, информация передается в отдел планирования для решения вопроса о назначении ВНП (п. 13 письма ФНС РФ от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Проведение контрольных мероприятий в отношении ранее изученных в ходе КНП деклараций (периодов и налогов) не может считаться назначением повторных проверок. ВНП является углубленной формой налогового контроля. В определении КС РФ от 20.12.2016 № 2672-О пересмотр результатов КНП при последующей выездной проверке не ущемляет права налогоплательщика, а гарантирует соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Даже если лицо удачно оспорило в суде результаты КНП и было освобождено от доначислений, но при проведении ВНП были обнаружены ранее не выявленные нарушения, при рассмотрении результатов ВНП суд может поддержать налоговый орган, сославшись на новые доказательства (определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О). Если проверяющие используют законный механизм ВНП исключительно с целью исправления собственных ошибок, допущенных при КНП, суд может встать на сторону налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 29.11.2012 по делу № А46-17546/2012). 

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Выездная
налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но
в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для
проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового
органа.Выездная
налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным
предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других
лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои
особенности. Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых
помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц.
Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет
проводиться по месту нахождения налогового органа.

В случае, если налогоплательщик — физическое лицо
препятствует проведению проверки, подпунктом предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие
уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них
информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных
налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа
к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с
содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух
месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения
учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.

Выездная
проверка налогоплательщика проводится в течение двух месяцев.

Срок
проведения выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в
следующих случаях: налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует
о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной
проверки; на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение,
пожар или другие чрезвычайные происшествия; вы не представили в установленный
срок документы по требованию налоговых органов; имеются иные обстоятельства.

Срок проведения выездной налоговой проверки
исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной проверке.

Важное замечание: В некоторых случаях срок выездной проверки может быть
приостановлен (общий срок
приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть
месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен: в связи с необходимостью получения информации
от иностранных госорганов в рамках международных договоров, в связи с
необходимостью проведения экспертизы, перевода на русский язык документов,
которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у
контрагента проверяемого налогоплательщика
или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого
налогоплательщика.

Налогоплательщик
обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих
выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с
исчислением и уплатой налогов.

Функции ИФНС и понятие налоговой проверки

ИФНС, как любой государственный орган, наделен определенными правами и обязанностями по отношению к любым субъектам предпринимательской деятельности, куда относятся ИП, а также различные юридические компании. В его обязанности, как было указано выше, входит контроль за правильным и своевременным начислением и перечислением всех предусмотренных платежей в казну.

Контроль над начислением, и уплатой всех обязательных платежей, является главной обязанностью ИФНС. Он может осуществляться двумя способами:

  • контроль при помощи проверки поступлений в казну обязательных платежей;
  • контроль при помощи различных налоговых проверок.

В первом случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами этой службы проводятся различные установленные действия, по контролю над органами, отвечающими за принятие специальных платежей, по которым ИП и другие субъекты предпринимательской деятельности перечисляют денежные средства в виде обязательных платежей, чтобы средства не пошли мимо казны.

Во втором случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами инспекции осуществляются различные документальные контроли ИП и иных юридических лиц с целью отслеживания правильности начисления и последующей уплаты обязательных денежных сумм в государственную казну. Сразу нужно подчеркнуть, что такая налоговая проверка ИП ничем не отличается от аналогичной для иных субъектов предпринимательской деятельности, которые получают доход, и ведут предпринимательскую деятельность на территории нашего государства.

Такой способ контроля характеризуется тем, что данными мероприятиями могут быть охвачены все сферы экономической деятельности ИП либо иного предприятия, начиная со счета в банке, и заканчивая документальной ревизией товаров и иных материальных ценностей, которые составляют объект налогообложения.

Подведя итог, можно сказать, что такие мероприятия, это деятельность ИФНС направленная на осуществление контроля документов и иных материальных ценностей ИП и других субъектов хозяйственной деятельности. Они направлены на то, чтобы отследить правильность начисленных платежей всеми субъектами хозяйственной деятельности, а также выявление несоответствий (нарушений), что ведут к неполному начислению и последующей уплаты обязательных бюджетных платежей. Поэтому налоговая проверка ИП носит обязательный характер.

Данная деятельность ИФНС регулируется Налоговым кодексом, Федеральными законами, письмами и постановлениями Правительства РФ, и Государственной фискальной службой, поэтому при появлении представителей органов инспекции, субъекты хозяйственной деятельности, и особенно ИП, подвергающиеся контролю должны знать свои права и обязанности, а также права и обязанности ИФНС.

Индивидуальные предприниматели являются самым уязвимым звеном, поскольку, в большинстве случаев они пытаются решать вопросы с инспекцией самостоятельно. Некоторые специалисты рекомендуют ИП обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые могут выступить в качестве ответственного лица, которое будет сопровождать любое мероприятие, проводимое ИФНС.

Налоговые проверки в 2021 году

Главный тренд — проверки становятся риск-ориентированными. Проверить все компании невозможно, зато можно отсортировать их по уровню возможных нарушений и сборов в бюджет. Инспекции должны максимально эффективно распоряжаться своим временем, поэтому они не пойдут к ИП с двумя сотрудниками, когда есть «подозреваемые» с миллиардными оборотами и схемами дробления бизнеса. 

Для поиска потенциальных объектов проверки пользуются 14 критериями. Мы подробно рассказывали о них в статье. Анализировать данные помогают специальные программы — например, очень известна АСК НДС-2, которая строит цепочки контрагентов и помогает выявлять уход от НДС. Вообще, считается, что налоговая — самый технически продвинутый контролирующий орган. 

Проверьте, соответствует ли ваша компания критериям налогового риска. Один из самых важных — налоговая нагрузка. Она не должна быть сильно ниже среднего по отрасли. 

Проверки компаний-однодневок

Зачастую на фирмах, которые также принято называть «однодневками», согласно нормативно-правовым актам проводится камеральная налоговая проверка. Документы запрашиваются центральной инспекцией из местных органов, происходит это по цепочке, которую мы рассмотрим ниже.

Известно, что компании-однодневки не создаются с какой-то четкой целью вести экономическую производственную деятельность, поэтому для того, чтобы уличить таких субъектов в налоговых правонарушениях, проводится целая процедура.

Существуют некоторые признаки, говорящие о том, что предприятие неблагонадежное:

  • расчет за финансово-хозяйственные операции ведется нетипичным образом – это могут быть переуступки прав требования, векселя, бартеры и прочие;
  • если среднеотраслевая нагрузка показывает прибыльность компании, но отчетные данные в исполнительные органы говорят об обратном;
  • субъект хозяйствования и вовсе не предоставляет отчетные документы соответствующим государственным организациям;
  • если займы фирмы в совокупном объеме значительно больше, чем выручка;
  • предприятие с определенной периодичностью подает заявления о возврате выплаченных налоговых обязательств;
  • компания применяет цены нерыночного уровня;
  • предприятие имеет организационно-правовою форму ООО.

Ежедневно в базы местных налоговых органов приходят данные о поступлениях субъектов на учет, изменениях в их деятельности и ликвидации. Фирмы, попадающие под критерии выше, выделяются в отдельную категорию и передаются для ознакомления в центральную налоговую инспекцию.

Но это вовсе не значит, что тотчас начнется проведение налоговых проверок на данных субъектах хозяйствования, нет. Представители центральных органов анализируют полученные от этих предприятий декларации, при необходимости делают запросы в финансовые учреждения, полученные данные сопоставляют с фактическими и отчетными. И только лишь тогда, в случае возникновения подозрений, центральные органы поручают местным исполнителям провести процедуру проверки на предприятиях.

И лишь после, по итоговым результатам, выносится решение либо о благонадежности компании, либо о нарушениях в отношении действующего законодательства.

Типичные нарушения при проведении налоговой проверки

Далее я рассмотрю некоторые типичные ошибки при проведении налоговой проверки, которые необходимо документально фиксировать, для того чтобы потом можно было признать результаты проверки недействительными или отстоять свою правоту в суде.

Нарушение 1. Незаконное расширение вопросов проверки. Налоговые инспектора запрашивают информацию и документы, не указанные в постановлении о проведении проверки и не касающиеся вопросов проверки (например, проверяется налог на прибыль, а запрашивают документы по НДС). Очень серьезное нарушение, только помните, что необходимо получить от них письменный запрос, несоответствующий постановлению.

Нарушение 2. Повторная проверка уже проверенных ранее периодов/налогов. Такое при проведении налоговой проверки не допускается, однако, в этом правиле есть исключения. Например, это возможно, если проверяется деятельность налогового органа, осуществляющего предыдущую проверку, если предоставлена уточненная налоговая декларация или если происходит ликвидация или реорганизация предприятия.

Нарушение 3. Нарушение количества или сроков проведения проверки. В законодательстве четко оговорено, сколько каких налоговых проверок и в какие сроки может осуществляться. Все, что превышает эти нормы — очень серьезное нарушение.

Нарушение 4. Проведение налоговой проверки не тем органом, в котором вы стоите на учете. Подобные нарушения встречаются не часто, но иногда тоже имеют место. Очень веское основание для оспаривания результатов в суде.

Нарушение 5. Неправильная дата в акте проверки. Бывает, что инспектора «на дурачка» предлагают подписать акт проверки задним числом, придумывая для этого какие-то объяснения. Не попадайтесь на эту уловку, поскольку так вы потеряете возможность оспорить результаты в установленный законом срок (например, сейчас — 15 дней). Также ни в коем случае не подписывайте акт без даты — потом ее нарисуют не в вашу пользу.

Нарушение 6. Угрозы и давление. Очень часто применяемые «методы» работы налоговых инспекторов, однако они могут отлично сработать и против них, если вы их зафиксируете и потом предоставите в качестве доказательств в суде.

Нарушение 7. Необоснованная выемка документов. Если при проведении налоговой проверки у вас изымают какие-либо документы без наличия письменного и законодательно обоснованного мотива — это очень серьезное нарушение: фиксируйте этот факт обязательно.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое налоговая проверка, каких видов она бывает, как вести себя с проверяющими. Конечно же, это лишь общая вводная информация. Чтобы достойно пройти налоговую проверку, повторюсь, вы должны хорошо ориентироваться в актуальном налоговом законодательстве, а также не бояться, не нервничать, воспринимать все происходящее с холодным умом.

На этом все. Желаю вам успешного прохождения любых налоговых проверок и процветания вашему бизнесу! Увидимся на Финансовом гении!

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться – привести все дела компании в порядок

На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

Обратитесь к Налоговому кодексу. Изучите права и обязанности проверяемого (статья 21, 23 НК РФ) и налогового органа (статья 31, 32 НК РФ).
Приведите в порядок документацию. Убедитесь о наличии всех оригиналов учредительных, регистрационных, разрешительных документов. Проверьте на месте ли правоустанавливающие документы на имущество компании, документы об избрании, назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера. Не забудьте удостовериться в наличии договоров с контрагентами

Также обратите внимание на подписи первичных документов – они должны быть подписаны от руки.
Проверьте контрагентов. Проведите проверку на сайте Федеральной налоговой службы: наличие регистрации в ЕГРЮЛ, наличие налоговой задолженности и сдачу отчетов

Кроме этого, у контрагента можно потребовать заверенные копии устава, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, решение о назначении руководителя, последней бухгалтерской отчетности.
Подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности по отношению контрагентов, например, это может быть деловая переписка. Также проверьте наличие доказательств, которые подтверждают экономическую выгоду от сделки.
Подготовьте помещение. Для проверяющих неплохо будет выбрать отдельное место. Тем самым, ограничив доступ к документам, которые не имеют отношения к данной проверке, и к сотрудникам, которые могут наговорить много “лишнего”. Разумно также будет провести беседу с работниками. Поручите общение с налоговиками одному или нескольким сотрудникам. Напомните, что их высказывания должны основываться только на фактах. При этом необходимо отвечать кратко и только по делу.

Как продляется срок проведения выездной налоговой проверки?

Решение может быть принято руководителем или замом руководителя ФНС, вышестоящего проверяющей инспекции. В некоторых случаях, решение принимается исключительно руководителем ФНС России (его замом). В п. 3 Оснований, приведенных в Приложении № 4 к Приказу № ММВ-7-2/189@ содержатся основания для продления проверочных мероприятий высшими должностными лицами ФНС.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Они выносят соответствующее решение, если:

  1. Требуется продлить проверку, которая проводится региональной ФНС.
  2. Проводится межрегиональная проверка.
  3. Проверка осуществляется ФНС России.

Форма решения утверждена на законодательном уровне, однако она необязательна к применению, соответственно, данный документы может быть составлен по произвольному шаблону, а неиспользование утвержденной формы не является нарушением законодательства.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:

Основания для проведения налоговых проверок

Плановая проверка налоговой службы.

Главным основанием для проведения плановой проверки налоговой службы может послужить выписка, выданная уполномоченным органов в координации плановых проверок, с наличием подписи и печати соответствующего формата.

Основанием проведения проверки может послужить приказ ГНС с полным указанием целей, сроком периода проверки, длительностью работы налогового органа на данном участке и полным составом лиц.

Внеплановая проверка налоговой службы.

В случае проведения внеплановой проверки лиц, ликвидирующих юридическую деятельность, основанием может послужить заявление юридического лица о ликвидации компании или уведомление регистратора (налоговой службы) о ликвидации организации, а так же по приказу органа, осуществляющего контроль налоговой службы.

При решении о проведении проверки государственной налоговой службой в документах указывается наименование организации, сроки проведения и налогового периода, а также состав комиссии, которая проводит проверку.

Уполномоченный орган при решении об осуществлении внеплановой проверки налоговой должен выдать документы с указанием проверяемого объекта, налогооблагаемого периода работы организации и сроков проведения внеплановой проверки.

Основаниями для проведения внепланового прихода налоговой службы служит закрытие организации, решение о проведении уполномоченного органа в координации действий контролирующей службы или приказ ГНС.

Встречная проверка налоговой службой.

Проведение встречной проверки юридических лиц проводится в двух случаях: по решению органа, координирующего действия контролирующей службы, и по приказу ГНС.

В случае проведения встречной проверки по решению органа контролирующей службы выдаются документы, в которых указано предприятие, проходящее проверку, цели и сроки, а также взаимоотношения организации, которая подлежит проверке.

Приказ государственной службы включает перечень лиц, производящих проверку, цели и дату осуществления проверки налоговой службой.

Результаты налоговой проверки — справка по форме КНД 1165010 и акт по ВНП по форме КНД 1160098

Проведение выездной налоговой проверки завершается составлением справки по форме КНД 1165010. Документ отражает предмет анализа и сроки контрольных мероприятий. Справка передается в последний день проверки налогоплательщику, либо его представителю. Дата составления документа – день окончания работы налогового инспектора.

Справка также необходима для обозначения начального срока вынесения окончательного решения по проверке. Практические мероприятия не последний этап работы налоговой инспекции, далее необходимо проанализировать полученные сведения и составить итоговый документ. На это отводится отдельное количество времени.

В соответствии со ст. 100 НК РФ результаты фиксируются в акте выездной проверки по форме КНД 1160098. На его оформление отводится 2 месяца со дня получения налогоплательщиком справки.

Такой документ выездной налоговой проверки составляется при любых обстоятельствах, независимо от того, выявлены нарушения или нет.

Акт согласно положениям закона должен включать в себе ряд обязательных сведений, к которым относят:

  • дата составления акта, которой считается день подписания документа всеми уполномоченными лицами;
  • полное и сокращенное наименование организации, а также ее подразделения, если проверка направлена на его деятельность;
  • должность и полное имя лица, уполномоченного на проведение проверки, а также наименование органа, руководитель которого ее инициировал;
  • дата и номер решения руководителя соответствующего налогового органа о назначении проверки;
  • перечень документов, которые поступили со стороны налогоплательщика, а также представленных проверяющим в ходе контрольных мероприятий;
  • срок, точные даты начала и окончания проверки;
  • предмет — вид налогов, подлежащих проверке;
  • адрес нахождения проверяемой компании;
  • перечень процедур, реализованных в рамках конкретной проверки;
  • документы, подтверждающие факты нарушений, если таковые были выявлены;
  • выводы, предложения и рекомендации должностного лица по результатам проверки, сроки устранения недостатков.

К акту должны прилагаться документы, которые подтверждают нарушение законодательства. При этом ранее предоставленные бумаги со стороны налогоплательщика не являются приложением к нему.

Плательщик налогов может подать возражения на акт, дать пояснения относительно рекомендаций и предложений сотрудника ФНС России. Сделать это допускается не позже 15 рабочих дней с момента получения документа.

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

1 апреля 2014

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственныйсоветник РФ 3-го класса Д.В. Егоров

Какие налоговые проверки бывают

ИП – это субъект предпринимательской деятельности, который обязан вести налоговый учет. Сведения о доходах, расходах, уплаченных взносах и авансовых платежах предприниматель сообщает в налоговых декларациях. Форма отчета и периодичность его сдачи зависит от применяемой системы налогообложения.

Например, ИП на УСН сдает всего одну годовую декларацию, а на ЕНВД отчитываться надо каждый квартал. Деклараций нет только на патентной системе налогообложения, потому что стоимость патента, т.е. сумма налога, известна заранее.

В ходе камеральной проверки ИФНС проверяет каждую полученную декларацию в течение трех месяцев после ее сдачи. Что такое камеральная налоговая проверка? Это изучение формы и содержания декларации в самой налоговой инспекции, без специального уведомления ИП.

Инспектор проверяет корректность заполнения, а также оценивает достоверность указанных данных. Если в ходе камеральной проверки возникнут вопросы, то инспекция направит налогоплательщику требование дать пояснения или представить уточненную декларацию. Обычно камеральная налоговая проверка ИП на этом и заканчивается, но если полученные пояснения не удовлетворили ИФНС, то составляется акт и выносится решение о результатах.

Выездная налоговая проверка существенно отличается от камеральной. Она проводится на основании не одной декларации, а за определенный период деятельности ИП – до трех лет. Выездная проверка может длиться до двух месяцев, с возможностью продления до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Выездная проверка ИП налоговой инспекцией может проводиться по месту его жительства, однако доступ в жилые помещения возможен только с согласия проживающих в них.

На практике такая проверка обычно проводится не дома у предпринимателя, а в его офисе, магазине или другом коммерческом помещении. Можно специально для проведения выездной проверки ИП временно арендовать помещение, где созданы условия для инспектора.

Если же предприниматель не может создать соответствующих условий, то выездная проверка проводится в самой ИФНС. Для этого надо представить в инспекцию все необходимые документы и материалы.

Классификация налоговых проверок

Начнем с того, что этот сложный процесс можно разделить в соответствии с несколькими критериями: по объему предоставленной документации, по способу организации процедуры, по цикличности и месту проведения.

Виды налоговых проверок согласно объемам информации:

  • Целевые: охватывают какой-либо хозяйственный цикл или комплекс взаимосвязанных финансовых операций. Как правило, подобные процедуры возникают вследствие подозрительных взаимоотношений между контрагентами и охватывают что-то одно: либо экспортно-импортные движения капитала, операции на льготной основе, денежные потоки и прочее. Могут проводиться как в индивидуальном ключе, так и в комплексе с другими процессами.
  • Тематические: охватывают операции, которые задействованы в одной или нескольких разновидностях налогов (например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. п.). Подобные проверки осуществляются по решению руководителя исполнительной службы.
  • Комплексные: в данном случае выбирается определенный период финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проверяются абсолютно все направления налогообложения. Касаемо их частоты — здесь у современного законодательства двоякое представление. Если предприятие, по мнению представителей службы, исправно выплачивает обязательства перед государством, а также нет оснований предполагать, что в учете допускаются нарушения, то проверок может и вовсе не быть. Если же представители власти имеют основания для подозрения о недобросовестном ведении бизнеса, то процедура должна выполняться не реже чем один раз в три года.

Виды налоговых проверок по способу организации:

  • Внезапные: в данном случае не является обязательным предупреждение субъекта хозяйствования о проведении процедуры, поэтому зачастую этот процесс носит настолько неожиданный характер, что предприниматель не успевает даже подготовить из архива необходимые документы.
  • Плановые: осуществляются согласно расписанию на отчетный период. Субъект хозяйствования о такой процедуре предупрежден за несколько месяцев.

Согласно цикличности процесс проверки может быть:

  • Повторным: на данный момент практически изжил себя в современной практике, поскольку, согласно законодательству, не может проводиться в том случае, если налоги выплачены в казну в полном объеме.
  • Контрольным: назначается в том случае, если был доказан факт некачественного проведения предыдущей процедуры. Активно применяется в современной практике.

Классификация в соответствии с местом и причиной проведения:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная;
  • встречная.

Поскольку каждый субъект хозяйствования сталкивается со всеми видами проверок из вышеназванного перечня, остановимся на них подробней и рассмотрим, что они собой представляют.